Презентация на тему "Межличностные конфликты"

Презентация: Межличностные конфликты
Включить эффекты
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Межличностные конфликты" по психологии, включающую в себя 45 слайдов. Скачать файл презентации 0.15 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по психологии

Содержание

  • Презентация: Межличностные конфликты
    Слайд 1

    Лекция 7. Межличностные конфликты.

    Специфика межличностного конфликта. Основные факторы конфликтов. Сферы проявления межличностных конфликтов. Конфликтная личность.

  • Слайд 2

    Межличностный конфликт

    это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон.

  • Слайд 3

    Два взаимосвязанных аспекта:

    содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия; психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга. Именно эта сторона отличает интерперсональный конфликт от всех иных случаев человеческого взаимодействия.

  • Слайд 4

    Трактовки межличностных конфликтов:

    Психоаналитическая интерпретация предполагает перенос внутриличностных конфликтов в межличностную сферу (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни). Интерпретация К. Левина (удовлетворение потребностей): конфликт между собственными силами и внешней вынуждающей обстановкой, персонифицируемой в конкретных личностях.

  • Слайд 5

    Специфические особенности межличностных конфликтов:

    противоборство людей осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу, на основе их личных мотивов; в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т.д.; в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуально психические особенности; конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами; затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями.

  • Слайд 6

    Основные факторы межличностных конфликтов

    Информационные факторы Поведенческие факторы Факторы отношений Ценностные факторы Структурные факторы ФОРМА ПРОТЕКАНИЯ: Соперничество, спор, дискуссия СФЕРЫ ПРОТЕКАНИЯ: Коллектив, семья, общество

  • Слайд 7

    Измерения интерперсональных отношений:

    кооперация - конкуренция; распределение власти (равное - неравное); ориентация на задачу: социально- эмоциональная ориентация; формальный - неформальный характер отношений; интенсивность и значимость отношений.

  • Слайд 8

    Мотивационный подход

    поведение группы и ее отношение к другим группам рассматривается как отражение ее внутренних проблем. неизбежность аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии; враждебность есть функция поддержания сплоченности и стабильности группы; механизмом формирования враждебности к чужим и привязанности к своим является врожденная агрессивность, эдипов комплекс, эмоциональная идентификация с лидером-отцом.

  • Слайд 9

    Когнитивный подход

    Рассматриваются ценностные проблемы. Их возникновение и развитие обусловлены структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий. Когнитивные конфликты легко соскальзывают в плоскость сугубо эмоциональных отношений, затрагивающих уже не предметную сторону противоречия, а личностные особенности включенных в него людей. Подобные трансформации вызваны неадекватностью оценки когнитивного конфликта участниками межличностного взаимодействия вследствие негативности и неаргументированности их критических высказываний.

  • Слайд 10

    Деятельностный подход

    конфликты в сфере деятельностей: в отечественной литературе - в контексте организационной сферы в западной литературе - взаимодействие партнеров как ролевые отношения

  • Слайд 11

    Конструктивные последствия межличностных конфликтов:

    прояснение взаимоотношений между людьми; нахождение способов улучшения взаимоотношений; создание общности людей, причастных к решению проблемы; расширение сферы сотрудничества на другие области; ускорение процесса самоосознания.

  • Слайд 12

    Деструктивные последствия

    призрачность выигрыша ввиду осложнения личных отношений; снижение самооценки проигравшей стороны; напряженные послеконфликтные отношения; отрицательное влияние на здоровье

  • Слайд 13

    Реальность конфликта

    подлинный конфликт случайный или условный конфликт смещенный конфликт неверно приписанный конфликт латентный конфликт ложный конфликт

  • Слайд 14

    Типология по причинам появления

    Глубинные конфликты включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом Я. Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего случайную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента.

  • Слайд 15

    Понятие «конфликтных» или «трудных» людей

    Это люди, с которыми затруднено общение, конфликты с которыми легко возникают, но сложно разрешаются. 1. Трудные для конкретного человека 2. Временно трудные 3. Конфликтогенные личности, трудные для всех и всегда.

  • Слайд 16

    Классификация конфликтогенных личностей

    Шермановский танк/ паровой каток Снайпер/скрытый агрессор Крикун Граната Всезнайка Пессимист Пассивно-агрессивный Сверхпокладистый Жалобщик Молчун/тихоня

  • Слайд 17

    Общие принципы общения с такими людьми:

    осознать, что человек труден в общении и определить его тип; уйти от влияния этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохранять спокойствие, нейтралитет; если предмет важен и значим и нельзя уклониться от общения с таким человеком, надо постараться выявить причины трудности; постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд; использовать совместный подход к разрешению конфликтов, который начнет вырисовываться после соотнесения этого человека с определенным типом, его нейтрализации и взятия под контроль.

  • Слайд 18

    Выводы

    Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных проблем: противоречивые тенденции внутри личности ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов на свои вопросы, человек начинает обвинять других людей в своих сложностях, начиная вести себя неадекватно. Наряду с этим межличностные конфликты включены в столкновения другого уровня внутри- и межгрупповые. К участникам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сторонники, что ведет к расширению социальной среды конфликта. Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обуславливают друг друга, вытекают друг из друга, образуя кольцевую структуру.

  • Слайд 19

    Лекция 8. Стратегия поведения в конфликте.

    Модель двойной заинтересованности. Стили поведения в конфликте. Тактики конфликтного взаимодействия.

  • Слайд 20

    Условия, определяющие заинтересованность стороны

    Значимость интересов, удовлетворению которых способствуют эти успехи. Значение, которое эти успехи могут иметь для иных сфер жизни субъекта Позиция (позитивное или негативное отношение), с которой сторона конфликта относится к своим успехам. Степень боязни конфликта. Ранг конфликтующих (представители групп труднее идут на уступки, чем ни от кого не зависящие индивиды). Уровень сплоченности конфликтующих групп.

  • Слайд 21

    Уклонение (уход, избегание, игнорирование)

    пассивное несотрудничество, характеризующееся отсутствием стремления как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. Данная стратегия одна из самых востребованных в советскую эпоху. Так, педагоги стремились воспользоваться ею в большинстве случаев, когда нельзя было эффективно применить убеждение и уговоры. И сегодня многие люди стремятся сохранять «худой мир», который, как известно, «лучше доброй ссоры». Избегать конфликтов советовал и широко рекламируемый в нашей стране со времен перестройки Дейл Карнеги. Эта стратегия может быть адекватно описана метафорой – «заметать мусор под ковер».

  • Слайд 22

    Два варианта реализации этой стратегии:

    Уклонение от ситуации, проявляющееся в игнорировании проблемы, ее откладывании, нежелании вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий, а то и в ограничении контактов с ним (Примером такой стратегии являются знаменитые слова «Я подумаю об этом завтра», произнесенные героиней «Унесенных ветром» Скарлетт). Решение возникшей проблемы за счет отказа от собственных интересов, своей позиции, когда субъект идет навстречу интересам оппонента.

  • Слайд 23

    Рационально при условии:

    проблема не представляется субъекту значимой; обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем; участник конфликта чувствует свою внутреннюю неправоту; развитие и разрешение конфликта не сулит выигрыша; потенциальный выигрыш от столкновения несопоставим с предполагаемым ущербом (высока цена конфликта); требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время; желательно избежать дальнейших контактов с трудными по психическому состоянию или конфликтогенным человеком.

  • Слайд 24

    Защитные реакции

    проекция регрессия замещение забывание, подавление или вытеснение интроекция интеллектуализация сублимация рационализация реактивное образование конверсия идеализация компенсация идентификация отрицание изоляция фантазия

  • Слайд 25

    Приспособление (уступка, коллаборационизм)

    Форма пассивного сотрудничества, отличающееся склонностью смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений посредством согласия с другой стороной, доверию ей. Характеризуется отсутствием заботы о достижении цели у одной из сторон и одновременно сильным стремлением к своим целям у другой стороны. В отличие от всех иных стратегий уступка зависит только от самой избравшей ее стороны, второй стороне остается только согласиться с ней.

  • Слайд 26

    Рационально при условии:

    проблема не является существенной и значимой для субъекта; оппонент имеет существенно более высокий ранг, потенциал, статус и т.д. (значительное неравенство конфликтантов); высокая значимость межличностных отношений по сравнению с предметом разногласий; стремление оказать поддержку оппоненту, при получении удовлетворения от своего добросердечия; временная мера, которая не разрешает, а лишь замораживает конфликт с целью предупреждения разрушительного столкновения.

  • Слайд 27

    «Умный гору обойдет»

    Стратегия уступок демонстрирует добрую волю приспосабливающейся стороны, ведет к сбережению ресурсов, снятию напряжения, сохранению отношений, к мирному сосуществованию различных систем, что хорошо прослеживается в политике. Уступки демонстрируют добрую волю и служат позитивной моделью для оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Однако уступка может сослужить и плохую службу. Она может быть воспринята оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации его давления и требований.

  • Слайд 28

    Конфронтация (соперничество, конкуренция, доминирование)

    Активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Под поведением в данном контексте подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки.

  • Слайд 29

    Рационально при условии:

    проблема имеет жизненно важное значение вторая сторона легко идет на уступки; сила действия одной стороны значительно превосходит силу противодействия, на которое способна другая сторона; требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной ситуации; наличие большого авторитета для принятия решения и очевидно, что данное решение наилучшее; участник конфликта в данный момент лишен другого выбора.

  • Слайд 30

    Легкие тактики соперничества

    обольщающие тактики (дружелюбия), предполагающие корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, прощение; тактика взъерошивания перьев; тактика скрытых укоров; тактика сделок взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

  • Слайд 31

    Обольщение - искусство завоевывать расположение.

    Тактика обольщения является типом стратегического поведения, тайно задуманного с целью воздействовать на определенную личность с помощью восхваления ее достоинств. Опытные обольстители, думая о том, как лучше воздействовать на объект, стараются усилить собственную привлекательность.

  • Слайд 32

    Лесть

    необходимость избегать преувеличенных комплиментов; отмечать те достоинства стороны, относительно которых она сама не слишком уверена (и потому особенно охотно поддается на лесть); осторожно смешивать высказывания положительного и негативного характера лестно отзываться о второй стороне в разговоре с третьим лицом в надежде, что похвальные слова дойдут до второй стороны.

  • Слайд 33

    Другие тактики обольщения

    единство мнений оказание услуг самопрезентация Тактики обольщения, применяемые при взаимодействии в спорах, создают почву для того, чтобы вторая сторона легче пошла на уступки не в результате нападок, нажима или принуждения, а благодаря обаянию и уловкам первой стороны. Насколько легче и менее дорого склонить другую сторону поступиться чем-то важным для нее из симпатии к вам, чем добиваться этого результата принуждением!

  • Слайд 34

    Взъерошивание перьев - искусство обыгрывать.

    Другой тип тактики преследует цель сбить вторую сторону с толку, привести в смятение и тем ослабить ее упорство в нежелании идти на уступки. Такие тактики называются взъерошиванием перьев. Если тактики обольщения вызывают в памяти историю с троянским конем, то тактика взъерошивание перьев похожа на провокационный взрыв за городскими стенами, который привлекает всеобщее внимание, так что враги могут перелезть через стены в другой части города и пройти свой путь.

  • Слайд 35

    Скрытые укоры.

    Залог успеха тактики заключается в том, чтобы вторая сторона оставалась в неведении относительно стараний первой воздействовать на нее; вторая сторона проникается расположением к первой и в результате смягчается.

  • Слайд 36

    Нейтральные тактики.

    фиксации своей позиции демонстративных действий санкционирования коалиций проволочек

  • Слайд 37

    Тактика убедительной аргументации.

    Самая прозрачная из нейтральных тактик. Она заключается в том, что первая сторона склоняет вторую снизить притязания, призывая на помощь логические доводы.

  • Слайд 38

    Тактика нерушимых обязательств.

    «Я приступил к действиям, которые требуют от вас приспособления, и как бы вы ни старались меня остановить, я доведу дело до конца». Сторона гарантирует, что не отступится от определенной линии поведения, и это ее обязательство, вынуждающее другую сторону к определенным действиям, является или представляется не подлежащим изменениям.

  • Слайд 39

    Жесткие тактики.

    Жесткие тактики связывают с нанесением психологического или физического ущерба, вреда оппоненту. Психологическое давление представлено в виде двух типов приемов: приемы использования в своих целях мотивов оппонента приемы, основанные на создании угрозы «Я-концепции» оппонента

  • Слайд 40

    Тактика угроз

    выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее.

  • Слайд 41

    Компромисс

    Расположенность участников конфликта к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Компромиссная стратегия характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

  • Слайд 42

    Рационально при условии:

    субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах; необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны; сотрудничество или конкуренция не приводят к успеху; возможно принять временное решение; позиция имеет не слишком большое значение, и можно несколько изменить поставленную вначале цель; компромисс позволяет сохранить взаимоотношения и не потерять все.

  • Слайд 43

    Стратегия сотрудничества (интеграции)

    Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конкурентного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которое отвечает устремлениям всех сторон.

  • Слайд 44

    Рационально при условии:

    проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон и каждая из них не намерена уклоняться от ее совместного решения; конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг, каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонента; имеются необходимые ресурсы (в том числе временные) для разрешения конфликта.

  • Слайд 45

    Реализация стратегии

    прояснение потребностей и интересов своих и другой стороны; выявить взаимодополняющие моменты в требованиях сторон; найти новые варианты решений, учитывающие потребности обеих сторон; обеспечить партнерство, а не противостояние. Именно стратегия сотрудничества является стратегией успеха

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке