Презентация на тему "Адольф Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик."

Презентация: Адольф Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик.
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Адольф Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик.". Содержит 48 слайдов. Скачать файл 5.46 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    48
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Адольф Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик.
    Слайд 1

    РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург2015 годИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Составила Мушкина О.О. студентка 2 курса факультета ФФЧ Группы 15 -ПК Адольф Дистервег Константин Вентцель

  • Слайд 2

    Адольф Дистервег - немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик.

    В историю педагогики вошел как прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX  века.

  • Слайд 3

    А.Дистервег родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста.

  • Слайд 4

    В 1808 году поступил в Герборнскийуниверситет, где изучал математику, философию и историю.

  • Слайд 5

    Затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.

  • Слайд 6

    В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений.

  • Слайд 7

    В 1831–1841 годах Дистервег создал в Берлине четыре учительских общества. в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза».

  • Слайд 8

    Возглавляя «Всеобщий немецкий учительский союз» он выступает за демократические реформы в школе, требует отделения школы от церкви, ратует за всеобщее, основанное на общечеловеческих принципах и учете национальных традиций, образование детей.

  • Слайд 9

    Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности (1813-1818) в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци.

  • Слайд 10

    «Человек – мое имя, немец – мое прозвище», –писал Дистервег.

    Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей.

  • Слайд 11

    Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков».

  • Слайд 12

    Длительное время Дистервег руководил учительскими Семинариями сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине. В 1835 году он издает «Руководство к образованию немецких учителей», в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения и воспитания.

  • Слайд 13

    С 1851 года Дистервег наряду с Рейнскими листками выпускал еще Педагогические ежегодники, смело обличая в этих изданиях силы реакции. Особенно энергично действовал он после выхода в 1854 году пресловутых прусских регулятивов.

  • Слайд 14

    Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.» Адольф Дистервег

  • Слайд 15

    Школьники в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые современем превратятся в убеждения. Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени.  Дети первой возрастной ступени (6 – 9 лет) первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств. Школьники второй возрастной ступени (9 – 14 лет) В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.

  • Слайд 16

    Дистервег пытался найти основные принципы воспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый учитель.

  • Слайд 17

    Принцип природосообразности.

    Под природосообразностьюДистервег понимал следование в  воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Слайд 18

    Принцип культуросообразности

    Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, - всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…».

  • Слайд 19

    Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.

  • Слайд 20

    В первой группе отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.

  • Слайд 21

     Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.

  • Слайд 22

    Третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.

  • Слайд 23

     Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.

  • Слайд 24

    «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, но на самом же деле надо сообщать учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».

    Хороший учитель, по мнению Дистервега, должен в соверщенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей.

  • Слайд 25

    Дистервег рекомендовал учителям постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием и самообразованием. «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…».

  • Слайд 26

    «Руководство для немецких учителей».

    Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, предмета III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д. IV. Правила обучения, касающиеся учителя

  • Слайд 27

    Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которыми следуют педагоги и нашего времени, уже принято считать классическими и образцовыми.

    Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системе образования.

  • Слайд 28

    На кладбище Св. Матвея в Берлине, где покоятся его останки, ученики и почитатели соорудили ему прекрасный памятник.

  • Слайд 29

    Можно сделать вывод, что гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системе образования. Стремление к гуманизации образования характерная особенность нашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальной среды, идеологических систем, профессиональных требований и технологических возможностей. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Памятник в г.Берлин

  • Слайд 30

    Вентцель Константин Николаевич  24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург — 10 марта 1947, Москва

  • Слайд 31

    Родился в семье Николая АдольфовичаВентцеля, столоначальника канцелярии Петербургского генерал-губернаторства. В 1866 поступил в петербургскую прогимназию, однако отца перевели в Варшаву, где Вентцель поступил в 4 класс гимназии. В 1875 окончил реальное училище в Вильно.

  • Слайд 32

    Учился в петербургском Технологическом институте , Институте инженеров путей сообщения , был вольнослушателем на юридическом факультете Петербургского университета (1876—1877). Увлекался народническими идеями П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, с 1881 участник народнического движения. В 1885 по политическим мотивам арестован, затем выслан под гласный надзор в Воронежскую и Владимирскую губернии (1887—1891).

  • Слайд 33

    В 1891—1919 жил в Москве, работал в статистическом отделении Московской городской управы (до 1912), откуда вынужден был уволиться по требованию городского головы Н. И. Гучкова. Со второй половины 1890-х увлекался вопросами педагогики, стал видным представителем теории свободного воспитания; тогда же опубликовал первые статьи по педагогике. В 1902—1905 — член комиссий по нравственному воспитанию и вопросам организации семейных школ при Отделении по вопросам семейного воспитания. Отстаивал неприкосновенность личности учеников, защиту от нравственного и физического насилия, право обучения на дому. В это же время работал над проблемами теории свободного воспитания.

  • Слайд 34

    В октябре 1906 вместе с коллегами и единомышленниками создал в Москве «Дом свободного ребёнка»— школу экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет, построенную на принципах свободного воспитания (существовала до 1909).

  • Слайд 35

    С 1917 выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1919 переехал в Воронеж, где создал Институт народного образования (позднее преобразованный в факультет Воронежского университета).

  • Слайд 36

    концепция Вентцеля основана на идеях педоцентризма. В «Декларации прав ребёнка» провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права, в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений, право выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Наказания предлагал заменять мерами просветительского характера.

  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Вентцель взамен старой школы предлагал создать “дома свободного ребенка”, где не было бы учебного плана, программ, классно-урочной системы. Эти “дома могли бы посещать, дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости от возраста и своих интересов свободно объединяться в подвижные группы, чтобы поиграть, порезвиться, заняться каким-либо производительным трудом, побеседовать со взрослыми и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематического учения здесь не предполагалось, центром занятий должны быть мастерские. Вместо постоянных учителей заниматься с детьми должны родители. Дети и родители составят своеобразную общину.

  • Слайд 40

    В своей книге “Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель разработал основы “свободного воспитания детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с “домом свободного ребенка дошкольное учреждение, названное им “идеальный детский сад”. Этот детский сад, по его мнению, тоже педагогическая община, в которой воспитатель и дети — «две равноправные единицы». Он должен быть, по замыслу Вентцеля, «маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие» (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т.п.).

  • Слайд 41

    Идея “свободного воспитания осуществлялась также посредством организации так называемых “творческих детских садов”, имевших целью “создание из ребенка активной творческой личности”. Такой детский сад в 1913 г. был открыт в помещении Московского учительского дома.

  • Слайд 42

    Идея о космическом воспитании впервые высказана К.Н.Вентцелем в статье «О проблеме космического воспитания» (1923), где показана ее важность, как для отдельного человека, так и для всего общества. Обоснованность идеи космического воспитания К.Н.Вентцель объяснял тем, что ребенок - не только часть семьи, народа, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной. Человек понимался им как свободная личность, «ареной творчества» для которого является он сам, человечество и Космос. Космос, по мнению К.Н.Вентцеля, - есть «известное упорядоченное единство», «целостное единство вселенской жизни». Исходя из этого, педагогом формулировалась цель космического воспитания - развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом. Исследование работы позволило сделать вывод о том, что человек, обладающий космическим сознанием, по К.Н.Вентцелю, «необходимо будет нравственным».

  • Слайд 43

    Космическая педагогика К.Н.Вентцеля построена на принципах антропокосмизма, гармонии, культуросообразности, свободы и ненасилия. Принцип антропокосмизма характеризуется следующими признаками: взаимосвязь человека и Космоса; человек в своей основе имеет космическое происхождение; человек является частью Космоса и развивается по его законам.

  • Слайд 44

    Принцип гармонии понимается как установление равновесия между человеком, человечеством, природой и Космосом. Принцип культуросообразностиоснован на принятии человеком себя как активного участника и преобразователя Космоса, творца новых форм космической культуры. Принцип свободы заключается в том, что воспитатель и воспитанники равны и свободны в возможности познания закономерностей развития не только самих себя, своей общественной группы и всего человечества, но и природы, Космоса. Принцип ненасилия основан на том, что процесс свободного творческого взаимодействия воспитателя и воспитанников по достижении космического сознания не приемлет принуждения, но опирается на побуждающие, поисковые приемы организации деятельности («метод освобождения творческих сил в ребенке», сократический, проблемный метод и др.), на совместные усилия всех участников процесса космического воспитания.

  • Слайд 45

    Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребёнок может самостоятельно добывать знания. По мысли К. Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример.[3]

  • Слайд 46

    Основные труды • Основные задачи нравственного воспитания. М., 1896. • Борьба за свободную школу. М., 1906. • Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка). М., 1906. (3-е издание: М., 1923.) • Цепи невидимого рабства. М., 1906. • Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. ( 2-е издание: М., 1923.) • Этика и педагогика творческой личности. Т. 1. М., 1911. • Этика и педагогика творческой личности. Т. 2. М., 1912. • Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1915. (4-е издание: М., 1923.) • Как бороться с милитаризмом. М., 1917. • Отделение школы о государства и Декларация прав ребёнка. М., 1918. • К вопросу о детском самоуправлении. Воронеж, 1921.

  • Слайд 47

    Список литературы Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996 Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915 Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993     Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. −М.: Академия, 2000. −      Фельдштейн Д. И. Актуальные направления психолого−педагогических исследований / Д. И. Фельдштейн // Диссертационные исследования в системе психологических знаний / Высш. аттестац. ком. М−ва образования РФ. −М.,2002 Юдина Н. П. Развитие гуманитарной демократической традиции в отечественной педагогике к. XIX−н. XX вв.: дис.докт. пед. наук / Н. П. Юдина. − Челябинск, 2002.

  • Слайд 48

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке