Презентация на тему "Древние славяне" 6 класс

Презентация: Древние славяне
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Древние славяне" знакомит учеников с нашими предками - древними славянами, их верованиями, образом жизни, деятельностью, праздниками, традициями; разделением на племена (поляне, дреговичи, кривичи, родимичи). В конце содержатся вопросы для обсуждения в классе.

Краткое содержание

  • Образ жизни древних славян;
  • Занятия славян;
  • Язычество: боги и идолы;
  • Племена древних славян.

Содержание

  • Презентация: Древние славяне
    Слайд 1

    Наши древние предки славяне

  • Слайд 2

    Цель

    Знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей.

  • Слайд 3

    И. Никитин, «Русь»

  • Слайд 4

    Под большим шатромГолубых небес –Вижу – даль степейЗеленеетсяИ на гранях их,Выше темных туч,Цепи гор стоятВеликанами.

  • Слайд 5

    По степям, в моряРеки катятсяИ лежат путиВо все стороны.Широко ты,Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернулася!

  • Слайд 6

    У тебя ли нетПоля чистого,Где б разгул нашлаВоля смелая?У тебя ли нетПро запас казны,Для друзей стола,Меча недругу.

  • Слайд 7

    И во всех концахСвета белогоПро тебя идетСлава громкая.Уже есть за что,Русь могучая,Полюбить тебяНазвать матерью.Стать за честь твоюПротив недругаЗа тебя в нуждеСложить голову.

  • Слайд 8

    В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург.На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни.Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.

  • Слайд 9

    Посёлок древних славян

  • Слайд 10

    Занятия древних славян

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Древние славяне использовали в работе различные орудия труда, которые изготовляли сами.

  • Слайд 13

    В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера" (“народ" - это одно из значений древнеславянского слова “язык").Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам.

  • Слайд 14

    Язычество

    Бог Род - верховный владыка Вселенной.К нему славяне обращались через любое Божество, как к прадеду своего рода и родоначальнику Божеств.

  • Слайд 15

    Бог Сварог - Отец Небесный.Сварог сотворил Землю; создал сушу и океаны; создал новых богов и небесных воинов.

  • Слайд 16

    Сварог подарил людям огонь небесный (Солнце – Ра) и огонь земной (огонь домашнего очага), на котором можно приготовить пищу и у которого можно согреться,научил людей готовить из молока творог и сыр – священную еду, дар Богов.

  • Слайд 17

    Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы люди могли возделывать землю; боевую секиру и меч, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного питья и пищи.

  • Слайд 18

    День почитания Сварога приходится на 14 ноября.

  • Слайд 19

    Славянские идолы

  • Слайд 20

    Язычество

    Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты.Опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи.

  • Слайд 21

    Леля (Ляля) - богиня весны.Она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ.

  • Слайд 22

    Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти.Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. егенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но в ужасе отступает перед его лучезарной мощью.

  • Слайд 23

    Славяне разделялись на разные племена, которые имели свои особенности и место обитания.

    Наиболее известными были славянские племена:

    • Поляне - «те кто живет в полях».
    • Дреговичи - от славянского слова «дрегва» - болото.
    • Кривичи - те кто жили в местах неровных, с лесами.
    • Радимичи - союз восьми племен, которые породнились между собой.
  • Слайд 24

    Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад?

  • Слайд 25

    Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне?

  • Слайд 26

    Пословицы, в которых отражены черты характера славян:Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.Родина – мать, умей за неё постоять.Где смелость, там и победа.Храбрость города берёт.Все за одного, один за всех.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Землю солнце красит, а человека труд.

  • Слайд 27

    Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке?

  • Слайд 28

    Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины?

  • Слайд 29

    В заключении нашей с вами беседы, предлагаю вам, ребята, сыграть в русскую народную игру «Колечко», которую очень любили на Руси.

  • Слайд 30

    Используемые интернет ресурсы

    • http://pptcloud.ru/
Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект клубного часа на тему: «Наши древние предки славяне»

Цель: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей

Оборудование: слайды по теме, музыкальное сопровождение, карточки.

Ход мероприятия:

I. Начало.
Учитель: Здравствуйте дети, сегодня наш клубный час будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Начнем нашу беседу с чтения стихотворения замечательного поэта И. Никитина «Русь».
(Дети по очереди читают отрывки стихотворения «Русь», представленные на отдельных слайдах)

II. Ввод темы. (Показ слайда с названием темы).

III. Тема.
Учитель: А сейчас обратите внимание на тему клубного часа: «Наши древние предки славяне» Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся с их жизни, повседневными занятиями, обычаям, верованиями и богами, которым они поклонялись.

IV. Цели.
(Показ слайда с целями).
Учитель: Целью нашей с вами беседы будет знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение вашего словарного запаса новыми названиями и именами.

V. А знаете ли вы?
Учитель: В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург. На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни. Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: Что вы думаете о названии народа «славяне»? Какие однокоренные слова вы можете назвать? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя)
Учитель: Поселения, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние города и деревни.
(Показ слайда с изображением поселка древних славян).
Учитель: Ребята, как вы думаете почему поселок выглядит именно так и расположен в такой местности? Для чего служила славянам стена? Как они использовали лес и реку?
(обсуждение с детьми, подведение итога учителем).
Учитель: Ребята, нашим предкам приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем.
(Показ слайда с изображением занятий древних славян).
Учитель: Глядя на рисунок, скажите пожалуйста, какую работу выполняли славяне? И дляы чего она была необходима?
(обсуждение с детьми, подведение итогов учителем).
Учитель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд.
(Показ слайда с изображением славянских орудий).
Учитель: Как вы думаете, для чего использовался каждый из этих инструментов?
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.
Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера" (“народ" - это одно из значений древнеславянского слова “язык"). Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам.
(Показ слайда с текстом).
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем о нескольких наиболее известных и почитаемых божествах древних славян, узнаем их имена, олицетворяемые ими силы природы, занятия людей которым они покровительствовали и помогали.
Предварительная работа: раздать ученикам карточки с небольшими заметками о каждом из божеств.
Учитель: Сейчас перед вами изображение бога Рода – Верховного владыки Вселенной.
(Показ соответствующего слайда с изображением и текстом).
Учитель: Бог Род был самым почитаемым из Богов, прародителем всех остальных богов.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Выберете карточку соответствующую данному деянию бога Рода.
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: Бог Род подарил людям тепло и свет.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: Бог Род заботился о пропитании и безопасности славян и помогал им.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: День почитания бога Рода приходился на 14 ноября.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Древние славяне изображали своих богов в виде идолов, которым покланялись и приносили дары. Идолы имели разную форму и размер, их изготовляли из дерева и камня. Посмотрите на несколько таких идолов.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Что вы думаете об этих изображениях Богов?
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: Кроме верховного бога Рода, существовало множество других богов, которые обладали разной силой, управляли различными явлениями природы, покровительствовали славянам в их занятиях. Одной из таких богинь была Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Ребята выберете карточку с описанием, соответствующим Деване.
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).
Учитель: Еще одной доброй и любимой богиней была Леля – богиня весны.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Ребята, какая карточка соответствует Леле?
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).
Учитель: Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которые назывались нечистой силой, и вызывали у наших предков страх и неприязнь. Одной из таких богинь была Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Какая карточка будет соответствовать этому божеству?
(ответ детей, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: Наши предки жили не единым народом и не все вместе. Славяне разделились на разные племена, каждое из которых имело свои особенности и место обитания. Наиболее известными и были славянские племена: поляне, дреговичи, кривичи и родимичи.
(Показ слайда с текстом).
Учитель: А теперь мне потребуется два человека для выполнения задания.
(к доске выходят два ученика).
Учитель: Ребята предложите ваши варианты происхождения таких названий племен?
(предложение отвечающих, обсуждение с остальными детьми, вывод учителя, показ правильных ответов на слайде).
Учитель: А сейчас, ребята ответьте на несколько вопросов.
(Показ слайда с вопросом).
Учитель: Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад?
(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).
(Показ слайда с вопросом).
Учитель: Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне?
(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).
Учитель: На прошлом занятии мы с вами узнали русские пословицы и поговорки о дружбе, храбрости, трудолюбии, патриотизме. Кто из помнит? Сейчас вы будете читать пословицу и говорить о чем она.
(Показ слайда с текстом пословиц).
(на слайде появляется пословица, ученик читает её и говорит о чем она и как он её понимает, обсуждение с детьми и вывод учителя и т. д.).
Учитель: Ребята, ответьте на вопрос, Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке?
(Показ слайда с вопросом).
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: И последний вопрос. Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины?
(Показ слайда с вопросом).
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: Вот и подошла к концу наша с вами беседа о славянах. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.
Учитель: И в конце нашего клубного часа предлагаю сыграть в очень интересную и древнюю игру наших предков «Колечко», которую очень любили на Руси.
(Показ слайда с текстом).
(дети играют в игру).

Конспект клубного часа на тему: «Наши древние предки славяне»

Цель: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей

Оборудование: слайды по теме, музыкальное сопровождение, карточки.

Ход мероприятия:

I. Начало.
Учитель: Здравствуйте дети, сегодня наш клубный час будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Начнем нашу беседу с чтения стихотворения замечательного поэта И. Никитина «Русь».
(Дети по очереди читают отрывки стихотворения «Русь», представленные на отдельных слайдах)

II. Ввод темы. (Показ слайда с названием темы).

III. Тема.
Учитель: А сейчас обратите внимание на тему клубного часа: «Наши древние предки славяне» Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся с их жизни, повседневными занятиями, обычаям, верованиями и богами, которым они поклонялись.

IV. Цели.
(Показ слайда с целями).
Учитель: Целью нашей с вами беседы будет знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение вашего словарного запаса новыми названиями и именами.

V. А знаете ли вы?
Учитель: В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург. На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни. Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: Что вы думаете о названии народа «славяне»? Какие однокоренные слова вы можете назвать? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя)
Учитель: Поселения, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние города и деревни.
(Показ слайда с изображением поселка древних славян).
Учитель: Ребята, как вы думаете почему поселок выглядит именно так и расположен в такой местности? Для чего служила славянам стена? Как они использовали лес и реку?
(обсуждение с детьми, подведение итога учителем).
Учитель: Ребята, нашим предкам приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем.
(Показ слайда с изображением занятий древних славян).
Учитель: Глядя на рисунок, скажите пожалуйста, какую работу выполняли славяне? И дляы чего она была необходима?
(обсуждение с детьми, подведение итогов учителем).
Учитель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд.
(Показ слайда с изображением славянских орудий).
Учитель: Как вы думаете, для чего использовался каждый из этих инструментов?
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.
Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера" (“народ" - это одно из значений древнеславянского слова “язык"). Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам.
(Показ слайда с текстом).
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем о нескольких наиболее известных и почитаемых божествах древних славян, узнаем их имена, олицетворяемые ими силы природы, занятия людей которым они покровительствовали и помогали.
Предварительная работа: раздать ученикам карточки с небольшими заметками о каждом из божеств.
Учитель: Сейчас перед вами изображение бога Рода – Верховного владыки Вселенной.
(Показ соответствующего слайда с изображением и текстом).
Учитель: Бог Род был самым почитаемым из Богов, прародителем всех остальных богов.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Выберете карточку соответствующую данному деянию бога Рода.
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: Бог Род подарил людям тепло и свет.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: Бог Род заботился о пропитании и безопасности славян и помогал им.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: День почитания бога Рода приходился на 14 ноября.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Древние славяне изображали своих богов в виде идолов, которым покланялись и приносили дары. Идолы имели разную форму и размер, их изготовляли из дерева и камня. Посмотрите на несколько таких идолов.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Что вы думаете об этих изображениях Богов?
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: Кроме верховного бога Рода, существовало множество других богов, которые обладали разной силой, управляли различными явлениями природы, покровительствовали славянам в их занятиях. Одной из таких богинь была Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Ребята выберете карточку с описанием, соответствующим Деване.
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).
Учитель: Еще одной доброй и любимой богиней была Леля – богиня весны.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Ребята, какая карточка соответствует Леле?
(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).
Учитель: Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которые назывались нечистой силой, и вызывали у наших предков страх и неприязнь. Одной из таких богинь была Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти.
(Показ соответствующего слайда).
Учитель: Какая карточка будет соответствовать этому божеству?
(ответ детей, показ правильного ответа на слайде)
Учитель: Наши предки жили не единым народом и не все вместе. Славяне разделились на разные племена, каждое из которых имело свои особенности и место обитания. Наиболее известными и были славянские племена: поляне, дреговичи, кривичи и родимичи.
(Показ слайда с текстом).
Учитель: А теперь мне потребуется два человека для выполнения задания.
(к доске выходят два ученика).
Учитель: Ребята предложите ваши варианты происхождения таких названий племен?
(предложение отвечающих, обсуждение с остальными детьми, вывод учителя, показ правильных ответов на слайде).
Учитель: А сейчас, ребята ответьте на несколько вопросов.
(Показ слайда с вопросом).
Учитель: Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад?
(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).
(Показ слайда с вопросом).
Учитель: Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне?
(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).
Учитель: На прошлом занятии мы с вами узнали русские пословицы и поговорки о дружбе, храбрости, трудолюбии, патриотизме. Кто из помнит? Сейчас вы будете читать пословицу и говорить о чем она.
(Показ слайда с текстом пословиц).
(на слайде появляется пословица, ученик читает её и говорит о чем она и как он её понимает, обсуждение с детьми и вывод учителя и т. д.).
Учитель: Ребята, ответьте на вопрос, Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке?
(Показ слайда с вопросом).
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: И последний вопрос. Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины?
(Показ слайда с вопросом).
(обсуждение с детьми, вывод учителя).
Учитель: Вот и подошла к концу наша с вами беседа о славянах. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.
Учитель: И в конце нашего клубного часа предлагаю сыграть в очень интересную и древнюю игру наших предков «Колечко», которую очень любили на Руси.
(Показ слайда с текстом).
(дети играют в игру).

Скачать конспект

Сообщить об ошибке