Презентация на тему "Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез" по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез

    Семестр1. Тема3. Лекция 8-10.

  • Слайд 2

    Три направления развития психики

    Филогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхожде-ние, рождение) – развитие психики в ходе биологической эволюции Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития Онтогенез (от греч. оn, ontos – сущее, существо) – индивиду-альное развитие организма от оплодотворения до смерти.

  • Слайд 3

    Когда и зачем нужна психика (П.Я. Гальперин)?

    Ситуации, где она не нужна: Весь процесс обеспечивается хорошо отлаженным взаимодействием со средой (напр., дыхание, теплорегуляция) Психика необходима: Новые ситуации, требующие ориентировки

  • Слайд 4

     

    Филогенез психики

  • Слайд 5

    Как происходит биологическая эволюция (Северцов А.Н.)?

    I. Наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды: 1) наследственные изменения строения животных; 2) наследственные изменения поведения без изменения строения (рефлексы и инстинкты); II. Ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым изменениям среды: 1) функциональные изменения строения животных; 2) изменения поведения животных «разумного» типа.

  • Слайд 6

    Врожденные формы поведения

    Инстинкт – генетически заложенная форма поведения, не требующая обучения; совпадает у представителей одного вида, имеет «ключевой» пусковой раздражитель.

  • Слайд 7

    Формы получения нового опыта

    Облигатное (обязательное) и факультативное (целиком необязательное) научение

  • Слайд 8

    Критерии психического

  • Слайд 9

    Гипотеза А.Н. Леонтьева

    Раздражимость / Чувствительность - способность живого существа реагировать на абиотические (сигнальные) факторы окружающей среды; Ощущение Эксперименты по формиро-ванию чувствительности

  • Слайд 10

    Уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву

    Элементарная сенсорная психика Перцептивная психика «Интеллектуальное» поведение животных

  • Слайд 11

    Д. Деннет: виды психики

    Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены наилучшим образом к среде Скиннеровские создания – подкрепление «умных» шагов в дополнение к дарвиновскому отбору

  • Слайд 12

    Виды психики

    Попперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги; наличие внутренней среды (похожей на внешнюю), где можно совершать испытания

  • Слайд 13

     

    Грегорийские создания - получают орудия ума из окружающей среды (культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез, так и способы их проверки.

  • Слайд 14

     

    Сравнительный анализ психики животных и человека.

  • Слайд 15

    Предпосылки человеческого сознания.

    Выделение абстрактных отношений; Коллективное поведение и «социальная» структура; Передача коллективного опыта с между поколениями; Использование и изготовление орудий труда; Образ Я (гориллы); Язык (пчелы); Обучение языку (обезьяны).

  • Слайд 16

    Некоторые свойства челове-ческого языка (Ч. Хоккет)

    Знаковый характер Наличие грамматики Семантичность Открытость Перемещаемость Рефлексивность Культурная преемственность Дискретность Уклончивость

  • Слайд 17

    Качественные отличия психики человека

    Изготовление орудий с помощью орудий и сохра-нение орудий после использования; Передача опыта следующим поколениям с использованием знаков; Некоторые языковые отличия.

  • Слайд 18

     

    Историогенез психики

  • Слайд 19

    Э. Дюркгейм

    3 вида (слоя) человеческой памяти - Генетическая Культурная Индивидуальная

  • Слайд 20

    Психика в истории: социальные факты

    существуют «вне» и «до» индивида; обладают принудительной силой; приобщение посредством воспитания.

  • Слайд 21

    Культурные различия: экспериментальные данные

    Экспедиции А.Р. Лурии в Узбекистан (1931-1932) молоток – пила – полено – топор Там, где жарко и сухо, хорошо растет хлопок. В Англии холодно и сыро; растет там хлопок или нет?

  • Слайд 22

    Культурные различия: результаты реконструкции

    Связь человека с природой; Связь естественного и сверхъестественного; Представление о пространстве и времени; Сопричастность.

  • Слайд 23

     

    Онтогенез психики

  • Слайд 24

    Кипу

  • Слайд 25

    Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский)

    Процесс присвоения социо-культурного опыта человеком. Орудия и знаки Овладение своим поведением Метод двойной стимуляции Примеры: произвольное внимание, память, моторика, понятийное мышление и др.

  • Слайд 26

    Строение и свойства ВПФ.

    Опосредствованность (по составу) Произвольность (по характеру регуляции) Социальность (по про-исхождению) Системность (по струк-туре)

  • Слайд 27

    Параллелограмм развития

  • Слайд 28

    Этапы развития ВПФ

    Интериоризация – переход из интерпсихологического плана в интрапсихологический Зона ближайшего развития – различия в эффективности самостоятельного выполнения действия и с помощью взрослого

  • Слайд 29

    «Геологическая» структура психики

    «Слоистая» структура психики взрослого образованного европейца Гетерогенность – сосуществование частей, имеющих различное происхождение.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд