Презентация на тему "Психология индивидуальных различий"

Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Психология индивидуальных различий" рассматривает понятия индивидуальности с точки зрения современной психологии. Также рассказывается об истории становления психологии, предмете и задачах дифференцированной психологии. Описываются понятия темперамента и характера личности.

Краткое содержание

  • Общие представления об индивидуальности;
  • Истоки психологии индивидуальных различий;
  • Предмет и задачи дифференциальной психологии;
  • Основные направления и методы исследований современной дифференциальной психологии;
  • Темперамент;
  • Характер.

Содержание

  • Слайд 1

    Психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология)


  • Слайд 2

    План лекции

    • Общие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность)
    • Истоки психологии индивидуальных различий.
    • Предмет и задачи дифференциальной психологии.
    • Основные направления и методы исследований современной дифференциальной психологии.
    • Темперамент
    • Характер

  • Слайд 3

    Индивид

    • Человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.
    • Само понятие "индивид" отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом.
    • Индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.

  • Слайд 4

    Индивидуальность

    • Это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
    • С.Л. Рубинштейн: "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо"

  • Слайд 5

    Личность

    (от лат. persona) результат процесса воспитания и самовоспитания, термин подразумевающий

    • человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, вшироком смысле слова)
    • устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

    Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

  • Слайд 6

     

    • это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн)
    • это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. (Г.Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк)
    • результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты (А. Бандура, Дж. Роттер)
    • личность определяется через иерархию потребностей (А. Маслоу)
    • личный мир переживаний человека (К. Роджерс) и др.

  • Слайд 7

    Психология индивидуальных различий

    Это раздел психологической науки, изучающий особенности индивидов или групп людей, объединяемых каким-нибудь общим признаком (возраст, пол, класс, этническая группа и т.п.), а так же – природу, источники и последствия различий этих индивидов.

  • Слайд 8

    Истоки дифференциальной психологии

    • Гипократ (род. ок. 460 в. до н.э.) – учение о четырех типах темперамента.
    • Систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту (род. ок. 370 до н. э. ) и изложено в трактате «Характеры».
    • Работы Ч. Дарвина 30х – 60х гг. XIXв.
    • Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном во второй половине XIXв.
    • В 1900 г. в своей работе «О психологии индивидуальных различий» Штерн предложил название «дифференциальная психология».
    • В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей А. Бине (предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы).
    • В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ).
    • Дальнейшее развитие дифференциальной психологии связано с такими именами, как Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Анастази, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.

  • Слайд 9

     

    • Номотетический подход (акцент ставится на вскрытии причиннооследственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека )
    • Идеографический подход (акцентирование уникальности каждой личности, описанию ее своеобразия и особенностей)

  • Слайд 10

    Основные задачи

    1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры.
    2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
    3. Изучение различий между группами людей.
    4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

  • Слайд 11

     

  • Слайд 12

    Черты личности

    • Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
    • Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
    • Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».

  • Слайд 13

    Методы дифференциальной психологии

    • Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека).
    • Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных психических особенностей).
    • Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.).

  • Слайд 14

    Собственно психологические методы

    • Наблюдение
    • Эксперимент
    • Беседа
    • Тесты и опросники

  • Слайд 15

    Основные разновидности тестов личности

    • Личностные опросники (MMPI, 16 факторный опросник Кеттела, тест Гилфорда на социальный интеллект и т.п.)
    • Проективные методики (Пятна Роршаха,ТАТ, рисуночные методики и т.п.)

  • Слайд 16

    Темперамент

    • Это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
    • Это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни.

    От темперамента человека зависят:

    • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
    • пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
    • темп и ритм деятельности;
    • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
    • направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

  • Слайд 17

    Темперамент: «надлежащее соотношение частей»

    • холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
    • флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
    • меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
    • сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.

  • Слайд 18

    Характер

    Структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

  • Слайд 19

    Акцентуации характера

    • это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт.
    • акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно.

  • Слайд 20

    Характер и темперамент

    • характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении).
    • темперамент отличается стабильностью, характер постоянно меняется.
    • характер зависит от мотивов и воли, темперамент - нет.

  • Слайд 21

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд