Презентация на тему "Память и обучение"

Презентация: Память и обучение
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.29 Мб). Тема: "Память и обучение". Предмет: психология. 19 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Память и обучение
    Слайд 1

    Память и обучение

  • Слайд 2

    Память

    одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию По современным представлениям, память является неотъемлемой частью таких процессов, как обучение; прогнозирование будущего и воображение несуществующего (по-видимому, оба процесса являются процедурами «нарезания и перетасовки фрагментов воспоминаний»); сознание и самоидентификация индивидуума

  • Слайд 3

    Память: классификация

    произвольная и непроизвольная по характеру проявления образная словесно-логическая механическая эмоциональная условно-рефлекторная по типу восприятия зрительная слуховая обонятельная двигательная висцеральная Различают видовую память, обусловленную генетическими факторами, и индивидуальную, приобретаемую каждым отдельным организмом в процессе его жизни

  • Слайд 4

    Процессы памяти

    Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

  • Слайд 5

    Обучение

    механизмы приобретения и фиксации информации память и обучение являются сторонами одного процесса. Под памятью понимают механизмы хранения и извлечения этой информации Процессы обучения можно разделить на неассоциативные и ассоциативные.

  • Слайд 6

    Неассоциативное обучение

    суммация - постепенное увеличение реакции на повторяющиеся предъявления ранее индифферентного стимула привыкание, или габитуация – раздражитель, на который организм первоначально реагировал, начинает действовать так часто, что организм перестает на него отвечать долговременная потенциация – энергичная реакция на ранее нейтральный раздражитель через однократное сильное его проявление импринтинг – устойчивая индивидуальная избирательность по отношению к внешним стимулам в определенные периоды онтогенеза (запоминание родителя детенышем; запоминание детёныша родителем; импринтинг будущего полового партнёра)

  • Слайд 7

    Классический условный рефлекс

    Безусловный стимул Условный стимул Безусловный рефлекс Условный рефлекс

  • Слайд 8

    Инструментальный условный рефлекс

    состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления. При этом подкреплением служит факт достижения биологически полезного результата.

  • Слайд 9

    Динамический стереотип

    выработанная и фиксированная система рефлекторных связей состоит из внешнего и внутреннего компонента в основу внешнего положена определенная последовательность условных и безусловных сигналов легче протекают процессы возбуждения и торможения, ЦНС лучше подготовлена к выполнению других рефлекторных действий

  • Слайд 10

    Биохимическая теория памяти

    Гипотеза Хидена (1950) – в процессе обучения содержание РНК в нейронах обучаемых животных заметно повышается. Опыты Мак-Коннелла (середина 50-х) – опыты с планариями. Эксперименты Унгара (1970-е) – пептиды и белки, белок скотофобин.

  • Слайд 11

    Теория формирования энграмм

    различает собственно механизмы памяти и регуляторные механизмы памяти память является интегральным целым (несмотря на многоуровневый характер: клеточный, молекулярный) память человека селективна, аппарат эмоций может запускать в действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов для хранения 1 бита требуется 10 нейронов, храниться в мозге может не более 1 % от общего потока информации природа энграммы неизвестна, по всей видимости, появление информационного отпечатка происходит за счет изменения электрических свойств нейронов и проницаемости синаптических мембран с последующим включением ферментных систем и изменением интранейронального метаболизма.

  • Слайд 12

    Виды памяти

    Кратковременная память имеет малую емкость и обеспечивает хранение информации в пределах секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и т.д.). Долговременная память — обеспечивает хранение информации практически на протяжении всей жизни и устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память

  • Слайд 13

    Кратковременная память

    возбуждение циркулирует по системе циклически замкнутых нейронов в коре головного мозга и в подкорковых структурах ёмкость составляет 7±2 объекта опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код Главная роль в образовании кратковременной памяти отводится лобным долям.

  • Слайд 14

    Долговременная память

    включение блоков долговременной памяти обеспечивается через 10 минут после прихода информации в клетку. информация о разных событиях отражается не в возбуждении разных нейронов, а в различных комбинациях совозбуждённых участков и клеток мозга гиппокампобеспечивает перенос информации о происходящем в данный момент событии в соответствующую «кладовую», переводит её из кратковременной памяти в долговременную

  • Слайд 15

    Общая картина памяти

    3 цикла: «информационный» цикл: большой лимбический круг — гиппокампо — сингулярная система регуляторный цикл: гиппокампо — ретикулярный (даёт разрешение на запись) эмоциональный цикл (усиливает и продлевает возбуждение регуляторной системы)

  • Слайд 16

    Гуморальная регуляция памяти

    АКТГ – похож на скотофобин, улучшает запоминание Вазопрессин – улучшает усвоение новых навыков Окситоцин – закрепляет старые навыки ГАМК и ее аналоги существенно улучшают обучение, образование энграммы, улучшают воспроизведение хранящейся информации (ноотропил)

  • Слайд 17

    Нарушения памяти

    патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную в процессе восприятия окружающего мира регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли Гипомнезии Амнезии Парамнезии Гипермнезии

  • Слайд 18

    Амнезии

    Органические (в частности, травма головы, органическая болезнь мозга, алкоголизм, отравление снотворными или другими веществами) Психологические (например, вытеснение воспоминаний о психической травме). Такие амнезии называют психогенными. Ретроградная — больной не помнит события, происходившие до начала амнезии. Антероградная — больной теряет способность запоминать события, происходящие после начала заболевания. Фиксационная — нарушение памяти на текущие (больше, чем на несколько минут) события. Травматическая — амнезия в результате травмы головы (удара, падения на голову). Часто временная. Синдром Корсакова — тяжёлая антероградная и ретроградная амнезия из-за недостатка витамина B1 в мозгу, в сочетании с другими симптомами. Причиной чаще всего является алкоголизм, хотя и другие причины, например сильное недоедание, могут приводить к тому же синдрому. Диссоциированная — амнезия, при которой забываются факты из личной жизни, но сохраняется память на универсальные знания. Обычно является результатом психической травмы. Диссоциативная фуга — больные внезапно уезжают в другое место и там полностью забывают свою биографию и личные данные вплоть до имени. Иногда они берут себе новое имя и новую работу. Детская амнезия — неспособность вспомнить события младенчества и раннего детства, характерная для всех людей. Причины, вероятно, в неразвитости соответствующих областей головного мозга. Постгипнотическая амнезия — неспособность вспомнить, что происходило во время гипноза.

  • Слайд 19

    Парамнезии

    Псевдореминисценция – смещение в памяти времени событий, действительно имевших место в жизни больного. Конфабуляции – факты, бывшие в действительности либо видоизменённые, переносятся в иное (часто в ближайшее) время и могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями. Криптомнезия – некогда прочитанное или увиденное воспринимается как часть собственной жизни, либо, наоборот, собственная жизнь кажется эпизодом романа или фильма. Фантазм - события, которые придумал или вообразил человек, ему кажутся произошедшими на самом деле. Феномены дежавю и жамевю.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке