Презентация на тему "Классификация методов исследования"

Презентация: Классификация методов исследования
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Классификация методов исследования" по психологии. Состоит из 16 слайдов. Размер файла 1.63 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Классификация методов исследования
    Слайд 1

    Презентация

    На тему: «Классификация методов исследования»

  • Слайд 2

    Экспериментальная психология

  • Слайд 3

    Методы исследования

    Метод – это путь научного исследования или способ познания научной реальности. По составу метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого либо объекта.Метод исследования – это путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления

  • Слайд 4

    Методы психодиагностики и их классификация

    В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Методы наблюдения

    Наблюдение является базовым методом диагностического исследования, состоящим в целенаправленном, специальным образом организованном восприятии, обусловленном задачей наблюдателя. Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов, группы во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в другие методы психодиагностики (эксперимент, беседа, социометрия и т.д.).Существует множество различных видов наблюдения:

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Систематическое (или систематизированное) наблюдение в отличие от случайного характеризуется прежде всего регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования.Открытое наблюдение происходит в условиях осознанного наблюдаемым факта присутствия посторонних лиц. При этом поведение человека, знающего, что за ним наблюдают, может измениться. Поведение меняется значительно, если человек знает с какой целью за ним наблюдают.Скрытое наблюдение осуществляется через стеклянную стену, пропускающую свет в одном направлении, а также с использованием скрытой камеры. При скрытом наблюдении человек не знает , что за ним наблюдают и будет вести себя естественно.Включенное наблюдение , то есть наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри», он выступает как член наблюдаемой группы.Не включенное наблюдение, то есть исследователь ведет наблюдение извне.Сплошное – регулярное наблюдение в течении определенного периода, в ходе которого фиксируются все проявления психической деятельности человек.Выборочное – наблюдение, регистрируемое какое либо одно психическое явление..

  • Слайд 9

    Объективное - это наблюдение за внешними признаками.Самонаблюдение – это наблюдение а самим собой.Полевое наблюдение за объектом в естественных условиях его повседневной жизни.Лабораторное наблюдениеосуществляется в специально созданных условиях. Прямое наблюдениепроводится самим наблюдаемым.Косвенное наблюдениепроводится через посредника.Индивидуальное наблюдениепроводится одним наблюдаемым.Коллективное наблюдение проводится группой.

  • Слайд 10

    Вербально-коммуникативные методы

    Вербально-коммуникативные методы – это группа способов получения психологической информации на основе речевого общения (устного и письменного). Их применение осуществляется через общение, как единство взаимодействий и взаимоотношений ( опросы различного вида) Виды опросных методов: опросник, анкета, интервью, беседа. Опрос – это метод сбора первичной информации посредством вопросов, обращенных к индивиду или определенной группе людей. Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Письменный опрос (анкета, тест-опросник) позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета.

  • Слайд 11

    Анкета(от фр. enquete – расследование) – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. В анкете испытуемый не только отвечает на вопросы, но и сообщает о себе социально-демографические данные (возраст, пол, семейное положение, профессия, должность, место работы и т.д.). Вопросы анкеты должны формулироваться максимально четко, однозначно, на доступном для опрашиваемых языке. Серия анкетных вопросов, как правило, обеспечивает информацию по одному исследовательскому вопросу. Необходимо использовать приемы для повышения достоверности информации, получаемой из ответов, или ее проверки. Применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего и исходя из этого изменить содержание ее вопросов, это является недостатком анкеты.

  • Слайд 12

    Интервью (свободное или стандартизированное) – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым (клиентом).Интервью свободное проводится, когда есть общая программа, план, но нет строгой детализации вопросов, которые уточняются по ходу разговора.Метод фокус-групп – это глубокое групповое интервью. В России стал использоваться с начала 1990-х годов, в настоящее время приобретает все большую популярность, особенно в маркетинговых исследованиях, относится к группе качественных методов психодиагностики.

  • Слайд 13

    Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» – интервью.Клиническая беседа проводится не обязательно с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию об его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

  • Слайд 14

    Эксперимент, как метод психологического исследования

    Эксперимент – один из основных ( наряду с наблюдением) методов научного познания и психологического исследования в частности. Особенностью эксперимента является активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления психодиагностического факта. Д. Кэмпбелл дал следующее определение: «Экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные» Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях, научно объяснять происхождение и развитие явления. Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям, в том числе и этическим, психодиагностический эксперимент в действительности очень сложно. Недостатки: 1)условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности 2)испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования.

  • Слайд 15

    Впроцессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается во взаимодействии всех исследовательских методов, что в результате приводит к образованию нового комплекса исследовательских методов.

  • Слайд 16

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке