Презентация на тему "Литературное развитие детей дошкольного возраста"

Презентация: Литературное развитие детей дошкольного возраста
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.11 Мб). Тема: "Литературное развитие детей дошкольного возраста". Предмет: педагогика. 33 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.6 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Литературное развитие детей дошкольного возраста
    Слайд 1

    Литературное развитие детей дошкольного возраста

    Особенности восприятия детьми литературных произведений

  • Слайд 2

    Особенности восприятия детьми литературных произведений

    В центре взаимодействия человека с произведением искусства находится не интеллектуальный процесс, а эмоциональное переживание.

  • Слайд 3

    Л.М. Гурович считает, что умение воспринимать и понимать литературное произведение складывается из нескольких составляющих: умение представлять в своем воображении картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, внешность героев, их действия, поступки, взаимоотношение; познавательная деятельность, в результате которой читатель (слушатель) осознает идею произведения, постигает его смысл, пытается понять мотивы поступков персонажей, причины их переживаний; эмоциональный отклик на художественное произведение(подробнее об этом см. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова «Ребенок и книга»).

  • Слайд 4

    Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений. Первый период длиться «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а к самому искусству относится как к интересной игре. Во втором периоде ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен определить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным.

  • Слайд 5

    Особенности восприятия детьми литературных произведений (средний дошкольный возраст)

    С четырех-пяти лет ребенок способен понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений. В данный возрастной период дети осмысленно воспринимают художественное произведение, осознают его основное содержание и идею, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, могут при необходимости вычленять из цепи событий отдельные эпизоды. Активный соучастник изображаемых событий и переживает их вместе с героями.

  • Слайд 6

    Л. М. Гурович отмечает, что в этом возрасте из всех поступков героя дети выделяют один наиболее яркий, который и становится определяющим в характеристике героя; Психологи отмечают, что четырехлетние дети легко различают прозу и поэзию, способны разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое; Исследователи (А.В. Запорожец, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям – ярко выраженный интерес к слову, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать; На данном возрастном этапе большую роль в восприятии произведения продолжает играть иллюстрация, хотя она уже не требуется к каждому новому повороту сюжета.

  • Слайд 7

    Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы:

    Л. Б. Береговая, Л.И. Гурович, В.И. Логинова выделяют следующие задачи: - продолжать формирование у детей интереса к книге; - учить внимательно слушать и слышать литературное произведение; - помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать; - развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения; - поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении; - поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

  • Слайд 8

    Методика работы с книгой в процессе ознакомленияс художественной литературой (средний дошкольный возраст)

    Детский сад решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания, главными из которых в среднем дошкольном возрасте являются: - обеспечение усвоения ребенком содержания произведений, правильного их понимания; - формирование у детей умения воспринимать литературное произведение; - формирование у детей умений анализировать произведение в единстве его содержания и формы;

  • Слайд 9

    - стимулирование детей к заучиванию произведений наизусть (стихотворений, малых фольклорных жанров), передаче их близко к тексту (пересказыванию), овладению способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам; - формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развитие их творческих способностей; - воспитание у детей избирательного отношения к художественным произведениям, умения ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать у детей правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.  

  • Слайд 10

    Методы ознакомления дошкольников с книгой   - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста; - рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.); - инсценировки; заучивания наизусть; дидактические игры .

  • Слайд 11

    Методисты, изучавшие вопрос о построении занятий по художественной литературе (Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.), считают, что на одном занятии следует сочетать несколько произведений. Например: -ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже. -объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, стихотворение, басню и т. д.

  • Слайд 12

    Приемы: - основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение; - вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще); - словесные приемы: беседа, помогающая детям осмыслить особенности содержания и формы произведения; объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев Работа над художественным произведением с детьми 3-х лет: вступительная беседа выразительное чтение произведения непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, чтение произведения вторично и рассматривание с детьми иллюстрации.

  • Слайд 13

    В структуре занятия с детьми четырех-пяти лет традиционно выделяются следующие части: 1. Предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, которая может включать в себя:         -беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;        -сообщение сведений о писателе, об истории создания обсуждаемого произведения (в необходимом объеме);         -напоминание аналогичного сюжета;         -показ иллюстраций, обложки, картинки;         -объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений.

  • Слайд 14

    2.  Первичное знакомство с произведением в процессе   выразительного чтения текста воспитателем. 3.  Беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста. 4.  Повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого. Если занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок.

  • Слайд 15

    Беседа: -вводная беседа, -разъяснительная беседа.

  • Слайд 16

    У детей среднего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с художественной книгой предполагается формирования следующих умений: - осмысленно воспринимать литературное произведение; - устанавливать в произведении разнообразные связи; - вычленять из цепи событий нужное и характеризовать его; - обращать внимание на разнообразные поступки персонажей и давать им правильную характеристику;

  • Слайд 17

    - видеть простые, открытые мотивы поступков героев; - определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его; - внимательно относиться к слову в литературном произведении; - ориентироваться в жанровой принадлежности произведения; - выделять   жанровые особенности произведения (например, уметь видеть зачин и концовку сказки, троекратные повторения каких-либо событий, словесные формулы и т.п.); - воспринимать текст без опоры на иллюстрацию или с частичным использованием ее.

  • Слайд 18

    Методика заучивания стихотворений

    Задачи: -вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, -помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, -обеспечить запоминание, -научить выразительно читать перед слушателями, -воспитывать любовь к поэзии

  • Слайд 19

    Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу: вводная беседа; выразительное чтение педагогом, его повторение; разъяснительная беседа о самом стихотворении, о форме его чтения; чтение воспитателя; стихотворение читают дети.

  • Слайд 20

    Методика работы с книгой в процессе ознакомленияс художественной литературой (старший дошкольный возраст)

    Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями: - на специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая; - вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

  • Слайд 21

    В соответствии с этим можно выделить основные   методыознакомления с художественной литературой: - чтение воспитателя по книге или наизусть; - рассказывание воспитателя; - заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему); - инсценирование.   

  • Слайд 22

    Традиционно выделяются несколько типов занятий: 1. Чтение или рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. 3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями,  принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника). 4. Чтение и рассказывание  с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

  • Слайд 23

    Выделяют несколько  этапов подготовки к занятию:        - подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;        - постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;        - отбор методов работы с книгой.

  • Слайд 24

    Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается   главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно. При повторном чтении рекомендуется постановка задач другого рода: обратить внимание детей на   изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.п.

  • Слайд 25

    На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов:        - основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;        - вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);        - словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.  

  • Слайд 26

    Структура типичного занятия: 1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя: -беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой; -показ иллюстраций; -объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений; -рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения. 2)  первичное знакомство с произведением в процессе  выразительного чтения текста воспитателем. 3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста. 4)  повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

  • Слайд 27

    Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова,   связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или  иного произведения.

  • Слайд 28

    Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и  фамилии автора. Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем.  По окончании чтения или рассказывания, пока дети находятся под сильным впечатлением, необходима небольшая пауза.

  • Слайд 29

    Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения  углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

  • Слайд 30

    1.  Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:     2.  Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:     3.  Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:      4.  Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:      5.  Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий. 6.  Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:

  • Слайд 31

    Последняя часть занятия   представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов. Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, -  рассматривание  иллюстрации.  

  • Слайд 32

    У детей старшей группы  (пять-шесть лет)   предполагается формировать следующие умения: - устанавливать многообразные связи в сюжете произведения; - не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев; - понимать скрытые мотивы поступков героев; - эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события; - выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его; - характеризовать нравственные качества персонажей; - различать жанровые особенности  стихотворных и прозаических произведений; - обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

  • Слайд 33

    В подготовительной группе (шесть-семь лет) должны быть сформированы следующие умения: - проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию; - осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков; - в своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты; - выделять композиционные особенности произведений; - различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений; - понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении; - воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке