Презентация на тему "Методика обучения сочинению-рассуждению"

Презентация: Методика обучения сочинению-рассуждению
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Методика обучения сочинению-рассуждению". Содержит 20 слайдов. Скачать файл 0.09 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методика обучения сочинению-рассуждению
    Слайд 1

    Методика обучения

    сочинению- рассуждению

  • Слайд 2

    Рассуждение

    Рассуждение состоит в обосновании истинности или ложности какого-то утверждения. Умение рассуждать – это умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений. В любом рассуждении, имеются две части: 1) часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет доказываться - тезис; 2) доказательная часть, содержащая аргументы.

  • Слайд 3

    Виды рассуждений

    В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу рассуждения, они делятся на индуктивные и дедуктивные. Дедуктивный путь — это путь умозаключения от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Индуктивный путь — это умозаключения от частного, конкретного к общему. В дедуктивном рассуждении сначала высказывается какое-то общее положение, а затем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность. В индуктивном рассуждении вначале излагаются мысли и факты, на основании рассмотрения которых затем делается общий вывод, обобщение.

  • Слайд 4

    Композиционная схема дедуктивного рассуждения. 1. Тезис. 2. Доказательства тезиса. 3. Заключение-вывод. Летом в деревне Подходит к концу еще один учебный год. Скоро прозвенит в школе последний звонок, начнутся летние каникулы. Все ребята стремятся уехать из большого шумного города в деревню или в пионерский лагерь. Пора и мне подумать об этом. Этим летом мне бы очень хотелось поехать в деревню к моей бабушке. Я очень люблю мою старенькую, но вечно молодую душой бабушку и нашу маленькую деревушку. В этой деревне родилась моя мама, в этом краю прошло ее детство. Папа мой тоже вырос в соседней деревне. Этот край — родина нашей семьи.

  • Слайд 5

    Мне хочется поехать туда еще и потому, что в нашей деревне можно очень хорошо отдохнуть Деревушка и ее окрестности — самое красивое место в мире. Летом она вся в зелени. Около каждой избы большие сады, и почти у всех изб много цветов. Вокруг деревни колосятся поля пшеницы и ржи. Если посмотреть со стороны, то увидите нашу зеленую деревушку в желтом кольце. Это колосящиеся поля. А за полями — большой лес. Он, наверное, похож на все остальные ле­са, но все-таки в нем есть что-то свое, что-то особенное, чего пет в других лесах. В деревне у меня очень много хороших и верных друзей. Каждое лето, когда я подъезжаю к моей деревне, я очень волнуюсь. Это оттого, что я снова увижусь с ними. Какими они стали за этот год? Как меня встретят? Но волнения мои напрасны. Всегда мы встречаемся радостно и накидываемся друг на друга с вопросами. Ведь прошел целый год! В деревне в течение всего лета я никогда не скучаю: так много разных развлечений. Только в самом конце лета все чаще начинаю вспоминать Москву, школьных товарищей и, конечно же, маму. Я была бы очень рада, если бы и этим летом мне удалось поехать в свою деревушку. Но мама говорит, что я поеду в лагерь. В лагере, конечно, тоже хорошо, но мне хотелось бы поехать в деревню. Я буду счастлива, если мне удастся уговорить маму. (Лена П., V к лас с.)

  • Слайд 6

    Композиционная схема индуктивного рассуждения. 1. Вступление. 2. Факты и рассуждения, служащие обоснованием тезиса. 3. Основная мысль, тезис сочинения. Мой самый любимый предмет — труд. Мой папа работает на заводе слесарем. Еще когда мы жили на старой квартире, у нас во дворе был сарай, в котором папа устроил маленькую мастерскую. В этой мастерской он в свободное время всегда что-нибудь делал. И я был тоже в сарае вместе с папой и всегда помогал ему. Теперь мы живем в новом большом доме, сарая у нас уже нет. Но мы привезли (хотя мама и спорила с нами) все инструменты и открываем мастерскую на кухне, когда мама в хорошем настроении и не ругает нас за это. Папа приучил меня к труду. Он говорит, что каждый должен уметь делать все сам, а не ходить в контору и звать слесаря, чтобы починить замок. Мне это очень нравится. А наша мама, хотя и сердится, если мы стучим, всегда хвалит нас за починенные вещи. Радостно думать, что твой груд приносит пользу. Вот поэтому я считаю, что самый хороший предмет в школе — это труд в мастерской, где наш учитель, как мой папа, учит нас делать всякие нужные вещи. (Коля Б., V к л а с с.)

  • Слайд 7

    В зависимости от способа ведения доказательства различаются 1) рассуждения с прямыми доказательствами, т. е. такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса (все предыдущие сочинения) и 2) рассуждения с доказательствами от противного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемого тезиса, противоположного доказываемому. Нпр.: Я, как и мои родители, обязательно буду инженером-химиком, потому что химия — это одна из самых нужных и важных для жизни людей наук. Предположим, хотя в это трудно поверить, что я ошибаюсь, что наука химия никому не нужна и не приносит никакой пользы. Тогда люди ничего не знали бы о строении веществ, об их превращении, не могли бы перерабатывать, к примеру, нефть в бензин, не создали бы топливо для ракет, разные искусственные материалы, пластмассы, удобрения. Без химии ничего бы этого не было. А это все есть, и все это людям нужно. Значит, мое утверждение справедливо: химия—очень нужная для людей наука, и я прав, что хочу быть инженером-химиком. {Виктор К., VII класс.)

  • Слайд 8

    Композиционная схема рассуждения с доказательствами от противного. 1. Доказываемый тезис (I). 2. Аргументы, подтверждающие доказываемый тезис (I). 3. Предполагаемый тезис (II), противоположный доказываемому. 4. Аргументы, опровергающие предполагаемый тезис (II). 5. Вывод.

  • Слайд 9

    В зависимости от характера формулировки темы выделяют: 1. Рассуждения — прямые ответы на поставленные в теме вопросы («Какие книги я больше всего люблю читать и почему?», «Кем бы я хотел стать и почему?», «Кто из героев прочитанной книги мне больше всего понравился и почему?»).

  • Слайд 10

    2. Рассуждения на дискуссионную тему («Правильно ли поступил М., отказавшись от дружбы с Т.?», «Помогают ли занятия спортом в учебе?», «Прав ли был Дубровский, отказавшись от мести Троекурову?»). Задачи обучения рассуждению на дискуссионную тему: воспитание умения вести спор, утверждать и отстаивать свою точку зрения на проблему, убедительно опровергать противоположное мнение. Целью автора дискуссионного рассуждения является определение своего отношения к проблеме и обоснование истинности своей точки зрения. Тема должна быть действительно дискуссионной, т.е. предполагающей различные точки зрения на поставленный вопрос, часто противоположные.Материал для обсуждения в классе можно брать из детских газет и журналов.

  • Слайд 11

    3. Рассуждения на темы, требующие раскрытия понятий («Кого я считаю настоящим товарищем?», «Что такое коллектив?», «В чем разница между упорством и упрямством?»). Рассуждения, требующие раскрытия понятий, различны по трудности. Это зависит от 1) сложности самого понятия, которое нужно определить; 2) особенностей формулировки темы. Есть понятия, для раскрытия которых дети располагают достаточным жизненным опытом или могут найти нужный ответ в толковом словаре («упорство» и «упрямство», «гордость») . Определить другие понятия учащимся значительно труднее, так как сами эти понятия сложнее и существуют различные точки зрения и подходы к их определению. В этом случае перед учащимися возникает проблема определения своего взгляда, возникает необходимость обосновать избранную точку зрения и опровергнуть противоположные (например: «Как я понимаю счастье», «Что, по-моему, важнее: кем быть или каким быть»).

  • Слайд 12

    В зависимости от характера темы рассматриваемые рассуждения можно разделить на: 1) рассуждения, в которых формулировка темы требует раскрытия понятия, например: «Что такое настоящая гордость?» Для раскрытия темы в данном случае достаточно определить понятие «настоящая гордость»; 2) рассуждения, в которых формулировка темы прямо не требует раскрытия понятия. Нпр., хотя в формулировке темы «Мужество рождается в борьбе» нет прямых указаний дать толкование понятий «мужество» и «борьба», для определения авторского понимания проблемы автор должен будет сформулировать свое понимание данных понятий.

  • Слайд 13

    Каждое из трех названных видов рассуждения может быть оформлено как рассуждение-доказательство или рассуждение-размышление (компл. под ред. М.М. Разумовской). Рассуждение-доказательство ведется подчеркнуто строго, логично, в нем четко выделяются две части: тезис и доказательства, может быть третья часть – вывод. Для связи частей обычно используются специальные языковые средства (во-первых, во-вторых, наконец, поэтому, таким образом и др.). В рассуждении-размышлении выделяются те же части, однако это менее строгий с точки зрения структуры вид рассуждения. По форме рассуждение-размышление представляет собой беседу автора с самим собой или с собеседником (читателем, слушателем). Для того чтобы подчеркнуть дискуссионность анализируемого вопроса автор перебирает различные варианты решения проблемы – одни отвергаются, другие принимаются.

  • Слайд 14

    В рассуждении-размышлении активно используются разные виды вопросительных предложений: вопросно-ответная форма построения текста (автор задает себе вопросы и сам на них отвечает), цепь вопросов-раздумий, альтернативные вопросы, т.е. вопросы с разделительным союзом или, риторические вопросы, цель которых - выделить проблему, привлечь к ней внимание, сформировать мнение слушателей (Разве каждый подросток не стремится поскорее стать взрослым?). В рассуждении-размышлении используются примеры из разных источников, свидетельства авторитетных людей (цитаты). В таких текстах часто встречаются слова со значением следствия-вывода (значит, поэтому, таким образом, следовательно), противительные союзы а, но, однако, слова да и нет. Структура рассуждения-размышления: вступление (подведение к проблеме) – система проблемных вопросов, и ответы на них – выводы. Рассуждения-размышления могут быть разного стиля: разговорного, публицистического, художественного – в зависимости от темы высказывания и ситуации общения.

  • Слайд 15

    Типичные недочеты ученических сочинений-рассуждений

    Подмена рассуждения другими жанрами (описанием или повествованием. Элементы описания или повествования могут использоваться в рассуждении, но только в качестве доказательств, однако они не должны становиться основным содержанием сочинения. 2. Полное или частичное несоответствие тезиса теме сочинения. Нпр., в сочинении о гордости (сочинение, требующее раскрытия понятия) старшеклассница пишет о девушках, которые пишут о девушках, которые выходят замуж не по любви, а по расчету Трафаретное начало в сочинениях-рассуждениях. Этот недочет связан с неумением учащихся предпослать формулировке тезиса небольшое вступление. Обычно в сочинениях на темы «Где бы я хотел отдыхать летом и почему?», «Какой из школьных предметов мне нравится больше всего?» тезис дословно повторяет название сочинения: «Летом я хочу отдыхать в деревне», «Из всех предметов мне больше всего нравится история».

  • Слайд 16

    4. Недочеты в использовании доказательств. а) Доказательства названы, перечислены, но не развернуты: «Мне нравится урок труда, потому что в мастерской мы пилим, строгаем доски, что-нибудь мастерим, делаем разные вещи». (Сочинение приведено полностью). б) В качестве доказательств приводятся случайные факты, подробности, не имеющие значения для обоснования тезиса, а иногда и противоречащие ему, что зачастую приводит к уклонению от темы. Так, обосновывая свое желание поехать летом в летний лагерь, ученица пишет: ...Там очень много ребят и поэтому очень весело. Особенно я люблю вместе со всеми ходить на речку. Мы лежим на берегу, загораем, играем в раз­ ные игры. Но совсем не дают купаться. Только залезешь в воду, только почувствуешь приятную прохладу, как с берега кричат: «Пора вылезать!» Приходится выходить из воды. Доказательств малоубедительны, так как перегружены частными деталями, которые противоречат, основной мысли (в лагере весело).

  • Слайд 17

    в) Доказательств недостаточно. Так, аргументируя тезис «Все люди в нашей стране должны иметь среднее образование», автор сочинения приводит только одно доказательство: «Окончив школу и получив среднее образование, можно поступить в какой тебе хочется институт». 5. Недочеты в формулировании выводов. а) Отсутствие вывода-заключения. б)Трафаретность формулировок выводов («Хорошо у бабушки в деревне», «Эта книга мне очень понравилась»). 6. Отсутствие связи между частями рассуждения. Эта ошибка объясняется недостаточным уровнем развития логическогомышления и неумением использовать средства выражения причинно-следственных связей (во-первых, во-вторых, наконец, таким образом).

  • Слайд 18

    Пути работы над сочинением -рассуждением

    Анализ образца рассуждения из художественного произведения. Анализ текста ученического сочинения-рассуждения. В процессе анализа текста рассуждения составляется памятка «Последовательность работы над сочинением-рассуждением». 1. Коротко и ясно сформулируй тезис. 2. Подбери убедительные доказательства тезиса (факты из жизни, из литературы, свои наблюдения и т. д.). Требования к доказательствам: а) доказательств должно быть несколько; б) доказательства должны быть развернутыми (не формулироваться в одном предложении). 3. Сформулируй вывод. 4. Части рассуждения свяжи специальными словами и словосочетаниями.

  • Слайд 19

    3. Анализ отзыва ученика на сочинение одноклассника. Учащимся предлагается сочинение ученика, на которое они пишут отзыв по плану: 1. Утверждение (Сочинение мне понравилось / не понравилось). 2. Доказательство справедливости высказанной мысли: а) Соответствует ли сочинение теме? Есть ли в сочинении части, которые можно было бы изложить более кратко или опустить? О чем следовало бы написать более подробно? б) Какова основная мысль сочинения? Удалось ли автору раскрыть ее в сочинении? в) Удачно ли названо сочинение? г) Имеются ли недостатки в языковом оформлении сочинения? 3. Вывод (требуется ли значительная переработка сочинения).

  • Слайд 20

    Этапы работы над сочинением-рассуждением

    Знакомство с особенностями рассуждения как типа речи, с особенностями рассуждения определенного вида. Анализ предложенного учителем материала (отрывки из художественных произведений, газетные заметки, сочинения учащихся). Редактирование сочинений-рассуждений учащихся прошлых лет с целью предупреждения типичных недочетов. Коллективное создание рассуждения определенного вида. Самостоятельное написание учащимися черновиков рассуждений. Чтение и обсуждение самостоятельно подготовленных рассуждений в классе. Редактирование учащимися черновиков сочинений. Самостоятельное написание окончательного варианта сочинения-рассуждения.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке