Презентация на тему "Методы получения и обработки информации в прикладном исследовании"

Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Методы получения и обработки информации в прикладном исследовании" неотсортированные, на различные темы. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

     

    Методы получения и обработки информации в прикладном исследовании Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 04 Токарев В.В.

  • Слайд 2

    План лекции и логика изложения

    2 Цель лекции: Дать представление об особенностях применения выборочного метода в социологии. Познакомиться с основными подходами к получению, хранению и обработки информации в рамках прикладного исследования. План лекции: Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные виды выборки, области применения и особенности. Погрешности в выборочном исследовании. Структура и общие принципы разработки инструментария исследования. Типы вопросов и типы измерительных шкал. Особенности различных видов шкал и области их применения. Методы обработки социальной информации и программные средства для анализа данных. Основные группы методов обработки первичной социальной информации. Программные средства анализа данных – SPSS, Statistica, Vortex, MS Excel.

  • Слайд 3

    Программа прикладного исследования

    3 Программа прикладного социологического исследования Проект выборки и ее обоснование Выбор методов анализа информации Обоснование методов сбора информации Объект и предмет исследования Основные понятия исследования Цель и задачи исследования Процедурная часть программы Методологическая часть программы Разработанная система гипотез Инструментарий, план, бюджет проекта

  • Слайд 4

    Понятия выборочного исследования

    4 Генеральная совокупность – вся социальная группа, про которую необходимо собрать информацию. В большинстве случаев «генеральная совокупность» и «объект исследования» - синонимы (состоят из одних и тех же элементов). Выборка (выборочная совокупность). Часть генеральной совокупности, которая непосредственно подвергается исследованию. Единица выборки (единицы отбора). Элементы генеральной совокупности, из которых формируется выборочная совокупность. Ошибка выборки. Степень рассогласования (невязки) между оценками важных с точки зрения исследования признаков, полученными на выборке и теми значениями, которые могли бы быть получены при проведении сплошного исследования (на всей генеральной совокупности).

  • Слайд 5

    Ошибки в выборочном исследовании

    5 Генеральная совокупность (объект исследования) «Достижимая» совокупность (контур выборки) Выборка Ошибка модели Ошибка модели Социологическое исследование – это измерение. Измерение (всегда!!!) содержит ошибки: Ошибки методики измерения. Ошибки инструмента (прибора). Ошибка включает в себя два компонента: Систематическая ошибка. Случайная ошибка (статистическая).

  • Слайд 6

    Систематическая и случайная ошибка

    6 Определение границ контура выборки Ошибка модели Извлечение выборки Ошибка модели Интерпретация полученных результатов «Функциональная» система Целевая группа Демографи- ческая группа Выборка Систематическая ошибка. Источники ошибки – методика измерений и инструментарий. Может быть (хотя бы теоретически) компенсирована в процессе обработки. Не снижается с увеличением объема выборки. Статистическая погрешность. Зависит от типа выборки и ее объема. Снижается (в некоторых случаях) с увеличением объема выборки.

  • Слайд 7

    Репрезентативность выборки

    7 Репрезентативность выборки. Свойство выборки достаточно полно и точно представлять наиболее важные для исследователя и коррелирующие с ними признаки генеральной совокупности. Результаты, полученные на нерепрезентативных выборка всегда содержат систематическую ошибку. Ограничения понятия «репрезентативность». Не бывает «репрезентативности вообще». Репрезентативность возможна только по каким-либо определенным (важным для исследователя) признакам. Репрезентативность не обязательно обеспечивает «надежность» или «точность» получаемых данных. Для контроля репрезентативности необходимо привлечение «внешних» источников информации. Репрезентативными могут быть (а могут и не быть) как «собственно случайные», так и направленные выборки.

  • Слайд 8

    Обеспечение репрезентативности

    8 Для репрезентативной выборки выборочное распределение должно соответствовать генеральной совокупности по основным контролируемым признакам (в данном случае – район проживания, пол и возраст)

  • Слайд 9

    Методы формирования выборки

    9 Методы отбора единиц наблюдения при формировании выборки Метод основного массива Квотный отбор Отбор «себе подобного»(«снежный ком») Прессовый отбор «Отбор первого встречного» Стратифицированный отбор Систематический отбор Собственно случайный (вероятностный) отбор Неслучайный (направленный) отбор Сплошной отбор Случайный отбор «Стихийная» выборка

  • Слайд 10

    Вероятностный отбор

    10 Вероятностный отбор - это способ формирования выборки, при котором каждая единица генеральной совокупности имеет равную вероятность быть включенной в выборку. При вероятностном отборе имеется возможность количественной оценки статистической погрешности выборки. Является единственным приемлемым методом формирования выборки в тех случаях, когда отсутствуют или недостаточны предварительные данные о распределении объектов, входящих в генеральную совокупность, по интересующим исследователя характеристикам. Вероятностные выборки строятся с использованием таблиц или генераторов случайных чисел. Фрагмент таблицы равномерно распределенных случайных чисел

  • Слайд 11

     

    11 Номер телефонной станции (в пределах города) Диапазон разрешенных номеров) Телефонные номера, сгенерированные случайным образом Телефонные номера с учетом кода города Вероятностный отбор практически всегда используется в телефонных опросах, когда стоимость контакта практически не зависит от местонахождения респондента

  • Слайд 12

    Систематический отбор

    12 Систематический отбор - способ формирования выборочной совокупности, при котором выбор первого объекта репрезентации (как правило, случайный) полностью определяет набор объектов репрезентации, включаемых в выборку. Отбор единиц осуществляется через один и тот же интервал (шаг) в исходном списке. Номер первого объекта в списке, включаемого в выборку, определяется случайным образом или принимается равным половине шага. Требование строгой случайности нарушается. Выбор первого объекта и шага отбора полностью определяет выборку

  • Слайд 13

     

    13 Объекты, включаемые в выборку, отбираются с шагом Step=ОКРУГЛВНИЗ(N/n). Номер первого объекта, включаемого в выборку, определяется случайным образом. На территории области расположено «N»объектов. Объекты упорядочиваются в списке «раскручивающейся спиралью», вычерченной на карте. В выборку включается «n»объектов. Объем выборки определяется целями исследования, его бюджетом и сроками проведения

  • Слайд 14

    Стратифицированный отбор

    14 Процедура районированного (стратифицированного, расслоенного) отбора. До извлечения выборки производится разделение генеральной совокупности на «страты», различающиеся по контролируемым (важным с точки зрения цели исследования) признакам. Выборка (случайная или направленная) извлекается независимо из отдельных страт. Объем выборки из каждой страты определяется исследователем исходя из специфики исследования (как правило, из соображений минимизации статистической погрешности выборки). На этапе обработки результатов исследования проводится перевзвешивание полученных данных (различным стратам присваиваются различные «весовые коэффициенты»). Стратифицированный отбор – единственный вид отбора, который при определенных условиях может обеспечить ошибку выборки ниже, чем при вероятностном отборе.

  • Слайд 15

    Пример стратифицированного отбора

    15 Распределение населения Волгограда в возрасте 16 лет и старше по районам города (статистические данные)

  • Слайд 16

     

    16 Распределение выборки объемом 1600 респондентов по районам города при пропорциональном отборе Максимальная статистическая погрешность – 5.9% Максимальная статистическая погрешность – 8.7%

  • Слайд 17

     

    17 Максимальная статистическая погрешность – 6.9% Распределение выборки объемом 1600 респондентов по районам города при стратифицированном отборе (стратификация по районам города) Максимальная статистическая погрешность – 6.9% В совокупности – 17.5%. В выборке – 12.5%. Весовой коэффициент W=17.5/12.5=1.40

  • Слайд 18

    Направленный отбор

    18 «Направленным отбором» называют такой способ отбора, при котором при формировании выборки не соблюдаются условия случайности. Случайный отбор возможен лишь в том случае, если имеется «основа выборки» - полный список единиц отбора, входящих в генеральную совокупность. В противном случае использование направленного отбора неизбежно. Часто в исследованиях используется «функциональная выборка» («целевая выборка»), которая формируется из объектов, удовлетворяющих некоторым критериям («молодежь», «студенчество»). Такой вид отбора также является направленным. Оценка погрешности при направленном отборе. Для направленных выборок принципиально невозможно оценить случайную погрешность оценки. На практике для оценки погрешности используются те же формулы, что и для одноступенчатой вероятностной выборки.

  • Слайд 19

    Контрольные вопросы

    19 Что означает понятие «репрезентативность»? В чем основные особенности репрезентативных и нерепрезентативных выборок? В чем основные достоинства и недостатки случайной (вероятностной) выборки?

  • Слайд 20

    Литература по теме занятия

    20 Белановский С.А. Метод фокус–групп. — М.: Издательство Магистр, 1996. - 272 с. Дулина Н. В., Токарев В. В. Элементы прикладной социологии. Часть I: Учебное пособие / ВолгГТУ - Волгоград, 1996. – 142 с. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. –155 с. Дулина Н. В., Небыков И. А., Ситникова О. И. Практикум по социологии: Учебное пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2004. – 132 с. Мельникова О.Т. Фокус-группа в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественного исследования в социальной психологии: учеб. пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2003 - 272 с. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА М, 1999. – 672 с. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Наука, 1987. – 248 с. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов – М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет», 1998. – 596 с.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд