Презентация на тему "К 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева (1906-1999)"

Презентация: К 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева (1906-1999)
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "К 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева (1906-1999)" по мировой художественной культуре (МХК), включающую в себя 30 слайдов. Скачать файл презентации 5.42 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Для учеников 10-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по мировой художественной культуре (МХК)

Содержание

  • Презентация: К 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева (1906-1999)
    Слайд 1

    К 110 -летию со дня рождения Д.С. Лихачева (1906-1999)

    Выставка посвящена Дмитрию Сергеевичу Лихачеву – автору фундаментальных трудов по истории русской литературы и культуры, общественному деятелю, выступавшему за развитие российской культуры, образования и распространения в обществе демократических и гуманистических ценностей. На выставке показаны издания, рассказывающие о различных аспектах деятельности ученого, воспоминания о нем, его автобиографические и научные труды. Все фотоматериалы взяты из представленных источников.

  • Слайд 2

    Дмитрий Лихачев. Фото 1926 года. С родителями Отец — Сергей Михайлович Лихачёв (ум. 1942 — в блокадном Ленинграде), инженер-электрик, мать — Вера Семёновна Лихачёва. Осень 1929 г. В.С. Лихачева с сыновьями. 1911 г.

  • Слайд 3

    Детство Д.С. Лихачева пришлось на ту короткую, но блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической среде, тем не менее, эта эпоха затронула и их семью. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Они покупали два балетных абонемента в ложу третьего яруса и не пропускали почти ни одного представления. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие представители артистического и литературного мира Петербурга. На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, Вс. Мейерхольда, М. Горького, Л. Андреева и других писателей, художников, артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном театре с чтением стихов, воспоминаний. «Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми».

  • Слайд 4

    Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915), затем в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917), заканчивал среднее образование в Советской трудовой школе им. Л.Лентовской(1918–1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском государственном университете на факультете общественных наук. Здесь он проникся особой любовью к родной истории и культуре и начал исследовать литературу Древней Руси. Группа студентов Университета во главе с профессором С. К. Боянусом. 2-й ряд: Чернов, Благовещенский, Буткевич, В. А. Покровский, Д. Лихачев. 1925 г.  Знаменитый университетский коридор. Слева у окон - скамьи, справа - книжные шкафы. 1920-е гг.

  • Слайд 5

    В 1928 г. окончил Ленинградский государственный университет и в этом же году, был арестован за участие в студенческом кружке "Космическая академия наук», осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность, и направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь, на Соловках, Лихачев публикует свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" в журнале "Соловецкие острова" (1930, № 1). В ноябре его переводят из Соловецкого лагеря в Бел-Балтлаг, где он работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала вплоть до 8 августа 1932 г., когда был освобожден из заключения досрочно.  В сборник вошли работы, написанные в студенческом возрасте. Юношеский доклад о старой орфографии стал одной из причин ареста автора и заключения в концлагерь на Соловках. Другие работы будущий академик написал (а некоторые даже опубликовал) или собрал для них материал в Соловецком лагере. Содержит иллюстрации.

  • Слайд 6

    Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Савватием в XIII в., в 1922 г. был закрыт и превращен в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных (на начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тыс., из них 80% составляли так называемые «политические» и «контрреволюционеры»). Д.С. Лихачев испытал все тяготы сполна. Он работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, «вридлом» (вридло – временно исполняющий должность лошади, так на Соловках называли заключенных, которых впрягали в телеги и сани вместо лошадей. На Соловках же произошел случай, имевший большие последствия для внутреннего самосознания Д.С. Лихачева. В конце ноября 1928 г. в лагере начались массовые расстрелы. Лихачев, находившийся на свидании с родителями, узнав, что за ним приходили, не стал возвращаться в барак и всю ночь просидел за поленницей, прислушиваясь к выстрелам. События той страшной ночи произвели переворот в его душе. Позже он напишет: «Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще — так как расстрел и в этот раз производился для острастки, то как я потом узнал: было расстреляно какое-то ровное число (300 человек). Ясно, что вместо меня был „взят“ кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно!»

  • Слайд 7

    На Соловках Дмитрий Сергеевич участвовал в деятельности Соловецкого общества краеведения (СОК), работал в Криминологическом кабинете (КримКаб), помогал создавать первую в стране внутрилагерную трудовую колонию для подростков. В условиях лагерного заключения он занимался научной работой и опубликовал свои первые научные статьи «Воровской обычай игры в карты», «Черты первобытного примитивизма в уголовной среде», «Арготические слова профессиональной речи» в лагерном журнале «Соловецкие острова». Позднее Дмитрий Сергеевич не раз подчеркивал, что считает Соловки своим главным университетом, предоставившим ему возможность общаться с выдающимися учеными, деятелями культуры.

  • Слайд 8

    В 1935 Дмитрий Сергеевич женился на Зинаиде Александровне Макаровой, а в 1937 у них родились две девочки – близнецы Вера и Людмила. В 1938 году с ученого, наконец была снята судимость. В этом же году Лихачев пришел в Пушкинский дом (Институт русской литературы АН СССР),здесь он для коллективного труда «История культуры Древней Руси» написал главу о древнерусской литературе XI-XIII вв. Писал этот труд с великим вдохновением «как стихотворение в прозе».В 1941 г. он становится старшим научным сотрудником Института русской литературы. В том же году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века». Находясь в блокадном Ленинграде, пишет и издает книгу «Оборона древнерусских городов» (1942). В1947 году защищает докторскую диссертацию. С 1953 года он член-корреспондент АН СССР, с 1970 года - действительный член (академик) АН СССР.  Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём рабочем кабинете. ИРЛИ РАН им. А.С.Пушкина. Пушкинский Дом.

  • Слайд 9

    Семья

    Д. С. Лихачев и З. А. Лихачева. 1970-е гг. В. С. Лихачева и Д. С. Лихачев с Милой и Верой в Ботаническом саду. Осень 1941 г. Д. С. Лихачев и З. А. Лихачева в Нижнем Новгороде. Май 1987 г. Д.С. Лихачев с правнучкой Верой. 1990-е годы. Семья Лихачевых на даче в Комарово: Михаил Сергеевич, Вера Дмитриевна, Людмила Дмитриевна, Зинаида Александровна, Вера, Дмитрий Сергеевич и Зина (на переднем плане). Июнь 1977 г.

  • Слайд 10

    Лихачев становится одним из самых авторитетных в мире славистов. Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975). Книга впервые вышла в свет в издательстве «Наука» в 1958 году, второй раз — в 1970 году. Это переиздание в 2006 году приурочено к 100-летию со дня рождения автора. Своим трудом Д. С. Лихачёв утверждает, что изучение общей закономерности развития великой русской литературы следует начинать с основ познания истории древнерусской литературы. В мировой науке этот труд учёного, переведённый на иностранные языки, является новаторским исследованием памятников литературы и искусства в контексте развития общественного сознания, этической и эстетической мысли и признаётся одним из классических о культуре Древней Руси.  Сам Д.С. Лихачев оценивал "Текстологию" как свой главный научный труд, к идеям которого он возвращался на протяжении всей своей научной деятельности, но впервые сформулировал их еще в своей докторской диссертации, посвященной истории русского летописания, подготовленной им в 1947 году.  Данное издание 2006 года приурочено к 100-летию со дня рождения автора.

  • Слайд 11

    В 1950 г. в серии «Литературные памятники» в сопровождении его научных статей и комментариев выходят две замечательнейшие книги: «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». В исследовании академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Слово о полку Игореве» рассматривается в связи с историческими и эстетическими представлениями эпохи, на фоне историко-литературного процесса Древней Руси. В работе неопровержимо доказывается подлинность «Слова». Это издание 1985 года вышло в год 185-летия со времени первой публикации «Слова».

  • Слайд 12

    В книге определяется специфика смеховой культуры Древней Руси. В трех её разделах (Смех как мировоззрение; Смех как зрелище; Святочный и масленичный смех) рассматриваются сущность такого сложного явления культуры, как юродство, демократизм смеха, его роль в общественной жизни допетровской эпохи, индивидуальные особенности смеха Ивана Грозного, Протопопа Аввакума, разоблачение смехом мнимо благополучного действительного мира. Эта книга - сборник статей, каждая и которых представляет собой конкретное исследование какого-то отдельного памятника литературы Древней Руси: "Поучения" Владимира Мономаха, "Моления" Даниила Заточника, "Слово о погибели Русской земли", "Повести о разорении Рязани Батыем" и др.

  • Слайд 13

    Дмитрий Сергеевич Лихачев много сделал для популяризации древнерусской литературы, для того, чтобы семь веков ее истории стали известны широкому кругу читателей. По его инициативе и под его руководством была издана серия «Памятники литературы Древней Руси», удостоенная Государственной премии Российской Федерации в 1993 г. «Всего в 12 книгах серии опубликовано около 300 произведений (не считая стихов, составивших последний том). Переводы и обстоятельные комментарии сделали памятники средневековой литературы доступными для любого читателя-неспециалиста. Издание „Памятников― позволило убедительно опровергнуть еще бытующее представление о бедности и однообразии русской средневековой литературы» О.В. Творогов.

  • Слайд 14

    В 1967 году избран почетным доктором Оксфордского университета (Великобритания). В 1966 году награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советской филологической науки и в связи с 60-летием со дня рождения. В 1969 году присуждена Государственная премия СССР за научный труд "Поэтика древнерусской литературы". Орден Святого Андрея Первозванного (30 сентября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры(вручён орден за № 1)  Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 ноября 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры. Медаль «За оборону Ленинграда»(1942)  Медаль «За трудовую доблесть» (1954)  Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства.  Интересные факты

  • Слайд 15

    В книгу вошли самые разнообразные заметки, воспоминания, мысли, наблюдения, извлечённые Д. С. Лихачёвым из своих записных книжек, а так же ряд интервью 80-х годов. Они объединены личностью ученого, которая сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.  «Идея этой книги родилась из случайного обстоятельства. Я привык писать книги и собирать материалы для книг на листах бумаги, а делать записи для памяти, для себя – в записных книжках. И вдруг я заметил в продаже «общие тетради» большого канцелярского формата. А что, если книгу сделать из своих записей? Ведь это может оказаться интересным. Я делал заметки для себя. Я не рассчитывал на публикацию. Если они читателя не устраивают – отложите их, но в глубине души я думаю: кому-то они пригодятся.» Д.С. Лихачев

  • Слайд 16

    В трехтомнике 1987 года собраны основные книги и работы, посвященные не только древнерусской литературе, но и русской культуре в целом. В первый том избранных работ вошли эссе "О себе" и монографии "Развитие русской литературы X - XVII веков. Эпохи и стили" и "Поэтика древнерусской литературы". Во второй том вошли монографии "Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси", "Смех в Древней Руси" и "Заметки о русском". В третий том вошли следующие работы: "Человек в литературе Древней Руси", "О "Слове о полку Игореве", "Литература - реальность - литература" и "О садах".

  • Слайд 17

    Память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство — разрушительно, память — созидательна. Статьей Дмитрия Сергеевича Лихачева «Память преодолевает время» открывался в 1988 году первый номер журнала «Наше наследие». Лихачев задумал журнал как совершенно новое издание, в котором будет представлено прошлое русской культуры во всем его многообразии — литература и философия; мемуары и эпистолярная проза; история и сокровища архивов; древнерусское искусство; живопись, графика, фотография, театр, кино, музыка — словом все, что за века было рождено в России и что должны люди новой эпохи сохранять и изучать.

  • Слайд 18

    Книга «Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей»посвящена проблеме соотношения творчества поэта с садовым искусством, исследует вопрос, каким общим стилям, стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта. «Эта книга — не история садов и не описание отдельных про­изведений садового искусства. Это попытка подойти к садовым сти­лям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны. Меня интересует вопрос - как соотносится творчество поэта с садовым искусством, каким общим стилям, каким стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи вы­ражают, какую роль играет садово-пар­ковое искусство в творчестве поэта. Моя книга входит в огромную тему о соотношении искусств.А соотносятся они главным образом на почве общих стилевых тен­денций эпохи — стиля в широком, искусствоведческом понимании этого слова.Моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлеж­ность садов и парков определенным стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзи­ей. В каждую эпоху мы можем заметить определенные признаки «сти­ля эпохи», которые в равной мере сказываются в садах и в поэзии, подчиняются эстетическим идеям эпохи.» Д. С. Лихачев

  • Слайд 19

    «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране». «Без культуры существование человечества на планете лишается смысла». «Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее; Прошлое же — это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее». «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»

  • Слайд 20

    В книге показаны основные этапы сложной, но полной гениальных художественных и философских прозрений истории великой русской литературы с XI по XVII век. Она рассматривается в тесной связи с отечественной историей, в их взаимовлиянии. Множество иллюстраций - миниатюр из древнерусских книг и др.- помогут читателю нагляднее увидеть и осознать высокий уровень русской культуры прошлого Книга «Великое наследие», одна из самых известных работ ученого, где в увлекательной форме рассказывается о литературных памятниках охватывающих допетровский период. Это – шедевры отечественной литературы— произведения, которые знают во всем мире. В их числе «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, сочинения Ивана Грозного, «Житие» протопопа Аввакума и, конечно, горячо любимое Лихачевым «Слово о полку Игореве».  

  • Слайд 21

    В данной книге собраны статьи и выступления общего и публицистического характера, выявляющие значение опыта, традиций культурного наследия прошлого для современности и будущего. Значительная часть книги посвящена проблемам нравственности в науке и отдельным ученым различных гуманитарных специальностей. При всем разнообразии характеризуемых автором ученых всех их объединяет глубокая и бескорыстная преданность науке в своей стране. «В этой книге отразились многие из моих неакадемических волнений. Я бы мог назвать мою книгу – «книгой беспокойств» и беспокойства я бы хотел передать моим читателям, чтобы содействовать воспитанию в них деятельного, творческого патриотизма, патриотизма, устремленного к лучшему, стремящегося донести это лучшее – и из прошлого, и из настоящего – до будущих поколений. Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить о своих ошибках в прошлом. Надо любить свое прошлое и гордиться им. Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми».

  • Слайд 22

    Первое издание этой книги вышло к 90-летнему юбилею автора в 1996 году и разо­шлось в рекордно короткие сроки. Читательский интерес к размыш­лениям ученого и гражданина, пережившего все лишения и перемены, выпавшие на долю нашей страны на протяжении этого сложного века и сохранившего свободу совести и мышления, побудил издательство выпустить второй тираж, а академика Лихачева — дополнить книгу новыми статьями о природе, культуре, пессимизме и оптимизме. Характерные для творчества Дмитрия Сергеевича и в полной мере присутствующие в этой книге мудрость и доброта, активная жизненная позиция без навязывания своей точки зрения дарят читателю радость общения с нашим замечательным современником. «Культура не имеет границ, замкнутость неизбежно ведет к ее обеднению и вырождению, к гибели индивидуальности». «Культуру нельзя делить и поднимать в стране по частям. Культура составляет в стране известную целостность, и чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами или отдельными ее отраслями между собой, тем выше она поднимается».

  • Слайд 23

    Д. С. Лихачев и А. М. Панченко. 1980-е гг. Д. С. Лихачев на даче. Комарово. 1980-е гг Д. С. Лихачев выступает на Первом Съезде народных депутатов СССР. 1989 Дмитрий Лихачев с Зинаидой Александровной Лихачевой. 1937 год. Д. С. Лихачев и принц Уэльский Чарльз. Подписание договора о факсимильном издании рабочих тетрадей А. С. Пушкина. 18 мая 1994 г.  Основу книги составляют мемуары и эссе представителей науки, литературы, искусства, политики, а также родных Д.С.Лихачева и его учеников. Среди авторов — принц Уэльский Чарльз, В.П.Астафьев, О.В.Басилашвили, М.С.Горбачев, Д.А.Гранин, Ф.А.Искандер, А.С.Кушнер, A.Панченко, М.М.Шемякин. Такой состав авторов позволил отразить всю широту интересов Д.С.Лихачева. Издание снабжено большим количеством фотографий и материалов их архива семьи Лихачевых, многие из которых публикуются впервые. 

  • Слайд 24

    Д. С. Лихачев в своем рабочем кабинете в Пушкинском Доме. 1990-е гг. Книга "Воспоминаний" перерастает традиционные рамки мемуарного жанра: автор не ставит своей целью воскресить лишь события собственной жизни. Воссоздавая атмосферу прожитых лет и историю множества человеческих судеб, с которыми ему удалось соприкоснуться, автор побуждает читателя вглядеться в лицо эпохи, задуматься над ее закономерностями, извлечь уроки из прошлого.  В сборнике "Раздумья о России" Д.С.Лихачев объединил работы, посвященные наиболее актуальным, с его точки зрения, проблемам: истории культуры России, ее месту в истории мировой цивилизации, мифам о ней, ее национальным особенностям и наиболее характерным чертам. В этой связи в сборник были включены работы об интеллигенции и ее роли в сохранении культуры, а также размышления о принципах реставрации историко-культурных памятников. В Приложение включены наиболее яркие выступления Д. С. Лихачева в защиту памятников культуры.

  • Слайд 25

    Январь 1936 г. Конец ХХ века. К 100 – летию со дня рождения Д.С. Лихачева было издано трехтомное собрания сочинений «Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет». Оно знакомит читателя с Лихачевым - исследователем русской и мировой культуры, с его работами, составляющими золотой фонд отечественной науки, в том числе по культуре Древней Руси, культурологии Петербурга и связанной с ней культурологии русской цивилизации XVIII- XIX веков и, наконец, культурологии современности.  Во всех трех томах широко представлены фотографии из личного архива Д. С. Лихачева, хранящегося в Рукописном отделе Пушкинского Дома, а также фотографии, которые Д. С. Лихачев отбирал для иллюстрирования своих научных трудов.

  • Слайд 26

    Зинаида Александровна и Дмитрий Сергеевич 1989.  С папой Иоанном Павлом II Дмитрий Лихачев и Лев Гумилев Вмастерской М. М. Шемякина. Нью-Йорк. 1990 г. Интересные факты

  • Слайд 27

    Международные научные чтения впервые состоялись в мае 1995 года и были приурочены к Дням славянской письменности и культуры и Дню города. Их инициаторами были Дмитрий Сергеевич Лихачёв. С тех пор Чтения проводятся каждый год. После ухода из жизни Дмитрия Сергеевича Лихачёва по предложению писателя Д. А. Гранина и профессора А. С. Запесоцкого чтения получили государственный статус «Международных Лихачевских научных чтений», который был придан им Указом Президента РФ В. В. Путина «Об увековечении памяти Д. С. Лихачёва» № 587 от 23 мая 2001 года На форуме

  • Слайд 28

    Сотрудники Сектора древнерусской литературы у В. П. Адриановой-Перетц. Слева направо, верхний ряд: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье, О. В. Творогов; средний ряд: Н. Ф. Дробленкова, Л. А. Дмитриев, А. М. Панченко, О. А. Белоброва; нижний ряд: А. П. Евгеньева, В. П. Адрианова-Перетц, М. А. Салмина, Р. П. Дмитриева. 1967 г. Трудовой договор 1938 г. о принятии Д. С. Лихачева на временную работу в Пушкинский Дом. Существует традиция - проведение в памятные дни (30 сентября, или 28 ноября) конференций, тематически связанных с научными интересами Дмитрия Сергеевича Лихачева и организованные Отделом древнерусской литературы Пушкинского Дома. В память об ученом организуются городские Лихачевские чтения и эту традицию поддерживают научные, учебные и культурные учреждения России. Пушкинский дом 90-летие Д. С. Лихачева. Е. А. Лебедев поздравляет Д. С. Лихачева в Пушкинском Доме. Ноябрь 1996 г.

  • Слайд 29

    Д.С. Лихачев сказал: «Ученый – это его труды, открытия. В этом он в той или иной степени бессмертен». Память о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве хранят его бесчисленные добрые дела – спасенные культурные ценности, восстановленные репутации, его ученики. Но лучшей памятью об ученом будет – перечитать его книги.

  • Слайд 30

    Выставка подготовлена и оформлена главным библиотекарем Л.И. Зайко и заведующей отделом И.В. Худяковой.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке