Презентация на тему "Нейропсихологическая диагностика в экспертной практике"

Презентация: Нейропсихологическая диагностика в экспертной практике
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (4.53 Мб). Тема: "Нейропсихологическая диагностика в экспертной практике". Содержит 15 слайдов. Посмотреть онлайн. Загружена пользователем в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Нейропсихологическая диагностика в экспертной практике
    Слайд 1

    Нейропсихологическая диагностика в экспертной практике

  • Слайд 2

    Светло-коричневым цветом обозначена лобная, светло-зеленым — теменная, красным — затылочная, темно-зеленым — височная, темно-коричневым — краевая доли, голубым — старая и древняя кора, фиолетовым — мозжечок и серым — ствол мозга. На рисунках даны названия извилин, а около рисунков — борозд.

  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Нейропсихологическая диагностика -

    - это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) ВПФ и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом. Можно определить: 1.-целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный поломкой (или особым состоянием) одного или нескольких мозговых факторов; 2.- особенности энергетических, операционных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации; 3.- преимущественную латерализацию патологического процесса; 4.- поврежденные и сохранные звенья психических функций; 5.- различные нарушения одной и той же психической функции при поражении различных участков мозга. Основной блок нейропсихологических диагностических методик создан в 1940-1960 гг. А.Р. Лурия. Методологическая основа нейропсихологической диагностики – теория системной динамической локализации ВПФ Лурия и метод синдромного анализа их нарушений Лурия. А также важную роль в понимании генезиса и строения ВПФ играют: культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, идеология системного подхода к изучению психических явлений, фундаментальные представления о нейрофизиологических и биохимических закономерностях интегративной деятельности мозга (И. П. Павлов, П. К. Анохин)

  • Слайд 8

    Основные понятия нейропсихологии

    Психика – св-во живых, высокоорганизованных материальных тел, кот-е заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. Леонтьев А.Н. Сознание – это способность извлекать из мыслительной деятельности ее алгоритмы, оценивать адекватность или не адекватность, качество собственных действий, программировать, регулировать и контролировать их. Мышление – умение совершать операции анализа и синтеза различных явлений действительности, образовывать на этой основе смысловые ассоциации, делать причинно-следственные выводы. ВПФ – сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления. Лурия А.Р. Функциональная система – единица интеграции целого организма, складывающаяся для достижения любой его приспособительной деятельности. Динамическая саморегулирующая организация, все составляющие элементы которой взаимосодействуют получению полезного для организма приспособительного результата. Анохин П.К. Мозг – это целостная морфо-функциональнаяс-ма, все звенья которой одновременно, но с разными скоростями на протяжении жизни человека созревают и перекомбинируют свои внутренние связи в зависимости от доминирующих по характеру задач на том или ином возрастном периоде либо в той или иной конкретной ситуации. Нейропсихологический фактор – принцип работы участка мозга, нарушение которого ведет к появлению закономерного сочетания нарушений психических функций (нейропсихологическому синдрому) Нейропсихологический симптом – нарушение псих. Функции, возникакющее вследствие локального поражения мозга. Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с нарушением физиологических процессов вследствие локального поражения мозга.

  • Слайд 9

    Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.Условный рефлекс – приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникающая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.Безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

    Эмоция – реакция, выражающая то, как мотив, лежащий в основе какой-либо деятельности, воплощается в ней. Особая форма психич. отражения, содержанием которой является субъективное отношение к предметам и явлениям. Внимание - способность выделять предметы, объекты или явления действительности, наиболее актуальные в данной конкретной ситуации. Речь –высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Праксис – практическое предметное действие. Как ВПФ имеет 3 звена: идеаторное, передаточное, исполнительное. Гнозис - узнавание. У каждого анализатора свой гнозис. Анализатор – многоклеточный и многоуровневый аппарат, отражающий в виде психических актов ощущения и восприятия физические и химические параметры внешней и внутренней сред организма. Это модально специализированный аппарат получения информации. Модальность – совокупность видов деятельности, в основе которых лежит тот или иной анализатор.

  • Слайд 10

    Принципы теории системной динамической локализации ВПФ

    1.-Принцип системности. 2.-Принцип динамичности, изменчивости. 3.- Хроногенный принцип. 4.-Принцип латеральной специализации. 5.-Принцип обязательного участия лобных долей. Морфо-физиологическая обусловленность псих. явлений: 1.-Категория отражения. 2.- Категория функции. 3. Категория информации. 4.-Категория активности.

  • Слайд 11

    Метод в широком смысле – это методология, путь к цели, способ получения эмпирических данных, посредством которого познается предмет дисциплины. Этот способ опирается на некоторую совокупность общих принципов (знаний) о предмете, его критериях, детерминантах и т. д. Метод в узком понимании – как конкретный прием, «техники» сбора определенных эмпирических данных. Центральный метод нейропсихологии – метод синдромного анализа. Но он сам реализуется в процессе эмпирического клинического исследования с использованием особого набора проб и заданий. Важную роль при построении процедуры нейропсихологической диагностики и при интерпретации ее результатов играют понятия симптома, синдрома, фактора. Главная цель нейропсихологической диагностики – определение нейропсихологического фактора, или основного синдромообразующего механизма, позволяющего квалифицировать и объединять все симптомы нарушений ВПФ. Поиск фактора является гибким логическим процессом, зависящим от правильно выявленных первичных и вторичных симптомов. До сих пор нет универсальной системы количественной оценки результатов нейропсихологического обследования.

  • Слайд 12

    Основные принципы построения нейропсихологических диагностических методик

    -принцип преимущественной направленности конкретной методики на исследование определенного псих. процесса или определенного звена этого псих. процесса («функциональная проба») -принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев псих ф-ций («провокация»); -принцип исследования любой псих. ф-ции (фактора) с помощью набора методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»); -принцип обязательного анализа не только конечного результата деятельности, но и процесса выполнения задания в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операционных ); -принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов; - принцип обучения – в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях; Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований; -принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.

  • Слайд 13

    Стандарты процедуры нейропсихологического обследования

    -время – не более 1,5 часов. У детей младшего школьного возрасты – 30-40 минут. День. -нейропсихологическое обследование проводится индивидуально. -любая псих. ф-ция оценивается на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев. -существуют особые приемы усложнения (сенсибилизации) нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, исключение зрительного контроля, увеличение объема деятельности, усложнение характеристик стимульного материала, минимизация речевого опосредования и пр- -подбор и последовательность предъявляемых конкретных методик зависит от гипотезы, проверяемой в процессе обследования, от его целей и задач. Этапы нейропсихологического обследования: 1.-выдвижение гипотезы с опорой на данные истории болезни и клинической беседы; 2.-определение стратегии и тактики обследования; 3.-проверка и уточнение исходной гипотезы в ходе выполнения конкретных заданий; 4.-выделение синдромообразующего фактора (или группы факторов); 5.-обобщение полученных результатов в форме нейропсихологического заключения.

  • Слайд 14

    Объект наблюдения - испытуемый человек. Предмет наблюдения – внешние , экстериоризированные компоненты его поведения: это особенности движений и речи пациента; мимика и жесты; внешние проявления вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и др.); эмоциональные особенности.

  • Слайд 15
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке