Презентация на тему "Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании"

Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании" описывает исторические этапы становления гуманитарного образования и развития человека, перечисляет отечественные классические школы психологии, приводит типологизацию рефлексивного мышления и пр.

Краткое содержание

  • Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании;
  • Отечественные классические школы психологии рефлексии;
  • Определения понятия рефлексия и механизм функционирования;
  • Типология рефлексивного мышления;
  • Гуманизация образования;
  • Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании.

Содержание

  • Слайд 1

    Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании


  • Слайд 2

    План семинара

    • Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании
    • Отечественные классические школы психологии рефлексии
    • Определения понятия рефлексия и механизм функционирования
    • Типология рефлексивного мышления
    • Гуманизация образования
    • Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании: экспериментальные прикладные исследования
    • Перспективные направления исследования
    • Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии

  • Слайд 3

    Основные вехи и логика развития изучения рефлексии

    1. Философия (от античности до новейшего времени)
    2. Психология (вторая половина XX века)

  • Слайд 4

    Философские трактовки рефлексии

    Античность:

    • Сократ учил «Познай самого себя!»;
    • Платон разрабатывал вопросы сознания и самосознания;
    • Аристотель выделил, по сути, интеллектуальную рефлексию, различая «мышление о мышлении»

    Средние века:

    • Феноменология личностной рефлексии представлена в «Исповеди» Августина (IV в.) и
    • «Истории моих бедствий» П.Абеляра (XII в.)

  • Слайд 5

    Философские трактовки

    Эпоха Возрождения:

    • Само латинское слово «рефлексия» начинает специфически использоваться
    • в Италии на рубеже Средневековья и Возрождения в связи с обозначением эффекта большего усиления волн в середине бухты, по сравнению с волнением в открытом море.
    • Отсюда термин «рефлексия» генетически связан со своим социокультурным прототипом, обозначающим эффект усиления (интенсификации) вследствие возвратного (ретроспекции) взаимоотражения волн.

    Философия Нового времени как напряженная работа духа посредством ретроспективного созерцания и рационалистического анализа

  • Слайд 6

    Психология рефлексии

    Эмпирическая психология:

    • Дж. Локк
    • как наблюдение души за своими собственными состояниями

    Экспериментальная психология:

    • В. Вундт
    • проблематика рефлексии изначально связана с интроспекцией

  • Слайд 7

     

    Вюрцбургская школа

    • О. Кюльпе
    • была осуществлена конструктивная попытка объективировать самонаблюдение в ходе мыслительного поиска решения задач.
    • Им было положено начало экспериментальному изучению интеллектуальной рефлексии в процессе дискурсивного мышления.
    • Д. Дьюи в «Психологии и педагогике мышления»
    • показал роль рефлексии в интеллектуальном развитии
    • А. Буземан в 1920-е годы начал изучать экспериментально личностную рефлексию
    • на материале эмпирического исследования самосознания подростков
    • Дж. Флейвелл в 1970-е годы работы по метакогнитивизму – интеллектуальная рефлексия

  • Слайд 8

     

    Австрия

    • Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к экспериментальному изучению рефлексии на материале умозаключений и рассуждений

    США

    • В 1980-е годы американские психологи А. Мезиров, О. Шёни др. обращаются к практическому освоению рефлексии
    • теоретико-экспериментальное изучение которой в США продолжил эмигрировавший из СССР В.А. Лефевр

  • Слайд 9

    Социально-гуманитарные науки


  • Слайд 10

    Отечественные классические школы психологии рефлексии

    • Информационно-кибернетический и логико-математический подход (И.С. Ладенко, В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян)
    • Нормативно-деятельностный и системно-структурный подход (Н.Г. Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П. Щедровицкий)
    • Личностно-деятельностный подход (трансформировавшийся затем в экзистенциально-культуральный) (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов)

  • Слайд 11

    Научные школы психологии рефлексии

    1. АлексеевН.Г., 1968;
    2. Давыдов В.В., 1978;
    3. Лефевр В.А., 1965;
    4. Семёнов И.Н., 1973, 1985, 2005;
    5. Анисимов О.С., 1982;
    6. Лепский В.Е., 1988;
    7. Степанов С.Ю., 1985;
    8. Слободчиков В.И.;
    9. Карпов А.В.

  • Слайд 12

    Определения понятия

    В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в нескольких аспектах:

    • как уровень функционирования и особое состояние сознания (Ф.Е.Василюк, Е.В.Улыбина, M.Y.Brown, D.Elkins и др.);
    • как важнейший механизм самопознания и саморегуляции (Н.И.Гуткина, А.В.Захарова, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, В.В.Столин, Х.Хекхаузен, M.Y.Brown и др.);

  • Слайд 13

     

    • как принцип существования индивидуального сознания и условие развития зрелой личности (Б.В.Зейгарник, Е.С.Мазур, В.И.Слободчиков, А.Б.Холмогорова, SJourard, C.Rogers и др.);
    • как особая организованность мыследеятельности, связанная с порождением нового содержания (Н.Х.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, В.К.Зарецкий, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов, Е.В.Улыбина и др.)

  • Слайд 14

    Определения понятия и механизм функционирования

    Рефлексия понимается как

    • переосмысление человеком культурно-детерминированных и индивидуально-переживаемых содержаний своего сознания в процессе разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций
    • в контексте осуществляемой жизнедеятельности;
    • это концентрированное отражение в сознании различных смыслов;
    • это движение в смыслах;
    • это мышление о мышлении

  • Слайд 15

    Механизм работы рефлексии

    Подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с зеркальной поверхности, лучи концентрируются в одной точке и распространяют тепло по всей комнате, обогревая её.

  • Слайд 16

    Типология рефлексии

    Интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная

    Субъект может рефлексировать:

    • свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии);
    • знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальный тип рефлексии);
    • представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативный тип);

  • Слайд 17

     

    • знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип);
    • представления о планировании, организации профессиональной деятельности, её целей, задач (регулятивный тип рефлексии);
    • целостный образ, личностные основания, смыслы существования (экзистенциальный тип рефлексии)

  • Слайд 18

    Гуманизация образования

    На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как:

    1. педагогически ориентированные основы наук;
    2. совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися;
    3. гуманистически ориентированные теории и технологии, предполагающие творческую активность личности.

  • Слайд 19

    Содержание образования

    • Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и в обществе.

    Социальный смысл концепций состоит в ответе на вопрос:

    • Человек - цель или средство, он живет для государства или государство существует для него?

  • Слайд 20

     

    В психологии также обозначился переход от ответа на вопрос «Как обращаться с обучающимся, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» к ответу на вопрос «Каким должно быть содержание образования, чтобы обучающийся плодотворно развивался?»

  • Слайд 21

    Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании

    • Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций
    • Технологии развития рефлексивного мышления:
      • игромоделирование,
      • моделирование проблемных ситуаций,
      • тренинги,
      • коучинг,
      • рефлепрактикум
    • Методы развития: игрорефлексика, проблемно-поисковые задания и упражнения, диалог, полилог, позициональная дискуссия, самонаблюдение, эссе…

  • Слайд 22

    Экспериментальные и прикладные исследования

    • Исследования И. Н. Семёнова (1976)
      • эксперимент на материале задачи «Цепь»
    • Исследования развития рефлексивного мышления государственных гражданских служащих в профессиональном образовании (И. М. Войтик, 1996-2000).
    • Исследование типов рефлексивного мышления (И.М.Войтик, Г.П.Алексеева, Ю. Ю. Кушнерова, Д.Ю., Мищенко, А. О. Самсонова)
      • эксперимент на рефлексию личностного типа

  • Слайд 23

    Динамика рефлексивной оценки уровня профессионализма

    1. Сформированность личных ценностей и принципов
    2. Наличие чётких личных целей
    3. Стремление к постоянному саморазвитию
    4. Способность управлять собой
    5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности
    6. Способность руководить
    7. Умение решать проблемы
    8. Знание современных управленческих подходов
    9. Высокая способность влиять на окружающих
    10. Умение обучать и развивать подчинённых
    11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

  • Слайд 24

    Перспективные направления исследований


  • Слайд 25

    Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии

    • Войтик, И.М.Методологические основы типологии рефлексивного мышления в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С.47-56.
    • Войтик, И.М.Методологические основы коммуникативного типа рефлексии в профессиональном образовании менеджеров /И.М.Войтик. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.68-72.
    • Войтик, И.М.Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2010. - № 4. – С. 51 – 56.
    • Войтик, И.М. Психологическая культура госслужащих: рефлексивные технологии развития персонала / И. М. Войтик. // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 0,2 а.л.
    • Войтик, И.М. Развитие рефлексивного мышления руководителей органов власти в принятии решений // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VП Международного симпозиума 15-16 октября 2009г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, 2009. - С. 69 - 72.
    • Войтик, И.М. Технология формирования рефлексивного мышления в последипломном образовании государственных и муниципальных служащих Сибирского федерального округа / И. М. Войтик. // Инновационные технологии обучения в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии. - 2009. - Ч. 1. – С. 326 – 332.

  • Слайд 26

     

    • Войтюк, Д.К. Возможности использования рефлексивного практикума в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. –www. reflexion.ru
    • Войтюк, Д.К. Культура рефлексии как показатель адекватного профессионального становления практического психолога / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. –www. reflexion.ru
    • Войтюк, Д.К. Особенности рискового поведения у подростков с разным уровнем рефлексивности / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005, г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru

  • Слайд 27

     

    • Кушнерова, Ю.Ю. Особенности развития кооперативного типа рефлексии у студентов-менеджеров и работающих специалистов // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2009» с 21 по 28 декабря 2009 г. – Украина, г. Одесса, 2009.
    • Кушнерова, Ю.Ю. Влияние развития рефлексии у менеджеров на эффективность принятия управленческих решений // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009.
    • Кушнерова, Ю.Ю. Философские категории в рамках рефлексивного подхода / Ю.Ю.Кушнерова. // Философия образования. – 2008. - №1.

  • Слайд 28

     

    • Самсонова, А.О. Развитие интеллектуального типа рефлексии в профессиональном обучении /А.О.Самсонова. // Материалы XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 10-14 апреля 2010 г. : Управление. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – С. 153 – 154.
    • Самсонова, А.О.Развитие интеллектуально-рефлексивных способностей в высшем профессиональном образовании /А.О.Самсонова, И.М.Войтик, И.Н.Семёнов. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.72 – 74.
    • Самсонова, А.О. Рефлексивно-гуманистический подход в преподавании психологических дисциплин /А.О.Самсонова. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С. 245 – 250.

  • Слайд 29

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд