Презентация на тему "МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯСЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ"

Презентация: МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯСЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯСЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ". Содержит 18 слайдов. Скачать файл 0.1 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    18
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯСЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
    Слайд 1

    МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯСЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ

    (МЕТОДИКАСЛОВАРНОЙ РАБОТЫ)

  • Слайд 2

    План

    Понятие словарной работы. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся. Способы семантизации слов. Виды словарно-семантических упражнений. Обучение учащихся пользованию толковым словарем.

  • Слайд 3

    Понятие словарной работы

    Обогащение словарного запаса учащихся — это одно из направлений в работе по развитию речи учащихся, которое заключается в расширении активного словарного запаса детей и в развитии умения точно и целесообразно употреблять слова в зависимости от цели и условий общения. Работа по обогащению словарного запаса учащихся включает: 1) количественное (введение в словарь учащихся новых, т.е. совершенно незнакомых учащимся слов. Нпр.: ФИСТАШКОВЫЙ Светло-зеленый, цвета ядра фисташки) и качественное увеличение словарного запаса (освоение новых значений известных учащимся слов. Нпр.: ВОСХОДИТЬ 1. Подниматься вверх. Клубы дыма восходят к небу. 2. к кому-чему. Иметь что-н. своим началом, источником. Многие обычаи восходят к древности. ) 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. В словарном запасе каждого носителя языка выделяются две части: активная и пассивная.Отличие активного словаря от пассивного заключается в уровне владения словом. Слово входит в активный словарный запас, если человеку известна его семантика, сочетаемость и сфера употребления.

  • Слайд 4

    Если человек понимает значение слова хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику понятия: фисташковый –цвет), - однако не знает сочетаемость и сферу употребления слова, то такое слово входит в пассивный словарный запас. Вероятность употребления такого слова в речи школьника невелика. Нпр., ученик знает общее значение слова «профиль» – вид сбоку, однако не знает, с какими словами это слово сочетается, в какой сфере оно употребляется), - это слово составит пассивный словарь ученика. Функция этих слов в личном словарном запасе — обеспечение понимания читаемого или слышимого. Задача учителя русского языка — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой употребления слов пассивного запаса, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, т. е. решить обе задачи обогащения словарного запаса детей.

  • Слайд 5

    Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся

    Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены. Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. Целью словарной работы может быть 1) усвоение грамматико­орфографических трудностей слов; или 2) усвоение смысловой ценности слов. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй — семантическое направление. В школьной практике необходимы оба направления, так как каждое из них решает свои специфические задачи.

  • Слайд 6

    Семантическое направление предполагает 2 вида работы над словом: - словарно-семантическую работу (толкование лексического значения слова одним из способов); - словарно-стилистическую работу (знакомство со стилистической отнесенностью слова). Нпр.: ПЕНАТЫ (устар. и шутл.). Родной дом, родной кров [от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага]. Вернуться к родным (своим) пенатам. Покинуть родные п. Отеческие п. Эти два вида работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т. е. собственно словарную работу в школе.

  • Слайд 7

    Это направление реализуется при подготовке к изложениям и сочинениям. Слова обычно вводятся не изолированно, а в составетематических групп, нпр: общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, искусства и культуры, военная лексика (оборона Отечества) и др. Нпр, при подготовке к изложению по сказке Катаева организуется работа по обогащению речи учащихся морально-этической лексикой: высокомерный, честолюбивый, гордый и др. (Учебник под ред. Шанского 5 кл., с. 123).

  • Слайд 8

    Грамматико-орфографическое направление словарной работы включает следующие виды работы над словом: словарно-морфологическую работу (предполагает усвоение морфологических особенностей слова: кашне – нескл. сущ. ср.р.); словарно-орфоэпическую работу (предполагает усвоение произносительных особенностей слова: 1) ударения, нпр., при введении слова обеспечение (при знакомстве с суффиксом отглагольных сущ-ых – ени), 2) произношения слова, нпр., при введении слова термин; словарно-морфемную работу нпр., при знако- словарно-орфографическую работу мстве со словом недюжинный. Это направление реализуется при изучении правописных и грамматических тем. Для семантизации используются слова из упражнений учебника русского языка, текстов для диктантов, изучаемых художественных произведений.

  • Слайд 9

    Психологи отмечают следующие благоприятные условия для организациисловарной работы: если после семантизации слова сразу (без перерыва) следует обучение его употреблению – в предложениях, изложениях, сочинениях, устных высказываниях); если создана мотивация в этой работе, есть потребность в узнавании новых слов (сопоставление значения слов гордый и горделивый перед написанием изложения по сказке Катаева); если слово вводится не изолированно от других, а устанавливаются системные связи (к усваиваемому слову подбираются синонимы, антонимы); если специально формируется внимание к незнакомым словам (перед чтением любого текста предлагается выделить незнакомые слова, после чтения текста – работа над новыми словами).

  • Слайд 10

    Способы семантизации слов

    Семантизация - превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак (М.Т. Баранов). Способы семантизации слов. I. Наглядный способ состоит в показе самого предмета (его изображения); применяется при толковании слов с конкретным значением, нпр., при объяснении слов, обозначающих различные виды животных, растений). II. Семантический способ состоит в разъяснении значения слова. Виды семантического способа: Синонимический способ – новое слово заменяется известным учащимся синонимом. Нпр.: зодчий - архитектор. Логическое определение слова состоит в выделении родового понятия и видовых признаков, нпр.: поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер. Описательный способ отличается от логического определения отсутствием родового понятия; видовые признаки вводятся с помощью указательных слов (нпр.: апологет – тот, кто выступает с предвзятой защитой каких-л. идей; легковоспламеняющийся – такой, который воспламеняется при невысокой температуре) или глагола-связки (нпр.: сердиться – быть в раздражении, гневе).

  • Слайд 11

    4. Отрицательное определение состоит в указании таких свойств предмета, которые у него отсутствуют, т.к. отсутствие каких-л. свойств также может быть существенной характеристикой предмета, нпр.: азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения; суша – часть земли, не покрытая водой. Структурно-семантический способ состоит в выделении частей слова (обычно сложного) и определении значения каждой из них, нпр.: биография (биос – жизнь, графо – пишу) – описание чьей-либо жизни. 5. Перечислительный способ состоит в перечислении тех объектов, которые составляют данное понятие, нпр.: морфема – это корень, приставка, суффикс, окончание; галогены – это хлор, фтор, бром, йод и др.

  • Слайд 12

    Виды словарно-семантических упражнений

    1вид Упражнения на закрепление в памяти учащихся семантизирован-ного слова. 2 вид Упражнения на развитие умения употреблять семантизирован-ные слова в собственной речи.

  • Слайд 13

    Упражнения на закрепление в памяти учащихся семантизированного слова

    Словотолкование (с использованием разных способов толкования лексического значения слова; толкование с помощью словарей). Узнавание слова по его толкованию (кроссворд). Подбор синонимов к слову, сопоставление синонимов одного синонимического ряда (выяснить, чем они отличаются, нпр., вьюга, метель, пурга, поземка). Подбор антонимов к слову, нпр., при уточнении значений многозначного слова (свежая рыба, свежая газета, свежее утро).

  • Слайд 14

    5. Сопоставление паронимов (структуры и значения), нпр.: представить – предоставить; гордый - горделивый). 6. Составление тематических групп слов – используется при подготовке к сочинениям. Нпр., при подготовке к сочинению – описанию человека предлагается задание записать прилагательные, обозначающие положительные и отрицательные качества человека.

  • Слайд 15

    Упражнения на развитие умения употреблять семантизированные слова в собственной речи

    Составление словосочетаний, нпр., со словом карий. Составление предложений, нпр., со словами – паронимами (абонент – абонемент). Составление связного высказывания с семантизированными словами. Нпр.: опишите 2 ситуации, в которых можно употребить слова невежа и невежда. Употребление семантизированных слов в изложениях и сочинениях.

  • Слайд 16

    Обучение учащихся пользованию толковым словарем

    Значение работы со словарем. Умение пользоваться толковым словарем обеспечивает ученикам в школьные годы и в послешкольной жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач. Формирование умения пользоваться толковым словарем опирается на следующие знания о нем: толковый словарь, назначение толкового словаря, словарная статья, грамматические и лексические пометы в ней. С лексикографическими понятиями учащиеся знакомятся при изучении раздела «Лексика и фразеология» рассредоточенно, параллельно с изучением лексикологических понятий.

  • Слайд 17

    Параллельное изучение лексикологических и лексикографических понятий

  • Слайд 18

    Упражнения, формирующие умение пользоваться толковым словарем

    1. Нахождение в толковом словаре слов, имеющих указанные пометы. 2. Нахождение в словарной статье толкового словаря ее структурных элементов (заглавного слова, толкования лексического (-их) значения (-ий) слова, грамматических и лексических помет, примеров употребления слова). 3. Определение способа толкования слова в толковом словаре. Кроссворд - состоит в отыскании заглавного слова по толкованию лексического значения. Составление словарной статьи знакомого слова.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке