Презентация на тему "Возрастная психология как наука"

Презентация: Возрастная психология как наука
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.5 Мб). Тема: "Возрастная психология как наука". Предмет: психология. 24 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Возрастная психология как наука
    Слайд 1

    ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Старовойт Наталья Васильевна, к.п.н., доцент, NStarovoit@kantiana.ru

  • Слайд 2

    Предмет, задачи психологии развития

    Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Предмет изучения – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

  • Слайд 3

    Великие о возрасте

    Молодые люди мечтают. Старики вспоминают (Луи Арагон, фр. писатель) Каждый в юности считает, что мир, собственно, начался с него и все только для него существует (И.В. Гёте) Мне за тридцать, и я уже обледенел на треть (Мэтью Арнольд, англ. поэт, педагог, критик)

  • Слайд 4

    Великие о жизни

    Приход наш и уход загадочны, - их цели все мудрецы Земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где конец, откуда мы пришли, куда уйдем отселе? Омар Хайям

  • Слайд 5

    Структура (разделы) возрастной психологии

    Психология младенца Психология раннего возраста Дошкольная психология Психология младшего школьника Психология подростка Психология юности Психология среднего возраста (взрослости) Психология старости (геронтопсихология)

  • Слайд 6

    Теоретические задачи возрастной психологии (по И.В. Шаповаленко)

    изучение движущих сил, источников и механизмов ПР на всем протяжении жизненного пути человека периодизация ПР в онтогенезе изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний исследование возрастного развития личности, в т.ч. в конкретных исторических условиях

  • Слайд 7

    Практические задачи возрастной психологии

    определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека создание службы систематического контроля за ходом ПР, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях (возрастно-психологическое консультирование) возрастная и клиническая диагностика выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека наиболее оптимальная организация образовательного процесса, непрерывного образования (в т.ч. ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)

  • Слайд 8

    «Рождение» психологии развития

    На рубеже XIX-XX вв. возрастная психология (психология развития) выделилась в самостоятельную область знаний в качестве детской психологии. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований ПР в детстве.

  • Слайд 9

    Организация (построение) эмпирического исследования

    Метод срезов наиболее специфичен по отношению к задача возрастной психологии. Метод срезов – это констатация (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Метод поперечных срезов – сравнение людей разного возраста. Метод продольных срезов (лонгитюдное исследование) – прослеживание изменений психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

  • Слайд 10

    Методы исследования

    Основные методы исследования в возрастной психологии: наблюдение и эксперимент Вспомогательные методы: беседа, интервью, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрические методики и др.

  • Слайд 11

    Основные понятия

    Ключевое понятие «развитие» Развитие – изменение, переход от простого к более сложному, от низшего к высшему. Это процесс, в котором постепенно накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Развитие психики (ПР) – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

  • Слайд 12

    Созревание и рост – изменения количественные, служащие основой развития качественных изменений. Рост – количественное изменение, усовершенствование какой-либо функции (пример: рост запаса слов) Созревание – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения.

  • Слайд 13

    Типы развития (по Л.С. Выготскому)

    Преформированный: стадии и результат развития запрограммирован Непреформированный: путь развития заранее не предопределен По какому типу происходит развитие психики человека? Почему?

  • Слайд 14

    Виды психического развития

    Филогенез психики (филогенетическое развитие) – становление структур психики в ходе биологической эволюции или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики (онтогенетическое развитие) – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. Пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, т.е. период приспособления организма к окружающей среде. Функциональное развитие психики – развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и др. задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Это составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

  • Слайд 15

    Нормативное психическое развитие. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

  • Слайд 16

    Основные понятия

    Психологический возраст – стадия развития индивида в онтогенезе; объективная, исторически изменчивая хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты.

  • Слайд 17

    Характерные возрастные события на различных этапах онтогенеза человека

  • Слайд 18

    Периодизация психического развития

    Младенчество 0-1 г. Раннее детство 1-3 г. Дошкольный возраст 3-6(7) л. Младший школьный возраст 6(7) – 10 л. Подростковый возраст 10-15 л. Юность: 1 период 15-17 л., 2 период 17-21 г. Зрелый возраст: 1 период 21-35 л, 2 период 35-60 л. Пожилой возраст 60-75 л. Старческий возраст 75-90 л. Долгожители свыше 90 л.

  • Слайд 19

    Система понятия для описания ПР

    Предпосылки ПР – биологические особенности организма человека. Источник ПР – социальная среда. Факторы ПР – ведущие детерминанты развития. Условия развития – деятельность и общение ребенка Движущая сила ПР – внутренние противоречия. Закономерности ПР – общие правила развития психики. Показатели ПР – критерии, «мерки» развития.

  • Слайд 20

    Понятие возраста

    Возраст- это неотъемлемое качество человека, атрибут человеческого существования, протекающего во времени. Различают: Хронологический возраст (паспортный, календарные, абсолютный) – показатель, отражающий количество временных единиц, отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. (Удаленность от рождения) Биологический возраст – соответствие индивидуального морфофункионального уровня некоторой среднестатистической норм данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологическихсистем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма. БВ как положение индивида относительно его /ее потенциальной продолжительности жизни. (Удаленность от момента смерти)

  • Слайд 21

    Психологический возраст - конкретная, ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Определяется путем соотнесения уровня ПР с соответствующими нормативными среднестатистическими симптомокомлексами (умственный, эмоциональный, нравственный, психосоциальный и т.д). В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты. Социальный возраст - набор нормативных ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Определяется путем соотнесения уровня овладения индивидом определенными социальными ролями с тем, что является статистически нормальным для его сверстников в конкретной общности. Биологический, психологический, социальный возрасты – разновидности условного возраста Всегда ли совпадают эти возраста в развитиичеловека?

  • Слайд 22

    Показатели психологического возраста

    Социальная ситуация развития – система значимых для ребенка социальных отношений. Ведущая деятельность– деятельность, определяющая развитие ребенка. Психологические новообразования – психические и социальные приобретения ребенка. На каждом этапе неповторимы

  • Слайд 23

    Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности

  • Слайд 24

    Возрастная дискриминация

    Дискриминация (лат. Discriminatio) – различение. Ограничение в правах, лишение равноправия. Возрастная дискриминация = эйджизм Это предубеждения против пожилого возраста. Термин «эйджизм» предложил в 1969 г. амер. социолог Р.Н. Батлер.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке