Презентация на тему "Модуль 3"

Презентация: Модуль 3
Включить эффекты
1 из 85
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Модуль 3". Презентация состоит из 85 слайдов. Материал добавлен в 2018 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.37 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    85
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Модуль 3
    Слайд 1

    Модуль 3

    Институциональные механизмы регулирования природопользования

  • Слайд 2

    Содержание модуля3

    Управление природопользованием Экологическое нормирование Стандартизация в области экологии Учет природных ресурсов Мониторинг Контроль в области природопользования

  • Слайд 3

    УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

  • Слайд 4

    Рассматриваемые вопросы

    Управление природопользованием: сущность, методы, функции Административное управление природопользованием Особенности управления природопользованием на переходном к рынку этапе Организационные структуры управления

  • Слайд 5

    Управление природопользованием

    — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

  • Слайд 6

    Управление природопользованием

    Включает следующие аспекты: нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования; учет природных объектов и ведение природных кадастров; осуществление мониторинга окружающей среды; экологический контроль, экспертиза и аудит; эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

  • Слайд 7

    экономическое стимулирование природоохранной деятельности; разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, Применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др. организация научно-исследовательских и проведение природовосстановительных и природосберегающих работ; международное экологическое сотрудничество и т.п.

  • Слайд 8

    Методы управления

    административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения; экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования; социально-психологические — методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, вы-говоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

  • Слайд 9

    Методы управления

    информационные методы управления получили широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Они обеспечиваются широким доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации , открытых статистических сборниках видов воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования, формирующих репутацию фирмы в глазах населения, служащих ей рекламой или антирекламой. Орхузкая конвенция (1998), которую подписала РБ обязывает активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управления.

  • Слайд 10

    Общесистемные функции административного управления

    планирование, формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (материальных, финансовых, кадровых), формирование приоритетов, прогнозирование результатов; проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ; подбор и расстановка кадров, повышение их квалификации с учетом новых задач и выдвигаемых требований; технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды;

  • Слайд 11

    выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработка экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.

  • Слайд 12

    Главный принцип административного управления

    разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его органами (или другими уполномоченными властными структурами) устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъектам хозяйствования на природопользование: разрешения на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.

  • Слайд 13

    правовые рычаги, мер административного воздействия

    прямые запреты на производство продукции лимиты, или квоты вводятся если масштабы воздействия (потребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т.п.) лишь ограничиваются Сертификаты на использование земли, воды, на выбросы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, когда для них определены лимиты воздействия. Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы.

  • Слайд 14

    В период перехода к рынку

    Регулирование природопользования, или экологическое регулирование, представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно-правовых и организационно-хозяйственных) и экономического стимулирования.

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Организационные структуры управления

    Это — система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.

  • Слайд 17

    территориальный принцип управления

    Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы

  • Слайд 18

    На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение.

  • Слайд 19

    Отраслевой принцип управления природопользованием

    проявляется в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом управления природопользованием в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

  • Слайд 20

    Учет природных ресурсов

    Учет полезных ископаемых Учет других природных ресурсов

  • Слайд 21

    Учет полезных ископаемых

    Числовая оценка среднего содержания химических элементов в недрах Земли, различных типах горных пород производится с использованием кларкаданного вещества. Кларк – среднее содержание элемента в земной коре. Знание кларков важно при поисках и промышленной оценке месторождений полезных ископаемых.

  • Слайд 22

    Категории полезных ископаемых

    - Запасы категории А являются наиболее разведенными, с точно определенными границами залегания и вполне подготовленными для добычи. К категории В относятся предварительно разведанные запасы с примерно определенными границами залегания - в категорию С1 разведанные в общих чертах месторождения, подсчитанные с помощью экстраполяции геологических данных (теоретически разведенные) - К категории С2 относятся перспективные запасы выявленные за пределами разведенных частей месторождений.

  • Слайд 23

    Показатель эксплуатационной ценности

    Экономическая оценка полезных ископаемых и других видов природных ресурсов проводится с помощью показателя эксплутационной ценности ресурсов. Он представляет собой денежное выражение максимально возможного народнохозяйственного экономического эффекта. Эксплутационная ценность природного ресурса определяется как разность между величиной денежной оценки продукции, полученной из ресурса, и прямыми затратами на его добычу и переработку.

  • Слайд 24

    Учет других групп природных ресурсов

    осуществляется на основании анализа их содержания в натуральных показателях для каждой группы природных ресурсов. Наиболее распространенной формой их учета являются кадастры. Кадастр природных ресурсов – совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, ресурса, а также субъектах прав на них. Выделяют отраслевые и территориальные кадастры.

  • Слайд 25

    Назначение кадастров

    - осуществления рационального использования природных ресурсов, - определение их денежной оценки, продажной цены, - определения системы мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

  • Слайд 26

    Учет в сфере природопользования в РБ

    В РБ ведется 9 государственных кадастров: 1. Земельный 2. кадастр недр 3. Водный кадастр включает: Кадастр поземных вод Кадастр поверхностных вод Кадастр использования водных ресурсов 4. Кадастр атмосферного воздуха 5. Лесной кадастр 6. Кадастр растительного мира включает: Кадастровую книгу хозяйственно-ценных растений Кадастровую книгу видов дикорастущих растений Кадастровую книгу особо ценных растений Кадастровую книгу генетического фонда растений Кадастровую книгу растительных сообществ Кадастровую книгу насаждений населенных пунктов

  • Слайд 27

    7. кадастр животного мира включает следующие кадастровые книги: Генетического фонда диких животных животных, относящихся к объектам охоты Животных, относящихся к объектам рыболовства Животных, включенных в Красную книгу Животных, попадающих под действие международных договоров 8. Кадастр парниковых газов. Его составляют: Национальный доклад о государственном кадастре парниковых газов, в нем указываются все временные ряды объемов выбросов начиная с 1990 г Таблицы по теме доклада, включающие данные о выбросах и поглощении парниковых газов 9. Кадастр отходов

  • Слайд 28

    комплексные территориальные кадастры

    Сводная информация о совокупности природных ресурсов отдельного региона содержится в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов. (КТКПР) Назначение КТКПР – обеспечить органы исполнительной власти и органы местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала

  • Слайд 29

    Виды экологического учета

    Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы. экономико-статистический учет

  • Слайд 30

    экономико-статистический учет

    обеспечивает сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды. выполняется в следующих формах: Централизованной государственной статистической отчетности – сбор и обработку соответствующих данных осуществляет Национальный статистический комитет РБ и его территориальные органы; Нецентрализованной государственной статистической отчетности – обязанности по сбору и обработке данных возложены на уполномоченные государственные организации в пределах их компетенции Практическую основу статистики окружающей среды составляют годовые формы государственной статистики, представляемые промышленными предприятиями (кроме субъектов малого предпринимательства) деятельность которых связана с эксплуатацией природных ресурсов, вредным воздействием на окружающую среду.

  • Слайд 31

    Направления природоохранной деятельности на предприятии

    Данная деятельность охватывает все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду Среди них создание: Мало и безотходных энергосберегающих технологий Строительство и эксплуатацию очистных сооружений Размещение предприятий и транспортных потоков с учетом экологических требований Контроль за состоянием природной среды

  • Слайд 32

    Природоохранный комплекс предприятия

    Очистные сооружения, Водоканализация Газоулавливающие установки Санитарно-промышленные лаборатории Надзор за работой лабораторий ведут местные санитарно-эпидемилогические станции В природоохранных подразделениях на предприятии работает от 3-5% рабочих

  • Слайд 33

    Параметры природоохранной деятельности

    Натуральные, характеризуют степень негативности влияния предприятия на окружающую среду Ресурсопотребление и ресурсный баланс предприятия(потребление воды, кислорода, энергии, сырья) Технико-технологические характеристики (технический уклад, уровень износа, наукоемкость продукции) Эколого-экономические показатели (объем инвестиций в основной капитал, текущие природоохранные издержки, эффективность природоохранных мероприятий) Рассчитать их позволяют: экологический паспорт предприятия, финансовая документация, материалы бухгалтерского учета. Статистическая отчетность

  • Слайд 34

    Субъекты и функции управление природопользованием

    Управление природопользованием на предприятии осуществляет администрация (чаще всего один из заместителей директора предприятия) Определенные природоохранные функции выполняет и отдел техники безопасности (осуществляет проверку работы вентиляционных и санитарно-технических систем) Функции управления включают: - планирование природоохранных мероприятий - эксплуатация основных природоохранных фондов - контроль за выбросами

  • Слайд 35

    Экологический менеджмент предприятия

    - включает: Планирование природоохранной деятельности Составление природоохранной политики Формирование экологических целей Исходя из политики и целей составляется экологическая программа, которая содержит конкретные мероприятия, сроки их выполнения и ответственных В соответствии с международными стандартами система экологического менеджмента предполагает создание специальной документации, позволяющей осуществлять контроль за соблюдением системы ЭМ.

  • Слайд 36

    Планирование хозяйственной деятельности на предприятии

    Планирование начинается с анализа природоохранной деятельности за базовый период Рассматриваются: прогноз состояния окружающей среды в районе расположения предприятия, региональные экологические программы, комплексные планы экономического и социального развития территории, территориальные комплексные схемы охраны природы, стратегии и развития предприятия, данные научно-технической информации, предложения рабочих, специалистов, служащих

  • Слайд 37

    Основные разделы планирования

    Охрана атмосферного воздуха Охрана и рациональное использование водных ресурсов Охрана и рациональное использование земель Обращение с отходами производства и потребления Охрана рационального использования минеральных ресурсов

  • Слайд 38

    Экологическая политика предприятия

    Учитывает совокупное действие всех видов производственной деятельности Сокращение и устранение отходов Использование энергии, сырья, воды Уровень шума производственные технологии Планирование продукции отношения с поставщиками и потребителями Правила поведения при ЧС Экологическая информация и обучение

  • Слайд 39

    Экологические цели

    На основании экологической политики формируются экологические цели: Экономия и снижение потерь сырья и энергии Рециклинг материальных ресурсов сокращение потребления и замена чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ и материалов переработка и использование отходов совершенствование технологических процессов повышение качества производимой продукции повышение технологической и производственной дисциплины

  • Слайд 40

    Экологический аудит

    - это инструмент управления, представляющий собой систематизированную, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку экологичности производства и оборудования Декларируется Постановлением «об экоаудите» (1993). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза. Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятий явно угрожает окружающей среде и населению, по решению исполнительной власти может быть проведена принудительно.

  • Слайд 41

    Объекты экологического аудита

    имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины и оборудование и пр.); текущие операции предприятия (производственные, коммерческие и пр.); система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях; программа охраны окружающей среды и обеспечения безопасности трудового коллектива и т.д.

  • Слайд 42

    Экологический аудит на предприятии

    - является важной формой контроля за состоянием деятельности предприятии требованием экологических норм Экоаудит нацелен на выявление существующих или потенциальных проблем, связанных с негативным экологическим воздействием Экоаудит бывает обязательный (проводится для организаций перечень которых утверждается специально уполномоченными государственными органами), добровольный (инициативный –осуществляется по инициативе хозяйствующего субъекта) Экоаудит бывает внутренний (проводится аудиторами из числа работников) и внешний (проводиться независимой командой аудиторов)

  • Слайд 43

    Этапы экоаудита на предприятии

    Проверка первичной документации (журналов регистрации материалов, отражающих показатели природоохранной деятельности) Сбор информации в соответствии с целями аудита Визуальное обследование объекта, его инспекция, посещение подразделений Ирструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия Выработка рекомендаций по результатам аудита,

  • Слайд 44

    Возможности экоаудита

    Позволяет идентифицировать неучтенные ранее источники воздействия на окружающую среду Оптимизировать потребление природных ресурсов обосновать целесообразность проведение дополнительных изысканий выявить возможности производства дополнительной продукции определить вероятные источники финансирования Уменьшить или полностью исключить риски штрафных санкций

  • Слайд 45

    экологическая экспертиза

    Осуществляется на стадии обоснования проектной документации позволяет уменьшить потенциальную экологическую опасность и риск. Ее назначение проверка соответствия проектных решений требованиям природоохранного законодательства. Процедура обязательной экологической экспертизы введена практически во всех развитых и во многих развивающихся странах мира. Конечной задачей экологической экспертизы является составление заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и целесообразности реализации проекта.

  • Слайд 46

    . Включение экологических факторов в процессе принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3—4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Открытие финансирования работ по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного заключения экспертизы.

  • Слайд 47

    экологическая экспертиза в РБ

    В республике Беларусь экологическая экспертиза введена в 1993 г. Законами Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» (1993) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» (2000), в которых определяются цели экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливается общий порядок организации и проведения экспертизы, оговариваются права и обязанности сторон. Проведение государственной экологической экспертизы возложено на органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в его системе функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы по государственной экологической экспертизе проектов.

  • Слайд 48

    Виды экологической экспертизы

    Наряду с государственной экологической экспертизой законом предусматривается возможность проведения общественной, которая осуществляется научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, проводящими государственную экологическую экспертизу. В ноябре 2009 года был принят новый закон РБ «О государственной экологической экспертизе». Ежегодно специализированными экспертными подразделениями органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды Беларуси рассматривается около 4500 проектных материалов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной деятельности

  • Слайд 49

    Принципы государственной экологической экспертизы

    Обязательность ее проведения до утверждения проектной или иной документации Учет и предотвращение вредного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности Достоверность и полнота информации, содержащейся в проектной или иной документации Законченность и объективность заключения государственной экспертизы Гласность и учет общественного мнения.

  • Слайд 50

    Объекты государственной экологической экспертизы

    Градостроительные объекты общего, специального и детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий Обоснования инвестирования и строительство, архитектурные и строительные проекты Проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов Проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития Проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбно-биологические обоснования, биологические обоснования Лесоустроительные проекты Проекты технических нормативных актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды.

  • Слайд 51

    Экологическое лицензирование

    - является важным инструментом управления природопользованием Его суть состоит в выдаче субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности Его цель максимальное снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности Лицензирование осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами гос. управления

  • Слайд 52

    Экологический паспорт

    Содержит сведения об использовании природных и вторичных ресурсов, влияния хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду. Методы производства продукции и энергии Состоит из двух частей: проектной и эксплутационной Проектные данные заносятся на стадии разработки и согласования и имеет следующие разделы: общая часть, данные о площадке размещения объекта, сведения об охране и рациональном использовании водных ресурсов, охрана атмосферного воздуха, образование, обезвреживание, складирование отходов, охрана объектов животного мира, охрана озонового слоя и воздействия на климат

  • Слайд 53

    Эксплуатационные данные включают: Сведения о производственных объектах Использование земельных ресурсов расход сырья и вспомогательных иатериалоа расход энергоресурсов рекультивация нарушенных земель транспорт юридического лица объекты растительного мира природоохранные мероприятия по рациональному использованию растительного мира Сведения об арендуемых на предприятии площадях

  • Слайд 54

    Экологическое нормирование

    Экологическое нормирование заключается в установлении нормативов: Качества окружающей среды Допустимого воздействия на окружающую среду Лимитов на природопользование Иных нормативов в области охраны окружающей среды

  • Слайд 55

    Нормативы качества окружающей среды

    - это нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ Нормативы предельно допустимых физических воздействий Нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов Иные нормативы качества окружающей среды Нормативы качества ОС вводятся Министерством здравоохранения и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды

  • Слайд 56

    Нормативы предельно допустимых концентраций

    ПДК – это максимально допустимое содержание химических веществ в окружающей среде, не оказывающее вредного воздействия на организм человека включая отдаленные последствия для настоящего и будущих поколений Все химические соединения делятся на 4 класса опасности: 1 – чрезвычайно опасные, 2- высоко опасные, 3 – умеренно опасные, 4 – малоопасные

  • Слайд 57

    Показатели нормирования количества вредных веществ

    Предельно допустимая концентрация (ПДК) Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) Ориентировочно допустимое количество (ОДК) Нормирование предельно допустимой концентрации вредных веществ осуществляется по двум направлениям: ПДКр.з - устанавливается на рабочих местах Это - концентрация вещества в воздухе рабочей зоны – которая не вызывает у работающих людей при ежедневном вдыхании в течении 8 часов в пределах всего рабочего стажа заболеваний или отклонений в состоянии здоровья

  • Слайд 58

    В населенных пунктах устанавливают ПДК среднесуточную и максимальную разовую ПДКс.с – среднесуточная концентрация в воздухе населенного пункта, которая не оказывает на человека прямого и косвенного влияния ПДКм.р – максимальная разовая концентрация в воздухе населенных пунктов не вызывающая рефлекторных реакций в организме человека Для каждого загрязняющего вещества устанавливаются ПДК Для веществ ПДК которых не определены устанавливаются ориентировочно безопасные уровни воздействия. Для атмосферного воздуха ОБУВ разрабатываются на 2 года, для воды на 3 года. Списки ПДК и ОБУВ составляются Министерством здравооохранения

  • Слайд 59

    Условие чистоты окружающей среды

    Где Сi концентрация i загрязнителя ПДКi – предельно допустимая концентрация i загрязнителя в водной или воздушной среде  

  • Слайд 60

    Нормативы предельно допустимых физических воздействий

    - это максимально допустимые величины следующих показателей: Количества тепла , уровней шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электрических и магнитных полей и иных воздействий После аварии на ЧАЭС введены предельно допустимые уровни безопасного содержания радионуклидов в окружающей среду

  • Слайд 61

    Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

    К ним относятся нормативы: Образования отходов производства Допустимых физических воздействий Допустимого изъятия природных ресурсов Допустимой антропогенной нагрузки Иного допустимого воздействия Данные нормативы обуславливаются нормативами качества окружающей среды. Они устанавливаются с учетом влияния всех источников воздействия на данной территории, так, чтобы не было превышения нормативов качества окружающей среды.

  • Слайд 62

    Нормативы допустимых выбросов

    Устанавливаются для: Стационарных источников выбросов (нормируемые источники) Для объектов воздействия на атмосферный воздух (нормируемые объекты) Загрязняющих веществ, включенных в перечень постановлением Министерства по природным ресурсам и охране окружающей среды Не устанавливаются нормативы допустимых выбросов для мобильных источников

  • Слайд 63

    Санитарно-защитная зона

    Создается для защиты окружающей среды от вредного воздействия опасных производств и объектов - это территория с особым режимом пользования, размер которой обеспечивает достаточный уровень защиты здоровья населения от вредного воздействия Величина допустимых выбросов для отдельных источников определяется соотношением: С+СфПДК  

  • Слайд 64

    Политика технического нормирования и стандартизации

    Она включает: 1. разработку, применение и исполнение обязательных экологических требований в области охраны окружающей среды 2. стандартизацию – деятельность по к установлению технических требований в области разработки, производства, хранения, реализации продукции или оказания услуг 3. Оценку подтверждения соответствия требованиям технических нормативов 4. государственный контроль за соблюдением экологических требований и нормативов

  • Слайд 65

    Объекты технического нормирования

    К ним относятся: Компоненты природной среды, требования по охране окружающей среды Хозяйственная и иная деятельность, влияющая на окружающую среду Геологическая и гидрологическая деятельность Аналитический контроль и мониторинг окружающей среды Продукция или оказание услуг, производство которых связано с использованием природных ресурсов

  • Слайд 66

    Основы экологической стандартизации

  • Слайд 67

    Национальные стандарты

    Введены в 2009 г с отменой действовавших до этого ГОСТов К ним относятся например: СТБ 17.06.03. 01-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Общие требования СТБ 17.06.01.01 -2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Использование и охрана вод СТБ 17.06.01.01 -2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Классификация водопользований

  • Слайд 68

    Международные стандарты

    В современных условиях наибольшее распространение получили системы ЕМАS (Европейская система экоменеджмента и экоаудита) и ИСО 14000 (ISO) –Международная организация по стандартизация 1996) В нашей Республике нормативно-методическую базу для внедрения экологически ориентированных методов управления составляют стандарты серии ИСО Международные стандарты не вступают в противоречие с национальными стандартами

  • Слайд 69

    стандарты ИСО 14001, ИСО 14004

    Составляют Ядро комплекса международных стандартов серии ИСО 140000 Содержат требования к системе экологического управления, рекомендации по их созданию. Другие стандарты данной серии регламентируют, процедуры маркировки экологически благоприятной продукции, оценки характеристик производственных систем. подходы к формированию эффективных систем экологического управления (СЭУ). Формирование СЭУ завершается процедурой экологической сертификации и получением сертификата соответствия системы требованиям стандарта ИСО 14001

  • Слайд 70

    Международная организация по стандартизации (ИСО)

    Объединяет более 100 стран, разрабатывает не только единые стандарты методов контроля качества окружающей среды, но и стандарты экологического управления — стандарты ИСО серии 14 000, Стандарты по использованию системы экологического управления, руководство по экологическому аудиту,

  • Слайд 71

    Стандартизация в республике Беларусь

    работы по сертификации продукции начаты в 1995 году в целях охраны здоровья людей и окружающей среды и диктуются желанием вступить в ВТО и быть равноправным партнером на мировых рынках. Правовой основой системы сертификации в РБ являются Законы: «О защите прав потребителей», « О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических и нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

  • Слайд 72

    система экологических стандартов

    стандарты качества окружающей среды, эмиссионные стандарты технологические стандарты стандарты качества продукции

  • Слайд 73

    Виды сертификации

    ». Наряду с добровольной сертификацией предусмотрена обязательная сертификация по экологическим требованиям. Обязательная сертификация касается продукции пищевой промышленности, производимых в республике строительных материалов, автотранспортных средств, средств индивидуальной защиты, услуг парикмахерских, ремонта кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, ремонта и технического обслуживания грузового автотранспорта и др.

  • Слайд 74

    Система управления окружающей средой (СУОС)

    выступает как составная часть системы административного управления предприятием и включает следующие виды обеспечения: организационное – разного рода руководящие материалы ( положения, инструкции, руководства и др), которые регламентируют деятельность и распределение ответственности между подразделениями и руководителями разных рангов нормативно-правовое – совокупность законодательных, подзаконных, нормативно-технических и др. документов (ПДК, ПДВ, ПДСb ) методическое - совокупность методик и руководств, отражающих экологическую политику предприятия, определяющих его деятельность по экологическому оздоровлению, экологические программы, планы, процедуры производственно-экологического мониторинга

  • Слайд 75

    СУОС

    информационное - протоколы, записи, файлы, результаты производственно-экологического мониторинга, свидетельствующие о фактическом значении воздействия на окружающую среду, фоновом уровне загрязнения и др. кадровое - сведения о специалистах различного уровня управления предприятием, инженерно-технических работниках, специалистах по промышленной экологии, а также по обучению и повышению квалификации кадров в области охраны окружающей среды техническое – совокупность технических средств природоохранного характера ресурсное – средства материально-технического снабжения, финансовые ресурсы, используемые, планируемые, при создании, обеспечении и функционировании СУОС.

  • Слайд 76

    Преимущества сертификации

    совершенствование системы менеджмента в целом; создание и укрепление имиджа предприятий, основанного на экологической ответственности; обновление видов продукции, возрастание их конкурентоспособности; возможности для роста эффективности маркетинга и рекламы; конкурентное преимущество на рынке труда.

  • Слайд 77

    Мониторинг, его виды и сущность

  • Слайд 78

    Мониторинг окружающей среды

    это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием — загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и на-земных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.

  • Слайд 79

    виды мониторинга

    биосферный (глобальный) — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях; медицинский (санитарно-токсикологический) — слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды; импактный— слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках: — чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);

  • Слайд 80

    Виды мониторинга

    — локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников); биологический — слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников; базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные); Экологический - Это мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.

  • Слайд 81

    составляющие экологического мониторинга

    мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для сбора и накопления данных в целях оценки состояния воздуха и прогноза изменений в будущем; мониторинг гидросферы— система регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод с целью сбора и накопления результатов для оценки состояния и прогноза изменений в будущем; мониторинг земель (почв)— система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воз-действий; радиационный мониторинг— система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.

  • Слайд 82

    Мониторинг озонового слоя исследует: общее содержание озона в окружающей среде, вертикальное распределение озона, Мониторинг осуществляется на двух станциях в Минске Геофизический мониторинг отслеживает сейсмические события искусственного и естественного происхождения, текущее состояние геомагнитных полей и гравитационного поля Земли. Осуществляется на геофизических обсерваториях «Минск» (Плещеницы), «Нарочь», «Солигорск», «Полоцк», «Могилев», «Литвяны». Создан Лидский геодинамический полигон и получены первые данные глубинных сейсмических зондирований. Мониторинг растительного мира исследует состояние луговой, лугово-болотной и водной растительности, охраняемые виды растений и грибов, ресурсообразующие виды (ягоды, грибы). Мониторинг животного мира для оценки наиболее репрезентативных видов животных, видовой состав, численность, животных занесенных в Красную книгу

  • Слайд 83

    Мониторинг лесов оценивает состояние лесов и мелиорированных земель, включает мониторинг лесных земель, мелиорированных земель, лесопатологический мониторинг Комплексный мониторинг экосистем в настоящее время сеть комплексного мониторинга охватывает 12 заказников Локальный мониторинг ведется для выяснения роли локальных источников загрязнения на состояние окружающей среды Развернута система социально-гигиенического мониторинга – включает сбор данных о заболеваемости населения, экологически индуцированным заболеваниям. Осуществляет Республиканский научно-практический центр гигиены Минздрава Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций имеет целью получение прогноза ЧС с целью их предупреждения.

  • Слайд 84

    Контроль в сфере природопользования

    Цель экологического контроля – обеспечить соблюдение юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области окружающей среды Существуют следующие виды контроля: Государственный (бывает предупредительный, текущий) Ведомственный (производится органами государственного управления) Производственный (осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели) общественный

  • Слайд 85

    Органы высшего надзора и контроля

    в 1990г.создана Белорусская природоохранная прокуратура, деятельность которой сконцентрирована на проблемах охраны окружающей среды. Прокуратура осуществляет высший надзор за исполнением природоохранного законодательства, соблюдением законности при рассмотрении уголовных дел в сфере экологии народными судами, обеспечением возмещения вреда за счет виновных и т.д. Важную роль в пресечении правонарушений в сфере экологии играют службы контроля и общественные организации Огромное значение в решении природоохранных задач имеет воспитание граждан в духе бережного отношения к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам, которыми они охраняются, нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке