Презентация на тему "Химическая технология топлива и углеродных материалов"

Презентация: Химическая технология топлива и углеродных материалов
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Химическая технология топлива и углеродных материалов"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 25 слайдов. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по химии для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Химическая технология топлива и углеродных материалов
    Слайд 1

    Липецкий государственный технический университет Кафедра химической технологии, экологии и литья

    Лекция 1 по дисциплине ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТОПЛИВА И УГЛЕРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ (для студентов специальности ХТ) Состояние и тенденции развития мировой топливно-энергетической системы; перспективы производства и применения углеродных материалов Составитель: к.т.н., доц. Андриянцева С.А. Липецк 2013 1

  • Слайд 2

    Базовые условия и предпосылки НТП в энергетике

    Глобальные тренды научно-технического прогресса в энергетике определяются международным энергетическим агентством (МЭА) — центром прогнозирования и развития мировой энергетики и обеспечения энергетической безопасности 29 развитых стран. В базовом сценарии МЭА спрос на энергию увеличивается с 2005 по 2030 г. в полтора раза и почти вдвое — до 2050 г. Общественные науки призваны предложить экономические и социальные меры, позволяющие бы уйти от потребительской парадигмы развития общества, но сохраняющие продуктивность деятельности людей. Замедлить рост энергопотребления примерно в полтора раза невозможно без нового вклада научно-технического прогресса в энергетике ЭНЕРГЕТИКА Требованияобщества Общественные науки Науки о Земле Информационные технологии Процессы управления Математическиенауки Механикаи машиностроение Физическиенауки Химия и наукио материалах Биологическиенауки Ресурсы управление 2

  • Слайд 3

    Все  исчерпаемыеэнергоресурсы не составляют и пятой части годового потока солнечной энергии на Землю, который порождает энергию ветра, гидроэнергию и фотосинтез, т. е. те самые возобновляемые энергоресурсы, на которые сейчас возлагаются большие надежды. Раньше или позже НТП в энергетике сделает эти ресурсы доступными. А пока реальная проблема состоит в исчерпании экономически приемлемых ресурсов нефти и газа. рис. 2 За 150 лет статистических наблюдений из земных недр извлечено: 33% экономически доступной части разведанных запасов нефти; 14% газа; 9% урана; 4% угля. От науки о Земле в части геологии нужны новые методы разведки и освоения месторождения УВ, которые позволили бы за 20 лет увеличить экономически приемлемые запасы в 1,7 раза к 2030 г. Без этого рост добычи нефти остановится и начнет падать через 10–15 лет, а добыча газа — через 20–25 лет. Особую проблему на данном этапе составляет создание методов промышленного освоения газогидратов, ресурсы которых на порядок больше ресурсов природного газа. Биологические науки могут в предстоящий период также способствовать ресурсообеспечениюэнергетики, разрабатывая способы получения дешевой биомассы. Доля годового расхода энергии человеком составляет 0,0005 от ресурса органического топлива и 0,0003 от ресурсов урана. 3

  • Слайд 4

    В настоящее время нефтепереработка России существенно отстает в своем развитии от промышленно развитых стран мира. Сроки эксплуатации российских НПЗ Переработка нефти и производство основных нефтепродуктов в РФ, млн.т (без учета ОАО «Газпром») 7 4

  • Слайд 5

    Проблемы переработки нефти в России

    Производство и распределение топлива, млн. т 8 5

  • Слайд 6

    Приоритеты и ожидаемые направления НТП

    Объектом и результатом энергетических исследований является нарастающий поток возможных энергетических технологий: фотоэлементы третьего поколения с КПД до 40–60%, которые обеспечат широкое использование солнечной энергии; конденсаторы высокой емкости и освоение сверхпроводимости -  возможность произвести массовую электрификацию транспорта и замену нефтетоплива. Опытно-промышленное освоение термоядерной энергии, особенно с прямым преобразованием радиационной энергии в электричество. разрабатывается технология получения жидкого топлива из газа, угля, сланца и особенно биомассы, методы и средства прямого преобразования химической энергии в электрическую. материализовать физические явления и химические процессы невозможно без материаловедения и машиностроения. Здесь реализуется связь энергетики с общественными науками, с науками о Земле, достижениями математики и информационных технологий с процессами управления.   6

  • Слайд 7

    Топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года

    Прогнозный топливно-энергетический баланс России предусматривает сбалансированность внутреннего спроса и экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов с объемами их добычи, производства и импорта, смягчение диспропорций, связанных с доминированием природного газа и малым удельным весом угля и нетопливных энергоресурсов (энергия атомных электростанций, возобновляемых источников энергии) в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов в стране. Прогнозный топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года предусматривает: снижение доли газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов с 50 процентов в 2010 году до 46 процентов к 2030 году; увеличение доли нетопливных источников энергии в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов с 11 процентов до 13 - 14 процентов к 2030 году; масштабное снижение удельной энергоемкости экономики и энергетики (в 2,1 - 2,3 раза) при незначительном росте внутреннего потребления (в 1,4 - 1,6 раза), экспорта (в 1,1 - 1,2 раза) и производства энергоресурсов (в 1,3 - 1,4 раза). 7

  • Слайд 8

    Стратегические инициативы развитиятопливно-энергетического комплекса

    8

  • Слайд 9

    Нефтяной комплекс

    Стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки; активное, без ущерба для внутренних потребностей и будущих поколений граждан, участие в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты; обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики; инвестиционно-инновационное обновление комплекса, направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности его функционирования. Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим. Начата добыча нефти на ряде новых крупных месторождений, в том числе на Верхнечонском и Талаканском. Началось активное освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, где годовая добыча нефти превысила 25 млн. тонн. Развернута добыча нефти на шельфовых месторождениях (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2"). Построены новые магистральные нефтепроводные системы, в том числе Балтийская трубопроводная система мощностью 65 млн. тонн в год, созданы портовые мощности по перевалке и морскому транспорту жидких углеводородов в г. Приморске и пос. Варандей. Развернуто строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью 80 млн. тонн в год, который призван обеспечить развитие нефтяного комплекса на востоке страны и диверсификацию направлений экспорта нефти. Объем переработки нефти увеличился с 173 млн. тонн в 2000 году до 237 млн. тонн в 2008 году, а глубина переработки нефти возросла с 70,8 до 72,6 процента. В сфере государственного регулирования нефтяного комплекса усовершенствована система расчета таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, стимулирующая экспорт нефтепродуктов, а также оперативно реагирующая на изменения конъюнктуры мировых цен. В результате экспорт нефтепродуктов возрос с 57 млн. тонн в 2000 году до 112 млн. тонн в 2008 году. Активно применяются меры антимонопольного регулирования, направленные на пресечение и предупреждение злоупотреблений доминирующим положением со стороны вертикально интегрированных компаний и антиконкурентных сговоров на внутрироссийских рынках нефтепродуктов. Снижена налоговая нагрузка на предприятия нефтяного комплекса, дифференцирована ставка налога на добычу полезных ископаемых на разработку месторождений в зависимости от природно-климатических условий и стадии освоения, усовершенствована система взимания акцизов. При рассмотрении перспектив развития нефтяного комплекса необходимо учитывать следующие тенденции: истощение основных нефтяных месторождений Западной Сибири и, следовательно, необходимость освоения нефтяных ресурсов континентального шельфа арктических и дальневосточных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока; увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкая нефть, природный битум и другие) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса; расширенное вовлечение в эксплуатацию комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава и связанная с этим необходимость утилизации попутного нефтяного газа, метана, гелия и газового конденсата; удорожание добычи и транспортировки углеводородов. К числу основных проблем развития нефтяного комплекса относятся: нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти) и отсутствие комплексных технологий добычи и экономически эффективной утилизации углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа); низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний, обусловленные высокой налоговой нагрузкой на отрасль; наличие инфраструктурных ограничений для диверсификации экспортных поставок нефти; высокая степень монополизации рынков нефтепродуктов всероссийского, регионального и местного масштаба; высокий износ основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности; низкое качество нефтепродуктов. Для достижения стратегических целей развития нефтяного комплекса необходимо решить следующие основные задачи: обеспечение расширенного воспроизводства запасов нефти за счет геолого-разведочных работ и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации как в традиционных, так и в новых районах нефтедобычи; формирование новых крупных нефтяных комплексов, предусматривающих добычу нефти, утилизацию попутного нефтяного газа и развитие нефте- и газохимии на базе комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава главным образом в восточных районах России и на континентальном шельфе арктических и дальневосточных морей; совершенствование технологий добычи нефти, включая внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи, для увеличения коэффициента извлечения нефти; развитие транспортной инфраструктуры, в том числе трубопроводной, для повышения эффективности, диверсификации структуры и направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов; развитие нефтепереработки, направленное на увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов; стимулирование развития независимых структур в сфере производства, хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов; ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти. При условии реализации указанных задач нефтяной комплекс сможет полностью удовлетворить внешние и внутренние потребности России в нефти и нефтепродуктах высокого качества на протяжении всего периода действия настоящей Стратегии. Добыча нефти в европейской части страны будет увеличиваться главным образом за счет освоения ее запасов в Тимано-Печорской провинции, на континентальном шельфе арктических морей и в российском секторе Каспийского моря при снижении добычи в Поволжье и на Урале. В Западной Сибири при стабилизации и постепенном снижении добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре будет происходить ее рост в Ямало-Ненецком автономном округе. В Восточной Сибири предусматривается освоение и промышленная разработка месторождений нефти в Ванкорско-Сузунском районе на северо-западе Красноярского края, вдоль трассы нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия) (Верхнечонское, Талаканское, Среднеботуобинское, Юрубчено-Тохомское и другие месторождения). На Дальнем Востоке будет осуществляться эксплуатация производственных объектов проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2" и других (континентальный шельф острова Сахалин). Одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Настоящая Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости - и на изомеры бутана. Особенно актуальным этот вопрос является для районов нового освоения Восточной Сибири, где сырьевая база углеводородов носит комплексный характер - большинство месторождений содержат нефть и газ, а также имеют сложный компонентный состав. С учетом стратегической значимости и комплексного характера указанной задачи ее решение потребует согласованной системы мер, использующей следующие основные механизмы государственной энергетической политики. Создание благоприятной экономической среды: формирование необходимого законодательного обеспечения, регламентирующего в том числе вопросы приоритетного доступа на оптовый рынок электрический энергии (мощности), произведенной за счет попутного нефтяного газа, а также приоритетного права доступа к свободным мощностям газотранспортных сетей поставщиков продукта его переработки - сухого (отбензиненного) газа; содействие использованию при осуществлении проектов утилизации попутного нефтяного газа финансовых механизмов гибкости Киотского протокола; освобождение от обложения таможенными пошлинами машин и оборудования, не имеющих российских аналогов, для утилизации попутного нефтяного газа; обеспечение возможности ускоренной амортизации оборудования для утилизации попутного нефтяного газа. Система перспективных регламентов, стандартов и норм: введение дополнительных коэффициентов при расчете платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках; организация контроля за рациональным использованием и учетом объемов сжигаемого и рассеиваемого попутного нефтяного газа; определение требований к уровню эффективного использования попутного нефтяного газа при предоставлении в пользование участков недр, содержащих нефтяные и нефтеконденсатные месторождения. Поддержка стратегических инициатив: мониторинг фактических и ожидаемых результатов реализации программ нефтяных компаний по повышению степени утилизации попутного нефтяного газа и своевременное принятие необходимых синхронизирующих мер, в том числе с использованием принципов частно-государственного партнерства; отражение вопросов повышения степени утилизации попутного нефтяного газа в программных документах федерального и регионального уровня, в частности в разрабатываемой государственной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности; государственная поддержка создания технологий нового поколения для утилизации попутного нефтяного газа и реализации соответствующих пилотных проектов; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере утилизации попутного нефтяного газа; развитие и поддержка международного сотрудничества в сфере применения и совершенствования лучших практик утилизации попутного нефтяного газа. Широкое развитие получит нефтехимическая и газохимическая промышленность. В новых регионах добычи будут созданы крупные нефтяные комплексы, сочетающие предприятия по добыче и переработке нефти и попутного нефтяного газа, а также нефте- и газохимические производства. Опережающими темпами будет развиваться нефтеперерабатывающая промышленность. Глубина переработки нефти увеличится с 72 до 83 процентов к концу второго этапа и до 89 - 90 процентов - к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии. Нефтеперерабатывающие заводы России имеют в своем составе практически все освоенные мировой промышленностью процессы. Однако соотношение процессов, углубляющих переработку нефти и повышающих качество топлива, и процессов первичной перегонки нефти значительно отстает от мировых показателей. Таким образом, реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих заводов будет ориентирована на опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и снижение удельного потребления нефти на единицу целевых продуктов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, производство битумов и другие), а также на внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации и алкилированию. Намечается увеличение мощностей по первичной переработке нефти (Туапсинский нефтеперерабатывающий завод - до 12 млн. тонн, Киришинефтеоргсинтез - на 12 млн. тонн), а также строительство новых нефтехимических комплексов (Республика Татарстан - не менее 7 млн. тонн в год, Дальний Восток - Приморский нефтеперерабатывающий завод - 20 млн. тонн в год). Предусматривается поддержка модернизации, увеличения мощностей и строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических комплексов, независимых от вертикально интегрированных нефтяных компаний. Бесспорным приоритетом при развитии глубокой переработки нефти является удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Однако настоящая Стратегия также предусматривает оптимизацию объемов переработки нефти внутри страны (с поставкой части нефтепродуктов на экспорт) и объемов экспорта сырой нефти (с поставкой ее части в приоритетном порядке на принадлежащие российским компаниям нефтеперерабатывающие заводы за рубежом). Развитие трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов будет осуществляться адекватно росту объемов и диверсификации внешних и внутренних поставок жидких углеводородов. При этом планируется решать задачи дальнейшего увеличения доли трубопроводной транспортировки жидких углеводородов в общем объеме транспортировки нефти и особенно нефтепродуктов, обеспечения условий для формирования новых нефтедобывающих регионов страны, обеспечения баланса между необходимыми объемами транспортировки нефти и пропускной способностью транспортной системы, а также уменьшения зависимости России от транзита нефти и нефтепродуктов по территориям сопредельных государств. Основными в сфере развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов являются следующие проекты: завершение строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан пропускной способностью 80 млн. тонн нефти в год; строительство нефтепровода Унеча - Усть-Луга (вторая нитка Балтийской трубопроводной системы); развитие экспортных нефтяных и нефтепродуктовых терминалов в портах Приморск, Усть-Луга, Находка; развитие системы нефтепродуктопроводов страны (вывод на проектную мощность нефтепродуктопровода "Север", строительство нефтепродуктопровода Андреевка - Уфа - Субханкулово - Альметьевск - Кстово, строительство нефтепродуктопровода "Юг"). Помимо трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов будет развиваться и морская транспортировка жидких углеводородов, в том числе из прибрежных районов российской части Арктики. В сфере экспорта нефти и нефтепродуктов государство будет стремиться к диверсификации товарной структуры и направлений экспортных поставок главным образом за счет развития восточного вектора поставок. Настоящая Стратегия предусматривает увеличение доли восточного направления в структуре экспорта жидких углеводородов с 8 процентов до 22 - 25 процентов к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии. Вместе с тем объемы экспорта нефти и нефтепродуктов в абсолютном исчислении будут оставаться стабильными на всем протяжении действия настоящей Стратегии, испытывая незначительные колебания. Ежегодные уровни экспорта жидких углеводородов будут колебаться в диапазоне 315 - 330 млн. тонн. Стратегическими направлениями внешнеэкономической активности нефтяного комплекса станут расширение присутствия российских компаний в зарубежных технологических цепочках от добычи до переработки и реализации жидких углеводородов, увеличение транзита нефти сопредельных стран через российскую территорию, формирование нового маркерного сорта российской нефти REBCO и содействие организации международной торговли этим сортом. На внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов будут созданы условия для поддержания эффективности нефтяной отрасли за счет обеспечения равных и прозрачных условий хозяйствования для всех участников нефтяного рынка. Будет обеспечена высокая степень конкуренции за счет: стимулирования открытой торговли и развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, в том числе на региональном уровне; определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре; исключения избыточных административных барьеров при выполнении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, а также при получении разрешений на строительство автозаправочных станций и выделении участков под такое строительство. Государство будет предусматривать необходимую поддержку нефтяного бизнеса в условиях резкого падения цен на нефть на мировом рынке и (или) кризисных ситуаций на финансовом рынке путем предоставления государственных гарантий под инвестиции в развитие комплекса, рефинансирования заимствований нефтяных компаний, а также путем оптимизации налогообложения нефтяного комплекса для поддержания финансово-экономической устойчивости российских нефтяных компаний, уделяя особое внимание содействию развития малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли. Энергосбережение в нефтяном комплексе будет осуществляться по следующим основным направлениям: в добыче нефти - снижение расхода нефти на технологические нужды и потери, повышение нефтеотдачи, оптимизация режима работы скважин, а также совершенствование контроля и учета нефти; в транспортировке нефти - реконструкция объектов нефтепроводов и системная организация технологических режимов их работы, сокращение потерь нефти, внедрение автоматизированных систем управления и телемеханики, улучшение технического состояния нефтеперекачивающих агрегатов, а также широкое внедрение резервуаров с плавающей крышей; в переработке нефти - повышение глубины переработки, более полное использование газов нефтепереработки, а также автоматизация оптимального ведения режимов технологических цепочек. На первом этапе реализации настоящей Стратегии российский нефтяной комплекс обеспечит необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов. Будет завершен ряд ключевых неотложных инфраструктурных проектов внутрироссийского и экспортного значения, включая: нефтепровод Бургас - Александруполис; вторую нитку Балтийской трубопроводной системы; нефтепродуктопроводы "Север" и "Юг"; морские нефтяные терминалы в гг. Приморске, Усть-Луге и Находке. Развитие экспортной инфраструктуры транспорта нефти позволит России диверсифицировать направления экспортных поставок и снизить транзитные риски на западном направлении. Строительство российских морских нефтяных терминалов и портовой инфраструктуры для экспорта нефти обеспечит Россию собственной полноценной экспортной инфраструктурой (от скважины до порта) и снизит зависимость России от других стран в этом вопросе. На втором этапе реализации настоящей Стратегии российский нефтяной комплекс обеспечит потребности развития российской экономики в условиях качественной перестройки ее структуры в пользу менее энергоемких и инновационных отраслей. Годовая добыча сырой нефти приблизится к технологическому и экономическому максимуму. При этом падение добычи нефти в Тюменской области, основном нефтедобывающем регионе страны, будет компенсироваться ростом добычи нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, что, учитывая компонентный состав нефтегазовых месторождений региона, будет способствовать масштабному развитию комплекса нефтехимических производств государственного значения. Основное развитие комплекса в целом будет сфокусировано на развитии нефтепереработки и нефтехимии в целях повышения производства и реализации нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Будет наблюдаться тенденция к стабилизации объемов экспорта нефти, что будет стимулировать расширение использования российской инфраструктуры транспорта нефти (трубопроводы, морские терминалы) для обеспечения транзитных поставок. На третьем этапе реализации настоящей Стратегии добыча нефти достигнет технологического и экономического максимума. При этом: экспорт нефти и нефтепродуктов будет демонстрировать тенденцию к снижению; значительно интенсифицируется развитие высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса; российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Стратегические цели развития нефтяного комплекса : стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки; активное, без ущерба для внутренних потребностей и будущих поколений граждан, участие в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты; обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики; инвестиционно-инновационное обновление комплекса, направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности его функционирования. Ход реализации Энергетической стратегии России до 2020 года : начата добыча нефти на ряде новых крупных месторождений (Тимано-Печорской (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2"). Построены новые магистральные нефтепроводные системы: Балтийская трубопроводная система мощностью 65 млн. тонн в год, созданы портовые мощности по перевалке и морскому транспорту жидких углеводородов в г. Приморске и пос. Варандей. Развернуто строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью 80 млн. тонн в год, который призван обеспечить развитие нефтяного комплекса на востоке страны и диверсификацию направлений экспорта нефти. усовершенствована система расчета таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, стимулирующая экспорт нефтепродуктов, а также оперативно реагирующая на изменения конъюнктуры мировых цен.  Снижена налоговая нагрузка на предприятия нефтяного комплекса. 9

  • Слайд 10

    Организационная структура нефтепереработки в России

    Первичная переработка нефти по основным компаниям и концентрация производства в нефтеперерабатывающей промышленности России в 2010 г. 10

  • Слайд 11

    При условии реализации нижеуказанных задач нефтяной комплекс сможет полностью удовлетворить внешние и внутренние потребности России в нефти и нефтепродуктах высокого качества на протяжении всего периода действия настоящей Стратегии.

    Тенденции перспектив развития нефтяного комплекса: истощение основных нефтяных месторождений Западной Сибири увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкая нефть, природный битум и другие) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса; расширенное вовлечение в эксплуатацию комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава и необходимость утилизации попутного нефтяного газа, метана, гелия и газового конденсата; удорожание добычи и транспортировки углеводородов. Проблемы развития нефтяного комплекса относятся: нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти), отсутствие комплексных технологий добычи и экономически эффективной утилизации УВ (сжигание попутного нефтяного газа); низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний; высокая степень монополизации рынков нефтепродуктов всероссийского, регионального и местного масштаба; высокий износ основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности; низкое качество нефтепродуктов. Задачи для достижения стратегических целей развития нефтяного комплекса : обеспечение расширенного воспроизводства запасов нефти за счет геолого-разведочных работ; освоение новых крупных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентногосостава; увеличения коэффициента извлечения нефти; развитие транспортной инфраструктуры, в том числе трубопроводной, увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов; стимулирование развития независимых структур в сфере производства, хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов; 11

  • Слайд 12

    Газовая промышленность

    Стратегическими целями развития газовой промышленности являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ; развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны; совершенствование организационной структуры газовой отрасли в целях повышения экономических результатов ее деятельности и формирование либерализованного рынка газа; обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета России в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики. Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим. Введено в эксплуатацию крупнейшее Заполярное месторождение в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области, начата добыча газа на шельфовых месторождениях проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Достроен газопровод Ямал - Европа, построен газопровод "Голубой поток", введен в эксплуатацию завод по производству сжиженного природного газа на острове Сахалин, начато строительство газопроводов "Северный поток" и "Северные районы Тюменской области - Торжок", приняты решения о начале строительства Прикаспийского газопровода и газопровода "Южный поток". Проводятся активные работы по газификации регионов России и строительству региональной газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры. Запущен процесс постепенной управляемой либерализации внутреннего рынка газа через создание электронной торговой площадки, работающей по биржевым технологиям, на которой уже было реализовано около 10 млрд. куб. м газа. 12

  • Слайд 13

    Тенденцииразвитиягазовой промышленности : истощение основных газовых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области и, следовательно, необходимость освоения новых центров газодобычи на полуострове Ямал, континентальном шельфе арктических морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (низконапорный газ) в структуре минерально-сырьевой базы газовой промышленности; удорожание добычи и транспортировки природного газа; развитие технологии производства и транспортировки сжиженного природного газа. Основные проблемы в указанной сфере : наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводной транспортировки газа; высокие транзитные риски экспорта газа в Европу; недостаточный уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности; заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке и недостаточная либерализация рынка газа в стране. Основные задачи достижения стратегических целей развития газовой промышленности: компенсация падения объемов добычи газа на старых месторождениях в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье) за счет ввода новых на внутренний рынок и диверсификации его экспортных поставок; активизация геолого-разведочных работ; своевременное обновление оборудования и труб газотранспортной системы, исключающее снижение ее пропускной способности, а также дальнейшее строительство региональной магистральной и газораспределительной инфраструктуры; развитие производства и экспорта сжиженного природного газа; развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности с целью рационального использования ценных фракций углеводородного сырья и попутного нефтяного газа; демонополизация газового рынка, создание конкурентной среды и установление недискриминационных для всех участников правил доступа к его инфраструктуре. 13

  • Слайд 14

    Угольная промышленность

    Стратегические цели развития угольной промышленности: надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки; обеспечение конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами; повышение уровня безопасности функционирования угледобывающих предприятий и снижение их вредного воздействия на окружающую среду. Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере: реструктуризация угольной промышленности; программа закрытия убыточных и неперспективных угольных предприятий; развитие предприятий отрасли осуществляется в основном за счет собственных средств и заемных финансовых ресурсов; Возобновление добычи угля главным образом в Кузнецком бассейне. Возрос объем переработки угля на обогатительных фабриках с 85 млн. тонн (30 процентов) до 127 млн. тонн (40 процентов). Увеличился экспорт угля с 60,7 до 97,5 млн. тонн (в 1,6 раза). Тенденцииперспективразвития угольной промышленности: исчерпание потенциала развития действующих угольных бассейнов в европейской части страны и на Урале; замедление темпов освоения новых угольных месторождений; удорожание добычи и транспортировки угля. 14

  • Слайд 15

    К числу основных проблем в указанной сфере относятся: сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь; зависимость предприятий отрасли от величины экспортных доходов; высокая доля затрат на транспортную составляющую в цене угольной продукции; недостаточные темпы обновления основных производственных фондов, высокий уровень износа оборудования и недостаточность средств на его модернизацию; низкое по отношению к мировому уровню качество угольной продукции; недостаточность инвестиционных средств для реализации масштабных инфраструктурных проектов по развитию ресурсно-производственного потенциала угольной промышленности; недостаточный инновационный потенциал угольной промышленности, слабое развитие российского угольного машиностроения и вызванная этим усиливающаяся зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования; сохранение высокого уровня социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленного низкой занятостью населения, дефицитом и низким качеством социальных услуг, а также высоким уровнем травматизма в отрасли и общим экологическим неблагополучием; нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров. Задачи для достижения стратегических целей развития угольной промышленности: завершение работ по закрытию убыточных и неперспективных угольных предприятий; обеспечение устойчивого и рационального воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности; рационализация структуры и территориального размещения производственных мощностей по добыче и обогащению угля; продолжение развития транспортной и портовой инфраструктуры для перевозки угольных грузов; повышение эффективности процессов государственного регулирования в угольной промышленности и процессов корпоративного управления; повышение эффективности добычи, обогащения и переработки угля на основе совершенствования применяемых технологий и оборудования, а также внедрения передовых организационных решений; организация производства высококачественной конечной продукции (синтетическое жидкое топливо, этанол и другие продукты углехимии с высокой добавленной стоимостью), комплексное использование угля и сопутствующих ресурсов, включая добычу шахтного метана; интенсификация природоохранных мероприятий в отрасли; обеспечение предприятий угольной промышленности квалифицированными специалистами, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры. 15

  • Слайд 16

    Электроэнергетика

    Стратегические цели развития электроэнергетики: обеспечение энергетической безопасности страны и регионов; удовлетворение потребностей экономики и населения страны в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику; обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения в чрезвычайных ситуациях; инвестиционно-инновационное обновление отрасли, направленное на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования электроэнергии. Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере : до 2020 года в связи с более ускоренным развитием экономики страны спрос на электроэнергию рос более высокими темпами, чем прогнозировалось. В то же время ввод новых мощностей в электроэнергетике существенно отставал от прогноза, предусмотренного указанной стратегией, и не в полной мере удовлетворял потребности растущей экономики. завершен первый этап процесса реформирования отрасли, в рамках которого была создана единая генерирующая компания, владеющая и управляющая атомными электростанциями. Сформирована коммерческая инфраструктура оптового рынка электрической энергии (мощности). Учрежден коммерческий оператор указанного оптового рынка - открытое акционерное общество "Администратор торговой системы" и создана саморегулируемая организация, объединяющая субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической и тепловой энергии. Был запущен процесс развития конкуренции на оптовом рынке электрической энергии (мощности), предусматривающий постепенный отказ от государственного регулирования цен на электроэнергию и переход к свободному ценообразованию для всех потребителей, за исключением населения, в ценовых зонах указанного оптового рынка (окончательно отказаться от государственного регулирования цен предполагается к 2011 году). 16

  • Слайд 17

    Основные проблемы в указанной сфере : дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны; отсутствие электрической связи Сибирь - Урал - Центр; неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком маневренных электростанций; снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций; крайне высокая зависимость электроэнергетики от природного газа; отсутствие полноценного конкурентного рынка электроэнергии и мощности; недостаточность инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры; наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке. Основные задачи достижения стратегических целей развития электроэнергетики: сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей; дальнейшее развитие Единой энергетической системы России; расширенное строительство основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, эл. сети); развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии; опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны; расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия; развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов; разработка и реализация механизма сдерживания цен за счет технологического инновационного развития отрасли,; снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики: изменение географии электропотребления, проявляющееся в смещении центров электропотребления в восточные регионы страны и в города европейской части России; рост сезонных и суточных пиковых нагрузок в Единой энергетической системе России 17

  • Слайд 18

    Ядерно-топливный цикл и атомная энергетика

    Стратегическая цель развития ядерно-топливного цикла - обеспечение формирования всего органически связанного комплекса атомной энергетики, ее топливно-энергетической базы, экологической безопасности атомных электростанций и атомной промышленности. Ядерная энергетика обладает способностью к воспроизводству собственной топливной базы. Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы регенерированного урана, существующие и развиваемые мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике в этой сфере обеспечат прогнозируемые параметры развития атомной энергетики в рассматриваемый период. С учетом намеченных масштабов развития отрасли предусматривается решение задач: повышение эффективности и конкурентоспособности атомной энергетики; создание единого комплекса топливно-сырьевые ресурсы - производство энергии - обращение с отходами; развитие отраслевой инвестиционной политики и целевых программ, которые обеспечивают устойчивость, и развитие ядерно-топливной базы и мощностей по переработке и утилизации радиоактивных отходов; внедрение высокотехнологичных и экономически выгодных проектов энергетических комплексов, соответствующих современному уровню безопасности и надежности; развитие российского энергомашиностроительного производства и строительно-монтажного комплекса. 18

  • Слайд 19

    Направления и этапы реализации государственной энергетической политики развития отрасли предусматривают: увеличение выработки электроэнергии на атомных электростанциях реализации проектов строительства атомных электростанций увеличения выработки продления срока эксплуатации действующих энергоблоков, Формирование и развитие инжиниринга основного энергетического оборудования на основе: разработки типовых проектов серийных энергоблоков (поэтапно-типовые проекты АЭС-2006, реактор на быстрых нейтронах); разработки новых видов топлива для энергоблоков атомных электростанций и его вывода на западные рынки; Развитие ядерного топливного цикла на основе разработки газовых центрифуг нового поколения; модернизации разделительно-сублиматных комбинатов (с обеспечением потребностей российских атомных электростанций и сохранением лидирующих позиций на мировом рынке услуг по обогащению урана); Развитие сырьевой базы атомной энергетики на основе развития урановых месторождений; увеличения добычи на совместных месторождениях; разведки и разработки новых месторождений в наиболее перспективных урановых регионах мира; создания производств для выпуска новых типов топлива; разработки и обеспечения реализации концепции замкнутого топливного цикла. Развитие производственной базы атомной энергетики на основе обеспечения требуемого объема поставок оборудования для атомных электростанций, минимизации монопольного давления; 19

  • Слайд 20

    Теплоснабжение

    Цели развития теплоснабжения: количественный и качественный рост комплекса услуг по теплоснабжению; кардинальное повышение технического уровня систем теплоснабжения на основе высокоэффективных технологий; сокращение непроизводительных потерь тепла и расходов топлива; обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения; снижение негативного воздействия на окружающую среду. К числу основных проблем в указанной сфере относятся: Высокий износ основных фондов, недостаточной надежностью функционирования; потребность в крупных инвестициях для обеспечения надежного теплоснабжения; отсутствие единой государственной политики в этом секторе, прежде всего научно-технической и инвестиционной; необходимость институциональной перестройки всей системы теплоснабжения. Основные задачи достижения стратегических целей развития отрасли : развитие теплоснабжения с использованием современных когенерационныхустановок широкой мощности; распространение теплофикации на базе паротурбинных, газотурбинных, газопоршневых и дизельных установок; оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения; использование возможностей геотермальной энергетики для изолированных регионов, богатых геотермальными; развитие систем централизованно-распределенной генерации тепловой энергии с разными типами источников; применением высокоэффективных конденсационных газовых и угольных котлов, когенерационных, геотермальных, теплонасосных и других установок, а также автоматизированных индивидуальных теплогенераторов нового поколения для сжигания разных видов топлива; максимального сокращения выработки электрической энергии по конденсационному циклу; сочетание системного и элементного резервирования,; реконструкция теплоэлектроцентралей, котельных, тепловых сетей и тепловых энергоустановок, проведение теплогидравлической наладки режимов, разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие производителей тепла, организаций, осуществляющих его транспортировку и распределение. 20

  • Слайд 21

    Использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива

    Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива являются: снижение темпов роста антропогенной нагрузки на окружающую среду и противодействие климатическим изменениям при необходимости удовлетворения растущего потребления энергии; снижение темпов роста потребления ресурсов ископаемого топлива в условиях истощения его запасов; сохранение здоровья населения и качества жизни путем замедления темпов роста загрязнения окружающей среды при использовании ископаемого топлива, а также снижение общегосударственных расходов на здравоохранение; замедление темпов роста затрат на распределение и транспортировку электрической энергии и топлива и возникающих при этом потерь; вовлечение в топливно-энергетический баланс дополнительных топливно-энергетических ресурсов; повышение уровня энергетической безопасности и надежности энергоснабжения за счет увеличения уровня его децентрализации. Технический ресурс возобновляемых источников энергии, преобладающую долю в котором имеет потенциал использования энергии солнца и энергии ветра, составляет не менее 4,5 млрд. тонн условного топлива в год, что более чем в 4 раза превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России. В соответствии с Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года целевым ориентиром на указанный период является увеличение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) примерно с 0,5 до 4,5 процента. Для достижения намеченных объемов производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии необходимо уже в указанный период обеспечить ввод генерирующих объектов (малых гидроэлектростанций, ветроэлектрических станций, приливных электростанций, геотермальных электростанций, тепловых электростанций, использующих биомассу в качестве одного из топлив, прочих видов электроустановок) с суммарной установленной мощностью до 25 ГВт. Реализация указанной политики наряду с развитием автономной энергетики и использованием местных месторождений углеводородных и угольных ресурсов позволит обеспечить уменьшение в 1,3 - 1,5 раза доли привозных энергоресурсов в региональных топливно-энергетических балансах, составляющей в настоящее время около 45 процентов. 21

  • Слайд 22

    Причины низкого уровня ГНП

    Низкая доля деструктивных процессов в технологической схеме НПЗ. Основные фонды должны возрасти в 3-3,5 раза, что эквивалентно обновлению 2/3 нефтеперерабатывающей отрасли (это требует инвестиций в 35-38 млрд. долл.) Действительно рациональная переработка углеводородного сырья химические продукты с высокой добавленной стоимостью может быть обеспечена глубокой интеграцией нефтепереработки и нефтехимии. 12 22

  • Слайд 23

    Общая схема переработки нефти

    Нефть на НПЗпосле промысловой подготовки Первичная переработка нефти Средние фракции Облагораживающий процесс Моторные топлива Глубокое обезвоживание и обессоливание Светлые фракции Остаток (мазут, гудрон) Облагораживающий процесс Масла, парафины Углубляющий процесс (каталитическая переработка) Сырье для нефтехимии Вторичная переработка Битумы, кокс Вторичная переработка Полимеры, каучуки, ПАВ, стирол, полистирол, ароматика, метанол, МТБЭ и др. Нефтехимия Глубокая переработка 23

  • Слайд 24

    Состав бензинов российского производства и бензинов Евросоюза

    20 24

  • Слайд 25

    35 25

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке