Презентация на тему "Декабристы в Сибири"

Презентация: Декабристы в Сибири
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.8
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Декабристы в Сибири". Содержит 19 слайдов. Скачать файл 1.06 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 4.8 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Декабристы в Сибири
    Слайд 1

    Декабристы в Сибири

    Жизнь в ссылке

  • Слайд 2

    План:

    Ссылка декабристов в Сибирь.  Деятельность декабристов и их связи с крестьянством. Образование новой сибирской интеллигенции. Заключение.

  • Слайд 3

    «Настоящее житейское поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили», – писал декабрист М. Лунин.

  • Слайд 4

    Ссылка декабристов в Сибирь.

    В июле 1826 г. началась отправка в Сибирь декабристов. Осужденных на каторжные   работы отправляли закованными в кандалы. В Иркутск первые группы декабристов прибыли в конце августа 1826 г. Это были Н. Заикин, Артамон Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. Трубецкой, С. Волконским, братья Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Краснокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов. Иркутяне радушно встретили декабристов. При въезде их в город у Московских ворот собралась большая толпа, приветствовавшая подневольных путешественников. Когда декабристов повезли затем в губернаторский двор, туда, по свидетельству современника, «стекалось множество народа, при самой Ангаре их встречавшего». Иркутяне про­бирались к декабристам, разговаривали с ними, обращались со словами привета, сочувствия, ободрения и утешения, давали день­ги. Один из иркутян передал декабристам несколько книг. С первых встреч между декабристами и сибирским трудовым населением завязывались дружеские отношения.

  • Слайд 5

    Декабристов Якубовича и Оболенского назначили в Усольский солеваренный завод. Волконского и Трубецкого в Николаевский, а Давыдова, братьев Борисовых и Артамона Муравьева — в Алек­сандровский винокуренный. На этих заводах декабристы пробыли до октября 1826 г. Здесь они работали в подземных шахтах до осени1827 г. Затем декабристов из всех тюрем и рудников Нерчинском каторги перевели в Читу и разместили в местном тюремном остроге до постройки для них осо­бой тюрьмы. Наконец, в 1832 г. декабристов перевели в тюрьму, выстроенную в Петровском железоделательном заводе. «Совершен­но темные камеры, железные запоры, четырехсаженный тын, не допускающий ничего видеть, кроме неба, должны были ужаснуть каждого», — писал об этой тюрьме декабрист Штейнгель.

  • Слайд 6

    Сибирь

    В те времена Сибирь представляла собой суровую окраину России. «Дно мешка, конец света» – так характеризовал Сибирь  государственный канцлер Нессельроде. Несмотря на это, декабристы разбудили и в этом глухом краю лучшие умы и интеллектуальную силу живущих там людей, оставив долгую и добрую о себе память, которую чтут в этих местах до сегодняшнего дня. Они вели просветительскую работу среди населения. О деятельности декабристов в ссылке написано очень много – около 120 тыс. научных и научно-популярных работ, поэтому  понятно, что в одной статье невозможно охватить все стороны их жизни и деятельности, имена и места пребывания. В нашей статье возможно лишь контурно обозначить главные направления их деятельности в сибирской ссылке.

  • Слайд 7

    II. Хозяйственная деятельность декабристов

    Места поселения ссыльных декабристов  были разбросаны по всей Восточной Сибири: от Березова – до Охотского моря, от границы с Китаем и Монголией – до Якутска и Нижнеколымска. Причем места эти постоянно меняли: перебрасывали  осужденных из одного места в другое. На каторгу были отправлены не только представители дворянского сословия и высших военных чинов, но и простые солдаты, принимавшие участие в мятеже. Кроме того, в это время в Сибири жили сосланные за участие в восстании в Польше большие группы поляков-повстанцев. Учитывая все эти обстоятельства, легко предположить, что декабристы продолжили дело борьбы с крепостничеством и самодержавием, но только в другой форме – в форме просветительской. Они видели, что сибирский край богат и перспективен, если развивать его грамотно. Начали они с малого: с собственных небольших огородов, выращивая там такие диковинные для Сибири овощи, как цветная капуста, дыня, артишоки и даже арбузы. Начало было положено в казематский период, а когда  им разрешили выйти на поселение, то их просветительская деятельность намного расширилась.

  • Слайд 8

    Сельское хозяйство

    Они приступили к организации образцовых хозяйств и вот тут оказалось, что «снискивать пропитание собственным трудом», как им было предписано, невозможно без земли. Они (Веденяпин, Абрамов, Лисовский, Бестужевы и др.) забросали письмами с просьбами о выделе им земли краевые власти и даже императора Николая I. Правительство вынуждено было предоставить декабристам 15-десятинный надел. А некоторые из них, как С. Трубецкой, тут же передали свои наделы крестьянам. Занимались земледелием декабристы  Д. Завалишин, Спиридов под Красноярском, М. Кюхельбекер в Баргузине, братья Беляевы в Минусинске, С. Волконский, Торсон в Селенгинске. Они показывали местному населению пример грамотного земледелия, культуру и продуктивность сельского труда. И вся их жизнь и труды проходили среди простых людей, они делили с ними все тяготы жизни, были просты в общении, но в то же время могли многому научить других. Поэтому люди их уважали, до сих пор сохранились многие усадьбы и даже наделы бывших декабристов.

  • Слайд 9

    Например, декабрист Торсон построил молотильную машину, а Д. Завалишин  создал образцовое хозяйство и своим опытом показывал местным жителям, что значит «культура земледелия»: как удобрять землю, что такое многопольная и плодопеременная система пашни, когда правильно косить траву. Кроме земледелия, он выводил породы молочных коров. У него было большое хозяйство: 7 коров и более 40 лошадей… Он выписывал семена и раздавал их крестьянам. Он способствовал общей грамотности населения.

  • Слайд 10

    Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели. Не было здесь и огородов, а декабристы  не только стали выращивать различные диковинные для Сибири овощи, но и познакомили местных крестьян с парниками. М. Муравьев-Апостол в Вилюйске начал сажать картофель,  Ф. Шаховской занимался опытами по акклиматизации овощных культур, помогал материально крестьянам, в частности, оплатил недоимку за пострадавших от неурожая. М. Муравьев-Апостол был удивлен тем, что местное кладбище не было огорожено и по нему ходили домашние и дикие животные. Он организовал людей для создания ограды. Декабристов также удивлял тот факт, что возле домой не было ни деревьев, ни цветов, многие из них  (Лунин, Муравьевы в Урике, Трубецкой в Омске, Раевский в Олонках) посадили у домов сады. Сад Раевского сохранился до сих пор. Декабристы изучали жизнь крестьян, их быт, обычаи, а некоторые из них женились на девушках-крестьянках (Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий).

  • Слайд 11

    Научная деятельность

    Николай I, отправляя участников восстания в ссылку, надеялся также и на их духовную смерть, т.к. не предполагал, что они смогут там заниматься наукой и развивать свои знания. Но случилось по-другому. Еще на каторге они составляли планы научных занятий, например, математикой серьезно занимались А. Барятинский и Д. Якушкин. Братья Борисовы вместе с Волконским  составляли гербарий забайкальской флоры и коллекцию насекомых.

  • Слайд 12

    Медицина

    Эта наука играла особую роль в сибирской ссылке. Многие декабристы занимались медициной под руководством их товарища врача Ф. Вольфа. Под его руководством они получили и практические навыки. О деятельности Вольфа известно больше, но и другие декабристы занимались лечением и приемом больных: П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Басаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт. В то время в сельской местности почти не было врачей, к заболевшему человеку простого звания из города доктор и не ехал, а тем более к государственному преступнику, каковыми и являлись декабристы. По данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, ко времени расселения декабристов, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки. Декабристы Вольф и Бобрищев-Пушкин в Тобольске принимали бесплатно бедняков из города и пригорода, за что пользовались огромной популярностью у населения.

  • Слайд 13

    Педагогика

    Во XIX веке в Сибири существовало всего три гимназии: Иркутская в 1825 г. насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 г. – 40 и Томская в 1838 г.- 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому педагогическая деятельность декабристов в Сибири имела большое значение для этого края. Они открыли школы в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других. Использовали лучшие наработки русской и мировой педагогики. В учебные программы декабристы вводили творчество А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Шекспира, Байрона.

  • Слайд 14

    Декабристы были основоположниками женского образования в Сибири. В Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, а в Восточной Сибири – школа декабриста Раевского, применявшего в ней  ланкастерскую систему. Просвещением занимались и сосланные в Енисейскую губернию декабристы. В 1826 г. первым на поселение  прибыл «закованный в ножные и ручные железа», осужденный на 20 лет поселения в Туруханске Ф.П. Шаховской, который не только учил, но и лечил местных детей, чем вызывал недовольство местных властей. В 1839 г. на поселение в Красноярск после 13 лет каторги в Благодатном руднике прибыл В. Давыдов, и его дом сразу стал центром культурной жизни. Ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и тогда он под видом «домашнего класса» для своих детей начал учить и детей местных жителей. В своей методике главным он считал чтение детей. В селе Назимовском обучением детей занимался А. Якубович.

  • Слайд 15

    III. Новая сибирская интеллигенция

  • Слайд 16

    Из среды декабристов, их друзей, а впоследствии и их детей образовалась сибирская интеллигенция. Так, одна из дочерей М. Кюхельбекера занималась педагогической деятельностью в Екатеринбурге. Михаил Волконский, сын декабриста Волконского, с 1872 г. был товарищем министерства народного просвещения в России. Мария Свистунова, Варвара Поджиои др. – родоначальники музыкальных династий.  

  • Слайд 17

    IV. Заключение

    Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. 

  • Слайд 18

    Список используемой литературы

    http://works.doklad.ru/view/RmRRpbEfow4/all.html http://www.rosimperija.info/post/679 http://xreferat.com/35/1020-1-dekabristy-v-sibiri.html

  • Слайд 19

    Над презентацией работали: Антипова Анастасия (поиск и сбор информации),Кузьмина Екатерина (презентация).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке