Презентация на тему "Формирование навыков смыслового чтения" 4 класс

Презентация: Формирование навыков смыслового чтения
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.21 Мб). Тема: "Формирование навыков смыслового чтения". Содержит 39 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Для учеников 4 класса. Загружена пользователем в 2021 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Аудитория
    4 класс
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование навыков смыслового чтения
    Слайд 1

    Формирование навыков смыслового чтения

    Подготовила: учитель начальных классов Пономарева Е. А.

  • Слайд 2

    Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

  • Слайд 3

    Цель смыслового чтения -

    умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

  • Слайд 4

    Основные умения смыслового чтения:

    осмысливать цели чтения; выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

  • Слайд 5

    Смысловая сторона:понимание содержания и смысла читаемого.Техническая сторона:способ чтения,темп чтения,правильность чтения,выразительность.

  • Слайд 6

    Виды чтения Ознакомительное Изучающее Поисковое (просмотровое) Вдумчивое

  • Слайд 7

    Смысловое чтение

    в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  • Слайд 8

    1 КЛАСС:

    обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия; практическое отличие текста от набора предложений; выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя; знание структуры текста; озаглавливание текста (подбор заголовков); составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

  • Слайд 9

    2 КЛАСС

    обучение детей  работать с текстом: правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков; создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

  • Слайд 10

    3 - 4  КЛАСС

    находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание; давать оценку прочитанному; самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или  косвенной  форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

  • Слайд 11

    Работа с текстом ведётся:

    на уроках литературного чтения на уроках русского языка на уроках математики на уроках изобразительного искусства на уроках окружающего мира на уроках технологии

  • Слайд 12

    Смысловое чтение - Какие основные этапы нельзя пропускать? Работа с незнакомыми словами Работа с ключевыми словами Работа со словами-образами Работа с многозначными словами Работа с фразеологизмами Рассказ по предложению Развитие читательского воображения Диалог с автором текста Техника чтения

  • Слайд 13

    Чтение в кружок

    Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст». 2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  • Слайд 14

    Читаем и спрашиваем

    Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

  • Слайд 15

    Чтение про себя с вопросами

    Цель: формирование умений вдумчивого чтения.Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

  • Слайд 16

    Чтение с остановками

    Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

  • Слайд 17

    Ассоциативный куст

    Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Читаем и спрашиваем

    Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

  • Слайд 20

    Дневник двойных записей

    Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

  • Слайд 21

    Чтение с пометками

    Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

  • Слайд 22

    Чтение с составлением таблицы, диаграммы

    Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

  • Слайд 23

    Синквейн

    Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.Структура синквейна.1. Существительное (тема).2. Два прилагательных (описание).3. Три глагола (действие).4. Фраза из четырех слов (описание).5. Существительное (перефразировка темы).

  • Слайд 24

    Ромашка Блума

    Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Классификация вопросов Б.Блума:

    Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

  • Слайд 27

    Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

  • Слайд 28

    Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. - Как бы я поступил на месте героя?

  • Слайд 29

    Антиципация -

    это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.

  • Слайд 30

    Разновидности антиципации:

    а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:  -Как вы думаете, что произойдёт дальше? -Как будут развиваться события? -К какому выводу придёт автор?

  • Слайд 31

    Прием «Толстые и тонкие вопросы»

    Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

  • Слайд 32

    Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?

  • Слайд 33

    Приём таблица «ЗХУ»

  • Слайд 34

    Прием «Инсерт»

  • Слайд 35

    Прием “Верные или неверные утверждения”

    или “Верю – не верю?”, или «Данетка»  может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

  • Слайд 36

    Прием «Шесть шляп»

    Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. (Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.) Жёлтая. Позитивное мышление. (Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. ) Черная. Проблема. (При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.) Красная. Эмоции. (Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства!) Зеленая. Творчество. (Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.) Синяя .Философия. (Обобщают высказывания каждой группы.)

  • Слайд 37

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

  • Слайд 38

    Памятка для учащегося:

    внимательно прочитать текст; выделить главные мысли текста; проверить, как они соотносятся между собой; сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части); определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей; сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана; прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

  • Слайд 39

    Информационные ресурсы

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2013 Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2012

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке