Презентация на тему "Быт и обычаи"

Презентация: Быт и обычаи
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Быт и обычаи", состоящую из 35 слайдов. Размер файла 11.35 Мб. Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Быт и обычаи
    Слайд 1

    Быт и обычаи

    Санкт-Петербург, XIX век

  • Слайд 2

    Вступление

    Каждый петербуржец знает историю любимого города – когда он был основан, в какие годы проходили крупные наводнения, кто из знаменитых поэтов и писателей жил в северной столице. Однако немногие осведомлены о жизни обычных горожан XVIII-XIX столетий: что люди ели, как развлекались, во что одевались, как обустраивали свой дом.

  • Слайд 3

    Один из красивейших городов не только Европы, но и мира, был построен за  короткий срок; мощный импульс, заложенный в него первым императором, во многом повлиял на  дальнейшее формирование столицы.     Ускоренный рост и развитие во многом обусловлены тем, что город изначально строился как новый центр, причем не только политический и экономический, но и культурный.Вероятно, по этой причине уже в начале XIX века Санкт-Петербург оправдал ожидания и превратился в полноценную столицу огромного государства.

  • Слайд 4

    В начале XIX столетия начинается активное строительство города: граница отодвигается к Обводному каналу, расширяется центр, появляются новые жилые районы.

  • Слайд 5

    В конце 1830-х годов в городе было 8300 домов, 117 мостов, тротуаров в общей сложности 270 километров, свыше 4000 уличных фонарей и 630 колоколов звонили по праздникам.

  • Слайд 6

    Население

    Население к середине XIX века составляло более 500 тысяч человек. В Петербурге жили: Дворяне Купцы Ремесленники Военные Мещане Крестьяне Представители духовенства и другие

  • Слайд 7

    30% от общего количества горожан составляло крестьянство.

  • Слайд 8

    9% – дворянство,

  • Слайд 9

    То есть на каждого дворянина приходилось по три крестьянина: статистика для всей остальной России удивительная.

  • Слайд 10

    Причем стоит отметить ещё один интересный факт: примерно каждый тысячный житель служил в полицейском отделении.

  • Слайд 11

    По сравнению с другими городами России, Петербург был чрезвычайно разнороден по населению. В молодую столицу перебралась почти вся знать страны, а каждый сороковой был чиновником.

  • Слайд 12

    Впервой половине XIX века в быту горожан происходят заметные изменения. Уменьшается число индивидуальных хозяйственных построек в городах: хлевов, сараев, бань, сеносушилени пр., что было связано с развитием торговли, транспорта, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживлёнными.

  • Слайд 13

    Купцы медленнее других слоёв городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни «аристократии крови». Основная масса купечества по-прежнему соблюдала традиционные уклад жизни и методы ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел.

  • Слайд 14

    Жилища

    Санкт-Петербург тогда был городом мигрантов. Начиная с Петра Первого, большая часть приезжих была из-за границы, но позже зарубежных мигрантов сменили жители губернских городов.

  • Слайд 15

    Распространено было строительство многоквартирных домов, заключающееся в строительстве доходных домов под сдачу. В них в основном жили представители тогдашнего «среднего класса». Доходные дома с квартирами внаем стали начали строиться в Петербурге в XIX веке. Первые доходные дома в Петербурге появились ещё в XVIII веке. Таких зданий в городе на Неве было несколько сотен – больше всего в России. Сами хозяева занимали небольшое помещение, а остальные квартиры сдавали жильцам или частным торговцам.

  • Слайд 16

    Для дополнительного заработка многие использовали субаренду. Например, типичная семья мелкого чиновника снимала 3-комнатную квартиру. Окна таких квартир обычно выходили во дворы-колодцы, и аренда там была дешёвой. Наниматель такой комнаты (угла) за жильё и кипяток платил 10-15 рублей. Он мог найти компаньона, и тогда комната обходилась на двоих 18-25 рублей.

  • Слайд 17

    Народ победнее снимал не квартиры, а комнаты. Квартирная плата взималась не по метражу, как сейчас, а с каждого человека. Плата была тоже весьма разнообразной: у Николаевского (Московского) вокзала комнату можно было снять за 80 рублей в год, в районе Сенной площади – за 45 рублей. Были комнаты и ещё дешевле, например, на Выборгской стороне. Съём такой комнаты по стоимости был сопоставим с ведром водки.

  • Слайд 18

    Одежда

    В области моды Петербург задавал тон всей России. Если оставить в стороне анахронизмы придворного и аристократического обихода, то в глаза бросается прежде всего общеевропейская тенденция — стирание национальных и сословных особенностей в костюме. Конечно, лишь до известного предела: костюм и в это время говорил о принадлежности человека к определенному социальному кругу. Но если в XVIII–XIX вв. одежда очень внятно обозначала социальный статус своего хозяина,

  • Слайд 19

    Дамам диктовал моду Париж, господам — Лондон. Столичная аристократия и крупная буржуазия шили костюмы за границей либо у иностранных портных, работавших в Петербурге.

  • Слайд 20

    Менее обеспеченные жители столицы одевались в «домах готового платья», где на вывесках рядом с фамилией владельца частенько красовалась надпись «Венский шик». В повседневной жизни женщины одевались, как англичанки – строгие платья, юбки и жакеты. Мужчины носили белую накрахмаленную сорочку, жилет, брюки и шляпу-котелок. Выйти на улицу без зонта или трости считалось плохим тоном.

  • Слайд 21

    Простой народ — тоже понятие растяжимое. Крестьяне и пролетариат — это одно, образованный средний класс — совсем другое, и в одежде эта разница очень заметна. Основное отличие костюмов рабочих и крестьян — функциональность. Женщине не на балах красоваться. Второе — это консервативность. Деды наши и прадеды так делали, и мы так будем, а пуговицы — это от лукавого. И третье — бережливость. У кого-то от бедности, у кого-то от очень хорошего понимания сколько труда вложено в кусок ткани. Одежда многослойная, удобная, у женщин никаких корсетов, непременные фартуки, защищающие платье. Штаны у мужчин, кстати, заправлялись в сапоги или обмотки из этих же соображений, так они сохраннее  

  • Слайд 22

    Питание

    Необходимым церемониалом званых обедов становятся французские блюда. Вообще рацион богатой части русского общества в середине XIX века насчитывал 376 различных кушаний и напитков, в том числе блюд не только французской, но и немецкой, английской, голландской, итальянской, венгерской кухонь.

  • Слайд 23

    Новым явлением в быту россиян стало широкое потребление картофеля. К середине XIX века он занял видное место среди других повседневных продуктов питания, таких как хлеб и каша. Крестьяне в большей степени проявляли приверженность традициям, но новые веяния проникали и в их быт. Сколько-нибудь зажиточные крестьяне стараются во всем подражать горожанам. В частности под влиянием горожан среди деревенских жителей получает в первой половине XIX в. широкое распространение чаепитие.

  • Слайд 24

    В городах в это время чаепитие развивалось в различных формах: питья чая в трактирах, домашнего угощения для гостей и, наконец, излюбленной семейной трапезы, без которой не начинали дня и не ложились спать.

  • Слайд 25

    В быт даже рядового населения города и деревни всё активнее проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах в значительной степени вытесняются металлическими, причём в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX века была предметом не очень привычным и отчасти аристократическим. Все отмеченные новации явились следствием происходивших в рассматриваемый период социально-экономических и культурных процессов.

  • Слайд 26

    Петербуржцы соблюдали культуру во всём, в том числе и в домашних трапезах. Столовые приборы всегда были разложены в строгом порядке, а для гостей всегда использовали лучший фарфоровый сервиз. Меню в петербургских домах было весьма разнообразным, особенно в праздничные дни. Например, на Новый Год обычно подавали жареного поросёнка, в Рождество – фаршированную индейку, а в пасху стол ломился от яств: хозяйки готовили куличи, торты, печёный окорок, холодную телятину, маринованную говядину и баумкухен – традиционную немецкую выпечку. Чтобы покрасить яйца к Пасхе, хозяйки варили их в кастрюле в лоскутах разноцветной шёлковой материи. А вот супы варили не в кастрюлях, а в специальных бульотках, похожих на маленькие самовары.

  • Слайд 27

    Досуг и обычаи

    Насколько разным было население Петербурга, настолько разными были его развлечения. Совершенно естественно, что простой ремесленник не ездил на балы, а великосветский аристократ не посещал балаганы и ярмарки, но и тот, и другой вечером могли отправиться в театр.

  • Слайд 28

    Балаган на ярмарке

  • Слайд 29

    Великосветский бал

  • Слайд 30

    Все новшества были именно в Петербурге – первые товары из-за границы, первые театры и библиотеки, первые кинотеатры. Одним из таких новшеств стало катание на коньках. Катание на коньках, бесспорно, принадлежит к числу полезнейших гимнастических упражнений: оно сообщает ловкость и грациозность движений, укрепляет мускулы и приучает к переменам температуры. К несчастью, любителям катания на коньках, живущим в частях города, удаленных от Невы, приходилось часто отказывать себе в этом удовольствии, сберегая время и деньги.

  • Слайд 31

    Семья и обряды

    Обряды и обычаи в прошлом играли огромную роль. Они передавали из поколения в поколение опыт духовной и трудовой жизни человека, способствовали оформлению коллективных, общественных отношений. Обряды регламентировали жизнь людей, придавали ей национальную специфику. Народные обряды делятся на два цикла: на календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, и на семейно-бытовые, обусловленные рождением человека, вступлением в брак, проводами в армию, смертью и т.д.

  • Слайд 32

    В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделённая семья — расширенная, т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости. Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдалённых родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестер, внучатых племянников), а также и лиц, связанных свойством, и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приёмные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга.

  • Слайд 33

    Но наряду с большими всегда существовала и малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Такая семья в условиях большого города стала всё более распространена.

  • Слайд 34

    Испокон веков брачность в России была очень высока. К возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45–49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы. В условиях города брачные ритуалы значительно изменились, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.

  • Слайд 35
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке