Презентация на тему "Андрей Рублев"

Презентация: Андрей Рублев
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Андрей Рублев" по мировой художественной культуре (МХК), включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 5.95 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 7-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по мировой художественной культуре (МХК)

Содержание

  • Презентация: Андрей Рублев
    Слайд 1

    Андрей Рублев

    Презентация выполнена учителем МХК ГБОУ «Школа 1164» Гераскиной Е.В. Москва, 2015/2016 учебный год

  • Слайд 2

    Кем был Андрей Рублев?

    «Сведений о самом Рублеве, по меркам нашего времени, совсем немного. И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды упомянули Рублева его современники-летописцы. Краткие сведения о нем содержатся в двух житийных произведениях. Около трех десятков упоминаний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего, так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах XVI-XVII веков и на одной иконе. Вот и все, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало? Для жизнеописания человека нового времени - ничтожно мало! Для древнерусского иконописца это существенно, ибо русская средневековая живопись, за семь столетий своего существования воплотившаяся в десятки, а может быть, и сотни тысяч произведений, из которых лишь малую часть сохранило для нас время, была почти сплошь анонимна».

  • Слайд 3

    Биография Андрея Рублева

    Дата рождения великого иконописца неизвестна (около 1360 года) К какому сословию принадлежал – не известно Мы не знаем даже, у кого он обучался живописи. Впервые его имя упоминается в московской «Троицкой летописи»: Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почашаподписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастерыбяху Феофан иконникгречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но факт его участия в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, вместе со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.

  • Слайд 4

    Успенский митрополичий собор во Владимире

    Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая «начашаподписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Упоминаемый здесь Даниил - «содруг» Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. После разорения и сожжения ордынцами, храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, считал восстановление собора в начале XV века важной вехой возрождения Руси после победы на Куликовом поле. Русь вступала в эпоху освобождения от Ордынского ига.

  • Слайд 5

    Фрески Успенского Собора во Владимире (1408 год)

  • Слайд 6

    От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во Владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

    В 1768-1775 годах обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановской области). Сведения о позднейшей судьбе иконостаса побудили Центральные государственные реставрационные мастерские организовать особую экспедицию, которая в 1919-1922 годах вывезла сохранившиеся памятники. После реставрации эти иконы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов. В соответствии с размером собора иконостас его - один из самых больших дошедших до нас. Так, деисусные иконы (одиннадцать из них в собрании галереи) имеют высоту 3,14 м. Состав и композиция древнерусского развитого иконостаса сложились на московской почве на рубеже XIV-XV веков, и в этом видится определенная заслуга Феофана Грека и русских мастеров, к кругу которых принадлежал Андрей Рублев.

  • Слайд 7

    Считается, что Андрей Рублев – автор центральных икон этого чина

  • Слайд 8

    Деисус – в переводе с греческого – «моление». Идейный замысел композиции – тема «Страшного суда» и отражает мысль о заступничестве и молении святых за род человеческий перед Христом Спасителем (Спасом).

    Какие черты выделяют искусствоведы во Владимирском деисусе? 1. Единая композиция у всех фресок и икон храма. 2. Чистые цвета – то есть, колористическое решение деисуса- гармонически ясное. 3. Тема «Страшного суда» во фресках Успенского собора решена с особой проникновенностью. Храм – большой, и наполняют его возвышенные благороные образы 4. Иконы соотносятся с образами фрескового ансамбля, как бы усилены, заострены индивидуальные характеристики Спаса и представленных в молении перед ним святых.

  • Слайд 9

    На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле

    Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы», небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба). Икону Спаса, как и другие иконы, неоднократно поновляли, прописывали и укрепляли. Реставрационное раскрытие памятника выявило авторскую поверхность с участками вставок на новом грунте и основательную потертость первоначальной живописи с утратами нежных прозрачных верхних слоев (лессировок). Но благодаря технологической основательности памятника, прекрасно исполненной плавью многослойной живописи лика современный зритель и при таком состоянии иконы способен постигнуть глубину и возвышенное благородство образа, оценить чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный, классически четкий ритм. Величавость облика Спаса в соединении с душевной мягкостью позволяют видеть здесь национальный русский идеал, основательно отличающийся от греческого, присутствие которого так ощутимо в памятниках дорублевской поры. В выразительном лике Спаса зритель без труда отметит славянские этнические черты. В его образе воплощались народные представления о справедливости, попираемой в реальной жизни. Святые, молящиеся перед Спасом, представленные на других иконах, исполнены самозабвенной веры в справедливый суд.

  • Слайд 10

    «Троица» Андрея Рублева

    Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.

  • Слайд 11

    «ТРОИЦА»(сюжет)

    В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним. В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трёх ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

  • Слайд 12

    Символы, зашифрованные в иконе

    Свойства каждой их трёх ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской). Оклад к иконе Троица, сделанный во времена Бориса Годунова

  • Слайд 13

    Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.

  • Слайд 14

    Современное состояние иконы

    С 2008 года РПЦ пытается вернуть «Троицу» в Троице-Сергиеву Лавру, но ученые возражают против этого. Потому что ее состояние внушает опасения. Слева и справа от этого текста – увеличенные фрагменты иконы. Вы видите трещины, которые проходят по лицам ангелов. Икона будет утрачена без специальных условий хранения и реставрации Другой важный момент – в монастыре величайшее произведение русской культуры увидит гораздо меньше людей, чем в Государственной Третьяковской галерее.

  • Слайд 15

    Звенигородский деисусный чин

  • Слайд 16

    Общепринятая версия создания и проблема датировки иконы, икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона

    Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым. В 1411 году, сразу после нашествия Едигея, когда сгорела первоначальная деревянная Троицкая церковь, Никон Радонежский, преемник Сергия, построил новый деревянный храм. А к 1425 году был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня. Считается, что игумен Никон, ставший после смерти преподобного Сергия настоятелем, предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного белокаменного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Но ни в Житии Сергия, ни в Житии Никона не сказано ни слова об иконе «Троица» — говорится только об украшении собора в 1425-1427 гг. Предполагается, что приступать к росписи соборных стен, воздвигнутых благодаря заказу и средствам князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, можно было только через год после его постройки, когда произойдёт осадка здания. Поэтому считается, что мастера занялись созданием икон.

  • Слайд 17

    "Андрей Рублев". Из книги В.Н.Сергеева:

    «Ровно пять с половиной столетий отделяют нас от того самого, наверное, морозного и метельного дня - 29 января 1430 года, когда несколько иноков подмосковного монастыря святого Спаса опустили в могилу на местном кладбище долбленную по тогдашнему обычаю дубовую колоду - гроб с телом своего собрата Андрея «пореклу» (прозванию) Рублева, а по послушанию (занятию в монастыре) иконника. Современники высоко чтили чернеца Андрея за редкие личные качества, определяемые исстари живущим в нашем языке словом - праведник. Необычайно ценились его иконы и фрески, а также украшенные им самим или его учениками рукописи». Спасский собор Андроникова монастыря - древнейший из сохранившихся московских храмов 

  • Слайд 18

    Предположительно, здесь был похоронен Андрей Рублев

  • Слайд 19

    Построенный белокаменный храм был расписан Андреем Рублевым. В Житии Сергия Радонежского об этом говорится так: «По времени же в оной обители ... старцю ... именем Андрею, иконописцюпреизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе ... в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюднымсвоимарукамаукрасиша в память отець своих;». История оставила нам слишком мало сведений об этом великом иконописце. Первое упоминание о нем - в 1405 г.: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван "чернецом", т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, то есть был младшим.

  • Слайд 20

    Фильм Веры Донец об Андрее Рублеве

    https://youtu.be/FjWvyC4Fba8

  • Слайд 21

    Ссылки на использованные материалы

    http://andrey-rublev.ru/sergeev6.php https://youtu.be/VHuLoX46IFU https://youtu.be/P58KnqAdlWc https://youtu.be/FjWvyC4Fba8 https://youtu.be/bPgrueo-qmI

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке