Презентация на тему "Конфликтология в социальной работе"

Презентация: Конфликтология в социальной работе
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Конфликтология в социальной работе", состоящую из 34 слайдов. Размер файла 0.55 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Конфликтология в социальной работе
    Слайд 1

    Конфликтология в социальной работе

    Преподаватель: Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ Факультет общественного здоровья Кафедра общепсихологических дисциплин

  • Слайд 2

    Лекция № 4

    Конфликт и конфликтная ситуация. Критерии выявления

  • Слайд 3

    Задачи лекции:

    рассмотреть понятия «конфликт», «конфликтная ситуация» проанализировать критерии выявления конфликта разобрать формы разрешения конфликтов в процессе социальной работы с группой

  • Слайд 4

    План лекции:

     Конфликт и конфликтная ситуация Критерии выявления конфликта Разрешение конфликтов в процессе социальной работы с группой

  • Слайд 5

    Список литературы

    1. Социальная психология, Андреева Г.М., 2004.М 2. Социальная психология, Майерс Д., 2003.СПб 3. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов 2007, М 4. Гришина Н.В.,Психология конфликта, 2008, Питер 5. Психология для медицинских специальностей: учебник, Лукацкий М.А., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010

  • Слайд 6

    Дополнительная литература

    1. Конфликтология, Анцупов А.Я, Шипилов А.И. М. 1999 Сетевые ресурсы: www.konfliktologiya.ru Библиотека литературы по психологии http://www.psychology.ru/library/ Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный образовательный портал www.ecsocman.edu.ru

  • Слайд 7

    1. Социологические теории конфликта

    Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех».

  • Слайд 8

    В конце 19 в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс разработал несколько иной взгляд в данной области. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе. 1. Социологические теории конфликта

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера

    - обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт; - социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; -социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

  • Слайд 11

    Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

    - постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта; - любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти; - разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат - изменение социальной структуры самого общества.

  • Слайд 12

    Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

    все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию - «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия; - Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека - стремление к борьбе с себе подобным);

  • Слайд 13

    - Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны; Два аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический - анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные). Динамический - изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.

  • Слайд 14

    2. Психологическое направление в разработке теории конфликта

    Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия – фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дисциплинами. Например, социальная психология, будучи наукой о закономерностях общения людей, в той или иной форме решает фундаментальные вопросы об отношениях индивида и общества, о месте человека в мире, о поисках согласия и гармонии.

  • Слайд 15

    Психологическое направление в разработке теории конфликта

    Начиная с самых первых работ, в которых человек наделялся либо «социальными инстинктами», обеспечивающими стремление к сотрудничеству и солидарности с другими людьми, либо, напротив, «асоциальными», связанными с потребностью во власти и эгоистическими наклонностями, психологи занимались поиском основ согласия и вражды, сотрудничества и борьбы между людьми.

  • Слайд 16

    Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии проявляется в том, что каждая значительная психологическая система тем или иным образом определяла свое отношение к конфликтам. История развития психологических представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психологии, в ходе которой друг друга сменяли различные, подчас противоположные представления о природе человека, о его взаимоотношениях с окружающим миром. Психологическое направление в разработке теории конфликта

  • Слайд 17

    Психологические направления

    1. Психоаналитическое – поиск причин в сфере бессознательного. (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); 2. Поведенческое – влияние социального окружения на поведение человека. (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс); 3. Этологическое – агрессия, постоянное состояние живого организма. (К. Лоренц, Н. Тинберген); 4. Теория групповой динамики – нарушение равновесия в системе «человек – среда». (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей); 5. Фрустрационно-агрессивное – взаимосвязь агрессии и социальной фрустрации. (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); 6.Социотропное распространение идей инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество. (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); 7. Социометрическое – в основе взаимодействия эмоциональные отношения. (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич); 8. Интеракционистское – попытки приспособиться к среде вызывают напряжение. (Д. ид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

  • Слайд 18

    Современные подходы

    -Теория организационных систем – изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях. (Р. Блейк, Дж. Мутон); -Теория и практика переговорного процесса – изучение условий ведений конструктивных переговоров. (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри) -Теоретико-игровое – проблема несовместимости целей участников конфликта. (М. Дойч)

  • Слайд 19

    3. Разрешение конфликтов в работе с клиентом социальной службы

    Работа с клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают, как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы, трудности. Прежде всего, им необходимо дать информацию о возможностях, способах разрешения возникших проблем, трудностей. Социальная работа опирается на различные психологические теории. Социальный работник, применяя их в практической деятельности, определяет методы работы с клиентом.

  • Слайд 20

    Психологические теории в социальной работе

    В социальной работе с клиентом широкое практическое применение получили следующие теории: психодинамическне теории и концепции, теории бихевиористской психологии, когнитивной психологии, гуманистическое направление (включающее экзистенциальный подход, гештальтпсихологию и др).

  • Слайд 21

    Способы разрешения конфликта

    . Картографияконфликта содержит ответы на следующие вопросы, (в виде лаконичного и точного описания): - описание проблемы, ставшей предметом конфликта; - перечень субъектов конфликта; - описание потребностей, интересов, нужд каждого из субъектов конфликта; - описание их опасений (тревога, страх, озабоченность) в связи с возникшим конфликтом и вариантами его разрешения. Далее данная картография конфликта может быть продолжена, например, на этапе работы над вариантами разрешения конфликта.

  • Слайд 22

    Общая классификация конфликтов

    В процессе социальной работы конфликты в наиболее общем виде классифицируют на: внутриличностное конфликтное состояние клиента; конфликт между клиентом и близкими его родственниками; конфликт между клиентом с коллегами или соседями; неофициальными лицами; конфликт между клиентом и официальным лицом, учреждением; конфликт между клиентом и социальной системой.

  • Слайд 23

    Приемы одностороннего успеха

    Оппонент в конфликтной ситуации может занять непримиримую позицию, прибегнув к приемам, которые преследуют цель одностороннего успеха. Подобных приемов существует очень много. Они зависят и от культурных традиций, образца социального поведения, уровня социальной значимости субъекта. Обычно все приемы объединяют в три основные группы, так как, несмотря на свое многообразие, они достаточно типичны и поддаются классификации. Критерием классификации является принцип действия: сдерживающие, агрессивные, ложные. Модель "каменная стена" Модель "атаки« Модель "уловки

  • Слайд 24

    Модель "каменная стена"

    Данная модель означает отказ другой стороны от любых уступок. Тактика стороны направлена на то, чтобы доказать, что других альтернатив не существует, что это последнее и единственное ее предложение. Оппонент прибегает к использованию ссылок на закон, правила, возможности. Его окончательное решение: либо согласие, либо прекращение обсуждения. Возможно затягивание решения с ссылкой на обстоятельства, вышестоящие организации, мнения, решения других лиц.

  • Слайд 25

    Модель "атаки"

    Агрессивная, наступательная позиция оппонента, использование угроз в форме обвинения в некомпетентности, несоответствии статуса и полномочий, заявлений в форме "Соглашайтесь, не то...-" и др. Оппонент стремится запугать и подавить инициативу и намерения другой стороны, оскорбляя, принижая другую сторону.

  • Слайд 26

    Модель "уловки"

    Модель ориентирована на применение ложных уловок в виде обещаний, уступок. Имеет место эксплуатация правдивости и добросовестности. Распространены следующие виды уловок: перед окончательным заключением соглашения оппонент неожиданно выдвигает новые требования или объявляет, что решение будет заключать кто-то другой, не участвующий в переговорах; использование в качестве аргументов заведомо ложных данных, информации.

  • Слайд 27

    Особенности работы в социальной сфере

    Деятельность социального работника предполагает активность его позиции, умение входить в контакт с людьми, обладающими сложными судьбами, нелегким характером. Представляя их интересы в официальных организациях, учитывая социально-экономические трудности нового времени, социальный работник порой вступает в сложные отношения как с клиентами так и с представителями официальных учреждений. Каждый случай конкретен по своему содержанию, но есть много типичных ситуаций, требующих знания определенных технологий.

  • Слайд 28

    Выводы

    Исследуя социологические теории социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях: - концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера; - конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа; - общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

  • Слайд 29

    Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии проявляется в том, что каждая значительная психологическая система тем или иным образом определяла свое отношение к конфликтам. История развития психологических представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психологии, в ходе которой друг друга сменяли различные, подчас противоположные представления о природе человека, о его взаимоотношениях с окружающим миром

  • Слайд 30

    Современные подходы: -Теория организационных систем – изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях. (Р. Блейк, Дж. Мутон); -Теория и практика переговорного процесса – изучение условий ведений конструктивных переговоров. (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри) -Теоретико-игровое – проблема несовместимости целей участников конфликта. (М. Дойч)

  • Слайд 31

    В социальной работе с клиентом широкое практическое применение получили следующие теории: психодинамические теории и концепции, теории бихевиористской психологии, когнитивной психологии, гуманистическое направление (включающее экзистенциальный подход, гештальтпсихологию и др).

  • Слайд 32

    Практические вопросы и задания

    Назовите социологические теории конфликта. Охарактеризуйте основные психологические направления в развитии теории конфликтов. Объясните понятие «картография конфликта» Что может являться целью конфликта Какие психологические теории применяются в практике социальной работы? Назовите два основных этапа урегулирования конфликтных ситуаций. Охарактеризуйте модели поведения в конфликтных ситациях – «каменная стена», «модель атаки», «модель уловки». Какой способ является наилучшим при общении с агрессивным клиентом? На чем основывается разрешение внутриличностных конфликтов?  

  • Слайд 33

    Рефлексия

    Я узнал(а), что… Полезным для меня было то, что… Я убедился(лась), что… Меня не смогли убедить в том, что..

  • Слайд 34

    Темы рефератов

    1. Особенности коммуникации, ее роль и функции в зависимости от психологических теорий, в которых она рассматривается. 2. Межличностные ритуалы как механизм социализации. 3. Паттерны общения в семье и развитие ребенка. 4. Факторы, влияющие на восприятие и понимание людей. 5. Механизмы общения и факторы, способствующие развитию эффективной коммуникации. 6. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на социально-психологические отношения. 7. Преимущества и негативные последствия смешения межличностного и ролевого общения. 8. Потребности в общении и основные способы их достижения (удовлетворения) 9. Способы выделения и обозначения территории, которую индивид считает "своей" - 10.Причины возникновения манипуляций в межличностном общении. 11. Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении. Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке