Презентация на тему "Методологические основы оценки стоимости (предприятия) бизнеса"

Презентация: Методологические основы оценки стоимости (предприятия) бизнеса
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Методологические основы оценки стоимости (предприятия) бизнеса" состоит из 28 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методологические основы оценки стоимости (предприятия) бизнеса
    Слайд 1

    Методологические основы оценки стоимости (предприятия) бизнеса

  • Слайд 2

    Бизнес – коммерческое предприятие, действующее с целью получения прибыли путем производства и распространения товаров и услуг. Оценка бизнеса - акт или процесс определения стоимости предприятия или доли владельцев (акционеров, партнеров) в его капитале. Методология оценки бизнеса, изучаемая в рамках данной дисциплины, обычно применяется для оценки закрытых компаний, т.е. компаний, ценные бумаги которых находятся во владении ограниченного числа собственников, и не обращаются свободно на фондовых рынках. Оценка открытых компаний производится по методологии оценки бизнеса для закрытых компаний в следующих случаях: оцениваемая компания является формально открытой, однако не находится в листинге фондовых бирж потому, что не отвечает их требованиям (по размеру, открытости финансовой отчетности и др.); оцениваемая компания является открытым акционерным обществом, акции которой котируются на фондовом рынке, но не являются ликвидными, то есть сделки по ним осуществляются редко; фондовый рынок в целом по стране недостаточно ликвидный, либо сильно волатильный.

  • Слайд 3

    Определение объекта оценки

    ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные фин. вложения, прочие внеоборотные активы КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, различные фонды, нераспределенная прибыль, целевое финансирование) ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные фин. вложения, денежные средства, прочие оборотные активы) ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (за вычетом кредиторской задолженности) Общая величина активов Собственный капитал Общий инвестированный капитал Контрольный пакет (доля) Неконтрольный пакет (доля)

  • Слайд 4

    Право владельца пакета (доли)

    Права, ассоциирующиеся с отдельной долей владения, а также возможность использовать права, принадлежащие контрольной доле обычно зависят от законодательства, действующего на момент оценки, и устава оцениваемого предприятия. Степень контроля бывает двух типов: операционный контроль - право, принадлежащее владельцу пакета, выбирать большинство совета директоров; абсолютный контроль - неограниченная возможность использования всех прав, которые обычно ассоциируются с владением предприятием, в том числе право его ликвидации.   Миноритарная (меньшая) доля владения - долевое участие в собственном капитале предприятия, которое не дает право либо абсолютного контроля, либо абсолютного и операционного контроля. В некоторых случаях стоимость миноритарного пакета в капитале закрытой компании может быть равен нулю, а может быть и наоборот весьма ценен.

  • Слайд 5

    Пример:

    Миноритарный характер пакета не всегда означает полное отсутствие контроля. Например, при голосовании владелец неконтрольного пакета может оказаться способным склонить чашу весов в ту или иную сторону и в определенной мере повлиять на принятие важных решений для компании. Оценщику поступил заказ на оценку миноритарного пакета акций (2%) в закрытом акционерном обществе, которое ни разу за всю историю своего существования не выплачивала дивидендов, или иных компенсаций акционерам – владельцам миноритарных пакетов акций. Ситуация 1: Структура собственного капитала анализируемой компании следующая: два пакета по 30% акций, и большое число миноритарных пакетов. Ситуация 2: Структура собственного капитала анализируемой компании следующая: два пакета по 49% и один пакет (оцениваемый) 2%.

  • Слайд 6

    Процесс оценки

  • Слайд 7

    Цель оценки (вид оцениваемой стоимости)

    Стоимость - это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на право обладать, распоряжаться каким-либо предметом или объектом. Термин стоимость – неоднозначный и не должен употребляться без соответствующего определения. В зависимости от обстоятельств предприятие может иметь несколько различных стоимостей. Поэтому, преступая к оценке, необходимо установить, какую же именно стоимость необходимо оценить. В соответствии с Федеральным стандартом оценки №2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255, в настоящее время утверждены следующие виды стоимости: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость.

  • Слайд 8

    Рыночная стоимость

    «При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.»

  • Слайд 9

    Инвестиционная стоимость

    «При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.» Данный тип стоимости учитывает знания, возможности, ожидания уровня риска и размера прибыли конкретного или предполагаемого владельца, а также его “ноу-хау” и планы по управлению предприятием в будущем. Инвестиционная стоимость предприятия может быть выше или ниже его рыночной стоимости. Основными причинами могут быть различия: в оценке будущей прибыльности; в представлениях о степени риска; в налоговой ситуации; в сочетаемости с другими объектами, принадлежащими владельцу или контролируемыми им.

  • Слайд 10

    Ликвидационная стоимость

    «При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.» Ликвидационная стоимость предприятия обычно определяется с учетом типа ликвидации: Обычная ликвидация. Продажа активов в течение достаточного периода времени, для того чтобы получить за каждый отдельный актив максимально возможную цену. Принудительная ликвидация. Продажа активов так быстро, как возможно, например, на аукционе. (Стоимость принудительной ликвидации иногда называют аукционной стоимостью). Ликвидационная стоимость учитывает не только доходы от продажи активов, но так же расходы на продажу, содержание активов до их продажи и другие расходы.

  • Слайд 11

    Балансовая стоимость

    Балансовая стоимость - бухгалтерский термин, который подразделяется на балансовую стоимость актива и предприятия. Балансовая стоимость актива - затраты, произведенные на покупку, доставку и установку конкретного актива (первоначальная стоимость) за вычетом амортизации. Балансовая стоимость предприятия - уставной (собственный акционерный) капитал, то есть превышение итога активной части баланса над четвертым и пятым разделами баланса.

  • Слайд 12

    Использование результатов оценки стоимости бизнеса

    купля-продажа предприятия целиком или доли в его собственном капитале, в том числе принудительная; проведение первоначального размещения акций (IPO); реструктуризация и реорганизация предприятия (слияние, поглощение, выделение отдельных бизнес-единиц в самостоятельные предприятия); получение финансирования, в том числе под залог ценных бумаг предприятия; определение суммы ущерба (принудительное отчуждение, в т.ч. со стороны государства, прекращение выполнение условий контракта одной из сторон, упущенная выгода); бракоразводные процессы и наследование; повышение эффективности текущего управления предприятием.

  • Слайд 13

    Дата оценки

    Стоимость с течением временем меняется. Иногда резкие изменения происходят за очень короткий период. Изменение стоимости компании может произойти, как по причинам изменений, произошедших непосредственно в оцениваемой компании, так и в сопоставимых компаниях, отрасли или в стране в целом. Поэтому очень важно согласовать дату оценки. Чаще всего датой оценки является дата составления последней финансовой отчетности, принятой налоговой инспекцией. Если нужно произвести оценку на промежуточную дату, то необходимо составить промежуточный баланс и отчет о финансовых результатах. Также дата оценки может быть установлена судом или иным органом власти.

  • Слайд 14

    Основные предпосылки оценки

    Стоимость предприятия (бизнеса) равна текущей стоимости будущих выгод от владения им. Данное утверждение предполагает, что обычно рациональный покупатель инвестирует средства в предприятие только, если текущая стоимость ожидаемых выгод от владения им по крайней мере равна цене покупки. С другой стороны, как правило, рациональный продавец не продаст предприятие, если текущая стоимость ожидаемых выгод от владения им превышает цену продажи. Следовательно, в большинстве случае сделка купли-продажи предприятие произойдет за цену, которая будет равна текущей стоимости ожидаемых выгод от владения.

  • Слайд 15

    Стоимость предприятия  не всегда имеет одно значение. Если бы будущие выгоды от владения собственностью были доподлинно известны, то процесс оценки был бы очень простым. На самом деле, различные инвесторы имеют самые разные мнения о величине и времени получения выгод в будущем, а также предъявляют различные требования к доходности инвестиций, что приводит к различным показателям стоимости предприятия. Процесс определения стоимости компании - это целый ряд субъективных мнений и оценок.

  • Слайд 16

    «Будущие выгоды» в контексте оценки бизнеса. При оценке бизнеса часто бывает достаточно сложно определить «будущие выгоды», которые будут получены от владения бизнесом или от долевого участия в нем. «Будущие выгоды» - это денежные средства, которые выплачиваются владельцам в виде дивидендов, различных компенсаций, заработной платы выше среднего уровня, или комбинация всех выплат, перечисленных выше. Производя выплаты владельцам, предполагается, что компания оставляет достаточно денежных средств для продолжения функционирования на ожидаемом уровне. Величина будущих выгод, получаемая инвестором, зависит от типа пакета (доли) и его размера. Оценивая какой-то пакет (долю) во владении, оценщик оценивает будущие выгоды, ассоциирующиеся с владением данного пакета.

  • Слайд 17

    Потребность в альтернативных подходах к оценке. Как отмечалось выше, ожидаемые будущие выгоды от владения трудно определить с полной определенностью. Применение различных методов к оценке бизнеса позволяет как бы рассмотреть компанию с разных позиций и установить разумные границы, в пределах которых находится обоснованная оценка стоимости или диапазон стоимости.

  • Слайд 18

    Стоимость предприятия определяется на конкретный момент времени - дату оценки. Обычно требуемые инвестором ставка дохода и сумма предполагаемых доходов оценивается на конкретный момент времени. Кроме того, оценка стоимости основывается исключительно на информации, собранной или спрогнозированной на тот же момент времени, который называется датой оценки.

  • Слайд 19

    Факторы, влияющие на величину оценочной стоимости

    Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса. Будущие выгоды. Будущие выгоды, которые может получить собственник объекта, зависят от характера операционной деятельности и возможности получить доход от продажи объекта после использования. При оценке бизнеса чаще всего под будущими выгодами понимается чистый денежный поток. Какие же переменные влияют на размер чистого денежного потока, а, следовательно, и на стоимость? Этими показателями являются : темп роста выручки, прибыли и капитала компании; доход на вновь инвестированный капитал. Компания, которая зарабатывает более высокий доход на каждый доллар (рубль), вложенный в бизнес, будет стоить больше, чем аналогичная компания, зарабатывающая меньший доход на инвестированный капитал. Аналогично, быстро растущая компания будет стоить больше, чем компания с низкими темпами роста, при условии, что обе компании обеспечивают одинаковый доход на капитал.

  • Слайд 20

    Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени. Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов. Контроль. Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий, определять величину дивидендов и т.д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций. Ликвидность. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ. Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

  • Слайд 21

    Соотношение спроса и предложения. На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые может получить собственник от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отрасли, в которой предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что в случае превышения спроса над предложением наиболее близки к максимальной границе цены на сырьевые предприятия. В то же время при превышении спроса над предложением возможно появление в некоторых отраслях новых предприятий. В долгосрочном плане цены на эти предприятия могут несколько упасть. Если предложение превышает спрос, то цены диктует производитель. Минимальная цена, по которой он может продать свой бизнес, определяется затратами на его создание.

  • Слайд 22

    Факторы, влияющие на величину оценочной стоимости

    Квалификация управленческого персонала, и это учитывается экспертом-оценщиком при выборе оценочного мультипликатора либо при подборе коэффициента капитализации, либо на этот фактор делается специальная корректировка (скидка или премия) к общей расчетной стоимости предприятия. Отсутствие вертикальной производственной интеграции значительно влияет на стабильность функционирования предприятия. Например, если предприятие производит какой-либо элемент для сборки оборудования или машины и покупатель этого элемента, осуществляющий сборку, принимает решение организовать собственное производство данного элемента, первое предприятие рискует лишиться всех доходов. Данное обстоятельство отражается на стоимости предприятия и должно учитываться при его оценке. Наличие научной базы, масштабы и качество активов, в том числе прогрессивность и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке. Перспективы предприятия: будет ли оно развиваться или будет закрыто в силу своей неэффективности. При определении рыночной цены предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. Поэтому анализ рыночной конъюнктуры при оценке бизнеса имеет существенное значение.

  • Слайд 23

    Основные принципы оценки бизнеса

    Неопределенность будущих доходов компании, лежащих в основе ее стоимости, не позволяет найти единой универсальной формулы, по которой можно было бы оценить стоимость любой компании в любых обстоятельствах. Поэтому и возникли разные принципы и подходы к оценке стоимости компаний. В результате многолетнего опыта экспертов-оценщиков сформулированы три группы принципов, связанных с: представлением владельца об имуществе; рыночной средой; эксплуатацией имущества.

  • Слайд 24

    Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе

    Принцип полезности гласит, что предприятие обладает стоимостью, если оно может быть полезным потенциальному владельцу, т. е. предназначено для производства определенного вида продукции, ее реализации и получения прибыли. Принцип замещения означает, что разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое аналогичное предприятие с такой же степенью полезности. Принцип ожидания, т. е. ожидание будущей прибыли или других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи.

  • Слайд 25

    Принципы, связанные с рыночной средой

    Зависимость. Стоимость предприятия зависит от множества факторов (рассмотрены нами выше). Но и само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе. Соответствие. Любое предприятие должно соответствовать рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе. Проекты предприятий должны соответствовать общепринятым традициям использования земельных участков в данном районе. Предложение и спрос. Обычно спрос оказывает на цену предприятия большее влияние, чем предложение, так как он более изменчив. На стоимость предприятий оказывает большое влияние соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то при постоянстве факторов цены растут; если предложение превышает спрос, цены падают; если же спрос соответствует предложению, цены стабильны. Конкуренция. Это соревнование предпринимателей в получении прибыли; она обостряется в тех сферах экономики, где намечается рост прибыли, ведет к росту предложения и снижению массы прибыли. Изменение. Ситуация на рынке постоянно изменяется: появляются новые предприятия, изменяется профиль действующих; изменяется также экономическая, социальная, техническая и политическая сферы деятельности предприятия. Объекты собственности изнашиваются, изменяется техника, технология, сырьевая база. Характер использования земли изменяется под влиянием государства и частного сектора.

  • Слайд 26

    Принципы, связанные с эксплуатацией имущества

    Остаточная продуктивность земельного участка. Любой вид предпринимательской деятельности, как правило, требует наличия четырех факторов производства: труда, капитала, управления и земли. Каждый используемый фактор производства должен оплачиваться вновь произведенной стоимостью, создаваемой данной деятельностью. Земля недвижима, а труд, капитал и управление «привязаны» к ней. Вначале оплачиваются три «привязанных» фактора производства, а затем собственник земли из остатка прибыли получает ренту (либо налог на землю, либо арендную плату). Таким образом, земля имеет «остаточную стоимость», т. е. компенсируется тогда, когда есть остаток дохода после оплаты воспроизводства всех других факторов производства, Вклад—это сумма, на которую увеличивается или уменьшается стоимость предприятия или чистая прибыль, полученная от него вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства. Некоторые факторы увеличивают стоимость имущественного комплекса предприятия на большую величину, чем связанные с ними затраты, а некоторые уменьшают. Например, новая покраска дома снаружи улучшает внешний вид, а если цвет краски не соответствует рыночным стандартам, стоимость дома может снизиться. Возрастающая или уменьшающаяся отдача. Данный принцип гласит: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, но замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не становится меньше, чем прирост затрат на добавленные ресурсы.

  • Слайд 27

    Сбалансированность (пропорциональность) предприятия. Данный принцип означает, что любому виду производства соответствуют оптимальное сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль, а значит, и максимальная стоимость предприятия. Оптимальный размер (масштаб). Данный принцип (может относиться к любому фактору производства) гласит: любой фактор производства должен иметь оптимальные размеры — будь то само предприятие, его отдельные производства либо участок земли, на котором находится предприятие. Экономическое разделение и соединение имущественных прав собственности. Данный принцип означает следующее: имущественные права следует разделять и соединять так, чтобы увеличить общую стоимость предприятия.

  • Слайд 28

    Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования — это основной принцип оценки, означающий разумное и возможное использование предприятия, обеспечивающее ему наивысшую текущую стоимость на эффективную дату оценки, или то использование, выбранное из разумных и возможных альтернативных вариантов, которое приводит к наивысшей стоимости земельного участка, где находится предприятие. Данный принцип — синтез всех трех групп рассмотренных выше принципов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке