Презентация на тему "Лекция № 13Тема: Стресс. Фрустрация."

Презентация: Лекция № 13Тема: Стресс. Фрустрация.
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Лекция № 13Тема: Стресс. Фрустрация.", состоящую из 36 слайдов. Размер файла 0.14 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лекция № 13Тема: Стресс. Фрустрация.
    Слайд 1

    Лекция № 13Тема: Стресс. Фрустрация.

  • Слайд 2

    Основные вопросы:

    Понятия «стресса». Концепция стресса Г.Селье. Проявления стресса. Классификация страхов по Карвасарскому. Понятие «фрустрация» как психическое состояние. Причины возникновения фрустрации. Виды фрустраторов. Проблема соотношения фрустрации и психических защитных механизмов личности.

  • Слайд 3

    СТРЕСС

  • Слайд 4

    Слово «стресс»

    пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и изначально произносилось как «дистресс». Первый слог постепенно исчез из-за «проглатывания». Теперь эти слова имеют разное значение

  • Слайд 5

    СТРЕСС

    (от англ. давление, напряжение) — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стрессвызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д.

  • Слайд 6

    Селье выделяет три стадии этих изменений 1 стадия тревоги Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. Ни один организм не может постоянно находится в состоянии тревоги

  • Слайд 7

    Если организм выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует «стадия резистентности». Эта вторая стадия – сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам.

  • Слайд 8

    Ввиду того, что «адаптационная энергия не беспредельна», рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья – «стадия истощения». На этой стадии, так же, как напервой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных факторов среды и ответов организма на эти требования.

  • Слайд 9

    В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию кладовых резервов организма в третьей стадии эти сигналы – призывы о помощи, которая может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.

  • Слайд 10

    Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Любой раздражитель вызывает у нас специфический и неспецифический ответ, он выражается в потребности осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

  • Слайд 11

    К наиболее частым проявлениям относятся следующие: - ощущение потери контроля над собой; - недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость); - вялость, апатия, повышенная утомляемость; - расстройства сна (в том числе более долгое засыпание, раннее пробуждение); - раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность) - повышенный аппетит; - увеличившееся количество выпиваемого алкоголя; - увеличившееся потребление психоактивных средств (успокаивающих, стимулирующих); - расстройства половой функции; - неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления).

  • Слайд 12

    Трудовая деятельность или производственная ситуация могут выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния. Наиболее частыми в трудовой деятельности являются следующие поводы в трудовой деятельности: 1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, холод, жара). 2. Нагрузки повышенной интенсивности: - физические; - информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить, переработать); - эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения). 3. Монотония. 4. Значительные изменения на работе, конфликты в трудовой сфере. 5. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

  • Слайд 13

    Классификация страхов по Карвасарскому: Известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха. 1. Боязнь пространства, проявляемая в различных формах. К ним относятся клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства, агорафобия – страх открытых пространств, страх глубины и страх высоты. 2. Социофобии.

  • Слайд 14

    страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних. 3. Нозофобии – страх заболеть каким-либо заболеванием. 4. Танатофобия – страх смерти. 5. Сексуальные страхи. 6. Страх нанести вред себе или окружающим. 7. «Контрастные» фобии – например страх громко произнести нецензурные слова в обществе благовоспитанных людей. 8. Фобофобии – страх бояться чего-либо.

  • Слайд 15

    Фрустрация как психическое состояние.

  • Слайд 16

    «Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности». С.Розенцвейг

  • Слайд 17

    Фрустрациякакпсихическоесостояние

    Фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

  • Слайд 18

    Человек, планируя свое поведение на пути к достижению цели, одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. Если перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т.е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события происходит резкое «затопление», повышение психической энергии.

  • Слайд 19

    Типы фрустратора по С.Розенцвейгу

    К первому он отнес лишения, (т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.) Второй тип составляют потери. Третий тип ситуации – конфликт.

  • Слайд 20

    К условиям возникновения состояния фрустрации относятся:

    Наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; Наличие сопротивления (фрустратора). В свою очередь, препятствия могут быть следующих видов: Пассивное внешнее сопротивление (барьер на пути к цели);

  • Слайд 21

    Активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают); Пассивное внутреннее сопротивление (комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное); Активное внутреннее сопротивление (угрызения совести).

  • Слайд 22

    Поведение в состоянии фрустрации зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора, привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.

  • Слайд 23

    Реакция на фрустраторы

    Препятствие усиливает мотивацию (повышает уровень активации). Препятствие вынуждает нас пересмотреть ситуацию в целом (сопоставить уже достигнутое с затратами, сопоставить используемые средства и цели, изменить средства, сохранив цель). Возможна даже и корректировка первоначальной цели.

  • Слайд 24

    Виды фрустрационного поведения:

    Двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; Апатия; Агрессия и деструкция; Стереотипизация – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; Регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

  • Слайд 25

    Существуют разные формы толерантности.

    Наиболее желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя.

  • Слайд 26

    При пониженной толерантности

    Наиболее частой реакцией в состоянии фрустрации является агрессивное поведение. Не всегда агрессия выливается на предполагаемого противника. (В силу характера и конкретных обстоятельств человек не может проявить прямую, открытую агрессию по отношению к тому, кого считают виновником фрустрации.)

  • Слайд 27

    Холерик – агрессия;Сангвиник - обесценивание ситуации и уменьшение значимости цели;Меланхолик - самообвинение и к фиксация на происходящем;Флегматик - обесценивание событий и стремление пустить все на самотек.

  • Слайд 28

    Проблема соотношения фрустрации и защитных механизмов личности.

  • Слайд 29

    В фрустрирующих ситуациях человек чаще всего вынужден отступать перед непреодолимой силой фрустраторов. Одним из обычных механизмов отступления является воображение. Человек, потерпевший неудачу в процессе осуществления своих целей, создал воображаемые ситуации, в которых осуществляет свои желания и цели. В воображаемых ситуациях фрустраторы одолеваются без труда.

  • Слайд 30

    ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

    РЕГРЕССИЯ - заключается в том, что фрустрированная личность бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Это бегство от реальности и оно может считаться нормальной формой поведения только в определенных границах, пока старые привычки и способы адаптации не приходят в непримиримое противоречие с реально существующими условиями жизни.

  • Слайд 31

    ВЫТЕСНЕНИЕ - из сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей и желаний. Случаи забвения исполнения неприятных обязанностей, забывание неприятных событий, даже сознательное отключение внимания. Частое использование этого механизма создает трудности в процессе адаптации, т.к. мешает личности правильно воспринимать свои проблемы и окружающую реальность.

  • Слайд 32

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ С АГРЕССОРОМ - фрустрирующее влияние которого человек не в состоянии устранить.

  • Слайд 33

    КОМПРОМИССНЫЕ РЕАКЦИИ

    Одной из разновидностей компромиссных реакций является описанное еще Анной Фрейд так называемое формирование реакций. Суть его заключается в том, что, когда человек подавляет свои социально неприемлемые желания, у него формируются обратные желания и стремления, а первые становятся неосознаваемыми.

  • Слайд 34

    Механизм проекции:

    Когда собственные желания и влечения неприемлемы для человека, он их проецирует на других, приписывает им подобные желания, а сам до некоторой степени освобождается от их фрустрирующего влияния. Чрезмерное развитие у человека этого способа защиты порождает подозрительность.

  • Слайд 35

    Механизм рационализации:

    Суть его состоит в том, что фрустрированная личность, осознав невозможность достижения своих целей, начинает внешне рациональными доводами оправдывать себя.

  • Слайд 36

    Благодарим за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке