Презентация на тему "Провалы (фиаско) рынка. Роль государства"

Презентация: Провалы (фиаско) рынка. Роль государства
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Провалы (фиаско) рынка. Роль государства" по экономике. Состоит из 37 слайдов. Размер файла 0.15 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Провалы (фиаско) рынка. Роль государства
    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ 7ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА» специальность «Стоматология» 060201МикроэкономикаТема «Провалы (фиаско) рынка. Роль государства»Разработала к.э.н., доцентКолдомова Н.В.

  • Слайд 2

    ПЛАН:

    1. Понятие «провалы (фиаско) рынка». 2. Внешние эффекты. 3. Общественные блага. 4. Государство и рынок.

  • Слайд 3

    Цельтемы:

    углубить понимание - роли и механизма рыночных отношений в обеспечении эффективного использования ограниченных ресурсов с учётом провалов (фиаско) рынка; - необходимости государственного регулирования экономики в сферах провалов рынка и ограничений государства в сферах провалов (фиаско) государства

  • Слайд 4

    1. Понятие «провалы (фиаско, ошибки, неэффективности, несостоятельность) рынка»

    Провалы рынка - это неспособность рынка (рыночного механизма) обеспечитьэффективное распределение/размещение ограниченных ресурсов. Существует несколько причин провалов рынка. Наибольшего внимания заслуживают внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция

  • Слайд 5

    ПРИЧИНЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА (1)

    ограниченность конкуренции; В качестве примера можно рассмотреть монопольный рынок, на котором действует всего один продавец товара или услуги. Если будет установлена слишком высокая цена (например, на электричество), то потребители получат ложный сигнал об альтернативной стоимости электричества и могут осуществить экономически необоснованные замены электроэнергии, например, на нефть, газ.

  • Слайд 6

    Правительственные меры для предупреждения провала рынка

    принятие антимонопольного законодательства отмена дискриминационных цен для предпочтительных групп клиентов требование публикуемых счетов в отношении: - сетей телефонных линий, электрических кабелей, газопроводов - добавленной стоимости (прибыли, извлеченной из производства электричества, газа) регулирование ценообразования в сферах естественных монополий

  • Слайд 7

    ПРИЧИНЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА (2)

    неполнота информации (отсутствие или недоступность части информации) и информационная асимметрия – неравномерное распределение информации, необходимой для принятия решений о покупках и продажах. Информация находится в преимущественном распоряжении одного из участников. Классическим примером информационной асимметрии выступает сфера услуг и здравоохранения, в частности. Способ преодоления провала рынка – защита интересов потребителя через механизмы управления общественным сектором, механизмы государственного и общественного контроля, механизмы демократического выбора (когда каждый гражданин выступает в качестве избирателя (Однако возникает целый ряд вопросов об избраннике: насколько подконтролен рядовым избирателям? удовлетворяет запросы избирателей или принимает решения по другим критериям?)

  • Слайд 8

    ПРИЧИНЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА (3)

    Экстерналия (внешний эффект) в экономике — воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.Термин введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния» внешние эффекты - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах Этот провал рынка рассматривается во втором вопросе лекции

  • Слайд 9

    ПРИЧИНЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА (4)

    общественные блага – это блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а совместно - обществом в целом или его большими сообществами и потому, как правило, - не носят конкурентного характера и - характеризуются неисключаемостью потребителей. Соответственно рынок/бизнес не способен самостоятельно установить способ покрытия издержек (взимания платы) и «не срабатывает» в сферах производства общественных товаров и услуг (общественных благ): национальная оборона, регулирование движения транспорта, освещение улиц и др.

  • Слайд 10

    ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА (5)

    государственная монополия денежной эмиссии; крайности в распределении доходов; неспособность рынка гарантировать и регулироватьмногие важные стороны общественной жизни: - права на труд и занятость - экологическую безопасность - социальную справедливость и др.

  • Слайд 11

    В зонах изъянов рынка призван функционировать общественный (государственный) сектор

    Характер государственного вмешательства должен соответствовать специфике конкретных изъянов рынка Изъяны рынка необходимо сопоставлять с возможными изъянами (провалами) государства.

  • Слайд 12

    СПРАВОЧНО:

    Изъяны государства – это неспособность государства обеспечить аллокационную эффективность и соответствие результатов распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

  • Слайд 13

    Концепция изъянов государства выделяет четыре группы факторов (причин) изъянов

    ограниченность доступной информации неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия (экстремальный пример товаров Гиффена; или «хотели как лучше, а получилось как всегда») несовершенства политического процесса (рациональное неведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений (волюнтаризм), влияние групп специальных интересов (лоббирование отраслевых интересов автомобилестроения или АвтоВАЗа), погоня за рентой) – политические решения не всегда обеспечивают даже ту меру эффективности, которая достижима на основе доступной информации и фактического влияния на рыночные процессы ограниченность контроля над государственным аппаратом (особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность общественного сектора, вести к неоправданному росту затрат)

  • Слайд 14

    РЕЗЮМЕ

    Наличие изъянов рынка обусловливает необходимость вмешательства государства в указанные сферы Концепция изъянов государства (менее развита, чем концепция изъянов рынка) обращает внимание экономистов на системные потенциальные и фактические недостатки (ошибки, провалы, фиаско) государства при организации регулирования экономики Государство в экономике не «всемогуще» ине «безупречно»

  • Слайд 15

    2. Внешние эффекты (экстерналии)

    В условиях эффективно функционирующего рынка: производитель использует ресурсы, неся издержки в размере их альтернативной стоимости (потенциальная отдача от лучшего из всех вариантов использования ресурса, которые были принципиально возможны, но остались нереализованными); потребитель вынужден полностью оплачивать альтернативную стоимость каждого товара

  • Слайд 16

    Только в этом случае обеспечиваются:

    оптимальная аллокация (размещение – не распределение) ресурсов цены соответствуют предельным полезностям доход адекватно выражает вклад производителя в развитие экономики.

  • Слайд 17

    ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ)

    Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный (отрицательный) внешний эффект. Пример: предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя её, а живущие ниже по течению реки вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений; население ограничено в потреблении речной воды в питьевых и хозяйственно-бытовых целях; возможностях рекреации; при сильно выраженных загрязнениях больше болеет и несёт дополнительные затраты на лечение и поддержание здоровья.

  • Слайд 18

    Вместе с тем, нередки позитивные переливы полезного эффекта. Пример: фермер построил за свой счёт участок дороги, соединяющий его хозяйство с шоссе (трассой) и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села – положительный внешний эффект. Т.о. предприятие, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других. Те, кто создаёт положительные внешние эффекты, берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов. В основе перелива эффектов всегда лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого-либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости.

  • Слайд 19

    ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ОБЩЕСТВЕННО ОПТИМАЛЬНЫХ ОБЪЁМОВ ВЫПУСКА

    При негативных внешних эффектах имеет место относительное перепроизводство товара, блага, услуги (по сравнению с общественно оптимальным выпуском). Позитивные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством по сравнению с общественно оптимальным выпуском (часть затрат «расточительна» - работает на интересы «других»).

  • Слайд 20

    СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

    Проблемы внешних эффектов на практике часто решаются путём установления прав и ответственности участников экономической деятельности, т.е. с помощью разработки законов и контроля со стороны государства. Но во многих случаях целесообразнее расходовать средства государства не на громоздкие механизмы контроля, а на непосредственное выполнение деятельности с положительными эффектами или вводить налоговые регуляторы на деятельность с отрицательными внешними эффектами. Пример: альтернативой прямым запретам на загрязнение воды выступает налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим избегать загрязнения воды (запретительно высокие ставки на некоторые технологии).

  • Слайд 21

    РЕЗЮМЕ:

    Наличие экстерналий обусловливает корректирующие действия со стороны государства. Выбор оптимальной формы вмешательства не осуществляется по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе тоже сопоставляются варианты решения задачи и стремятся достичь результата с наименьшими издержками.

  • Слайд 22

    3. Общественные блага(public goods)

    Общественные – такие блага (товары и услуги), которые потребляются экономическими агентами не индивидуально, а обществом в целом - совместно- и потому, как правило, не носят конкурентного характера и являются общедоступными Примеры: - обеспечение национальной обороны - регулирование общественного движения - освещение городских улиц и др.

  • Слайд 23

    СВОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

    Для общественных благ характерны два свойства, которые могут проявляться с разной интенсивностью: - увеличение числа потребителей не влечёт за собой снижения полезности для каждого из потребителей (несоперничество в потреблении/ неконкурентность) - ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно (неисключаемостьпотребителей). Блага, не обладающие этими свойствами, являются частными, потребляются индивидуально.

  • Слайд 24

    Общественные блага порождают необычные для рыночной экономики ситуации:

    1) предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю, а появление его представляет собой Парето-улучшение; 2) производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит или всем желающим. В результате этих свойств и ситуаций рыночный механизм в сфере общественных товаров не срабатывает.

  • Слайд 25

    Классификация (типы/группы) общественных благ

    Между чистыми частными и чистыми общественными благами (товарами) можно расположить (выделить) смешанные блага - условно-частные (коммунальные) и условно-общественные товары

  • Слайд 26

    ПРИМЕРЫ:

    1. чистые частные товары: местное энергоснабжение исключаемость и конкурентность. Блага могут поставляться государственной организацией, если это эффективнее, чем нести затраты по контролю; но затраты могут покрываться за счёт потребителей (кроме благ с особыми достоинствами – услуги образования, культуры, здравоохранения. Дополнительный аргумент – для них характерны значительные положительные экстерналии).

  • Слайд 27

    ПРИМЕРЫ

    условно-частные (коммунальные): городские автобусы, ж/д воздушный и водный транспорт, водопроводная сеть, городская (сельская) канализация, производство электроэнергии из ископаемого топлива потребление совместное (просмотр спектакля, проезд в общественном транспорте) несоперничество относительное (полный и пустой автобус); отсутствует неисключаемость

  • Слайд 28

    условно-общественные: междугородние дороги неконкурентность, но высокая исключаемость (механизм платных дорог) чистые общественные: уборка улиц, регулирование дорожного движения, обеспечение законности, в т.ч. правовых основ хозяйственной деятельности; поддержание денежной системы. Государство финансирует поставку подобных благ за счёт налогов и непосредственно организует их производство силами своих служащих.

  • Слайд 29

    РЕЗЮМЕ:

    Наличие общественных благ требует участия государства в организации их производства. Разграничение частных, смешанных и общественных благ помогает определить оптимальные меры и формы участия государства, бизнеса, негосударственных некоммерческих организаций, добровольных коллективных действий и индивидов в смешанной экономике для её эффективного функционирования.

  • Слайд 30

    4. Государство и рынокМасштабы общественного сектора.

    В рамках микроэкономики мы рассмотрели необходимость функционирования государства как субъекта в экономике - сквозь призму рынка. Государство, подобно предприятиям бизнеса и НКО, функционирует в рыночной среде. Государство (в нашем анализе) действует пока в тех, и только тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимальное размещение и использование ресурсов. При этом совокупность ресурсов, которыми распоряжается государство, составляет общественный сектор экономики. Общественный сектор призван исправлять изъяны рынка.

  • Слайд 31

    СПРАВОЧНО

    Некоммерческие организации (фиксированный профиль-миссия, и запрет на распределение прибыли: учебные заведения, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профиля, симфонические оркестры, музеи, религиозные организации, благотворительные фонды и др. Заботятся о доходах, но цель – полнее реализовать свои миссии).

  • Слайд 32

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР

    Общественный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. Именно последние определяют лицо общественного сектора в современных смешанных экономиках.

  • Слайд 33

    Отличие государства от других субъектов экономической деятельности

    Рыночная система строится на базе добровольно заключаемых сделок (свобода предпринимательства) Государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнёров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством. Ресурсы государства (общественного сектора) могут формироваться за счёт законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

  • Слайд 34

    Масштабы общественного сектора

    могут быть охарактеризованы его долей в совокупном капитале страны или производимой для реализации товарной массе. но концентрированно они выражаются удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе или валовом внутреннем продукте Развитые страны дают относительно надёжную информацию. В общественный сектор стран Западной Европы, США, Японии вовлечено от 30 до 60% ресурсов экономики. В 70-х годах ХХ века преобладала тенденция повышения доли общественного сектора в ВВП, позднее она стабилизировалась, в некоторых странах стала сокращаться (Швеция). Можно ожидать, что доля ресурсов общественного сектора в ВВП США в ближайшее десятилетие будет снижаться. В целом общественный сектор в высокоразвитых странах сопоставим с частным.

  • Слайд 35

    РЕЗЮМЕ:

    Государство и рынок – такие элементы в экономике, без взаимодействия которых невозможно её эффективное развитие. В смешанной экономике общественный сектор призван не подменять «невидимую руку рынка», а участвовать в решении тех задач, которые не удаётся решить на основе рыночного механизма.

  • Слайд 36

    Наиболее широкое понимание роли государства формируется в макроэкономической теории, когда в поле зрения попадают вопросы - воздействия на экономический рост - стабилизационной политики и другие

    В ближайших лекциях мы и перейдём к изучению макроэкономики. Тему следующей лекции составит введение в макроэкономику, понятие о воспроизводстве и системе национальных счетов

  • Слайд 37

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке