Презентация на тему "Педагогическая система А.С.Макаренко"

Презентация: Педагогическая система А.С.Макаренко
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Педагогическая система А.С.Макаренко". Презентация состоит из 28 слайдов. Материал добавлен в 2017 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.85 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Педагогическая система А.С.Макаренко
    Слайд 1

    Педагогическая система А.С.Макаренко

    Выполнила: студентка 2 группы 2 курса ИИПО Гиззатуллина А.Р.

  • Слайд 2

    План: 1.Основные этапы педагогической деятельности А.С.Макаренко. 2.А.С.Макаренко о целях коммунистического воспитания. 3.Учение А.С.Макаренко о детском коллективе как важнейшем факторе воспитания. 4.Законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко. О воспитании дисциплины. 5.Роль труда в жизни коллектива. 6.Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко. 7.А.С.Макаренко о роли советского учителя, его подготовке и педагогической технике. 8.Значение учения А.С.Макаренко о детском коллективе для современной теории и практики.

  • Слайд 3

    А.С.Макаренко (1888-1939) — советский педагог и писатель, родился в г. Белополье, бывшей Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём учительствовал в пос.Крюков и на ст.Долинская на Украине. Окончив Полтавский учительский институт (1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьков. С 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф.Э.Дзержинского под Харьковом. С 1928 заведовал коммуной, с 1932 – начальник педагогической части. В 1935 начальник, в 1937 – заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным педагогическим трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. 

  • Слайд 4

    В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности..В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею.Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан.В течение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени А. М. Горького.

  • Слайд 5

    С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. В 1935 году А. С. Макаренко оставил работу в коммуне имени Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М. Горького литературной деятельностью — обобщением педагогической деятельности в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.В 1933—1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания. В 1938 году было напечатано еще одно художественно-педагогическое произведение Макаренко, изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги на башнях».В 1933—1939 годах Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики.

  • Слайд 6

    Книги А.С.Макаренко

  • Слайд 7

    Наша молодежь — это ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть не способны» — писал Макаренко. Она жадно ищет правильных решений в борьбе между старой и новой этикой, она требует и хочет коммунистического совершенства поведения. Советский учитель, указывал Макаренко, должен ясно представлять себе большую политическую цель воспитания гражданина. Воспитывая новые кадры для нашей страны, надо заботиться не только о профессиональной подготовке молодого поколения, но и «о воспитании такого типа поведения, таких характеров, таких личных качеств, которые необходимы Советскому государству...» . Следовательно, цели воспитательной работы обусловлены политическими задачами.Но нельзя забывать, что вопрос о целях воспитания не может быть решен раз и навсегда. «Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования...» . Поэтому, указывал Макаренко, советская педагогика обязана далеко вперед проектировать качества нового типичного советского человека, должна даже обгонять общество в его человеческом творчестве.Так как без ясной цели невозможна никакая воспитательная деятельность, то необходимо иметь перед собой «практические цели, понятные для нас, выполнимые и грамотные, как хорошие чертежи дома...» (4),— писал Макаренко. 

  • Слайд 8

    Цель воспитания он рассматривал как программу, которой должен руководствоваться каждый педагог: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности...».Разрабатывая программу личности советского человека как цель коммунистического воспитания, А. С. Макаренко считал необходимым подчеркнуть главнейшие черты, которые должны быть свойственны человеку нового общества и которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Такими чертами он считал прежде всего идейность, способность без колебаний всегда, в любых обстоятельствах найти правильный критерий для личного поступка, способность требовать правильного поведения от других, а также деловитость, энергичность, готовность ставить цели коллектива выше узких личных целей.В коллективе, общественно значимые интересы которого соединяют его членов, воспитываются такие черты личности, как коллективизм, общительность, взаимопомощь, доброта и др. Чрезвычайно важным для советской педагогики является указание А. С. Макаренко на связь цели воспитания с задачами общества, с задачами построения социализма: «Откуда же может вытекать цель воспитательной работы? Конечно, она вытекает из наших общественных нужд, из стремлений советского народа, из целей и задач нашей революции, из целей и задач нашей борьбы. И поэтому формулировка целей, конечно, не может быть выведена ни из биологии, ни из психологии, а может быть выведена только из нашей общественной истории, из нашей общественной жизни»

  • Слайд 9

    3.Учение А.С.Макаренко о детском коллективе как важнейшем факторе воспитания

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов) 1.Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив.На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. 2.Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. ве общей цели, общей деятельности и общей организации.

  • Слайд 12

    Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Признаки сформированного коллектива по А.С.Макаренко: 1) Постоянная готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

  • Слайд 15

    «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы  воспитания в советской школе».

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    4.Законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко « Принцип параллельного действия» -В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает ,однако, применения «принципа индивидуального действия» -  прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника «Закон движения коллектива».Если коллектив достиг поставленной цели ,а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива ,нет у него будущего.Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. «Система перспективных линий». «Человек не может жить на свете,если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является ... радость... Самое важное ,что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то ,и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения  к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым  располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных» – писал Макаренко в «Педагогической поэме».

  • Слайд 18

    Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась В процессе трудовой деятельности детей,говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться,планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством. 5.Роль труда в жизни коллектива

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    6. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С.Макаренко А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию

  • Слайд 21

    Педагогическая технология А.С.Макаренко способствует развитию и совершенствованию мастерства учителя. Она основывается на реализации творческого потенциала личности учителя. Макаренко – это учитель учителей. Технология А.С.Макаренко основывается не на политически-идеологических основах, как это считают некоторые неприятели его педагогических взглядов, называя его то "диктатором", то "сталинистом", "не современным", "педагогом тоталитарного режима" и т.п.. Одним из ведущих факторов системы А.С.Макаренко является принцип народности, который характерен для любой педагогической системы воспитания. Обоснованный народной педагогикой природосообразности принцип разновозростности обеспечивает реализацию сути воспитания – передачу социокультурного опыта старших поколений младшим. Как непосредственное изобретение А.С.Макаренко, оно базируется на основе наблюдения педагога за взаимоотношениями многодетной семьи и обеспечивает семейные отношения в его учебно-воспитательных учреждениях. 7.А.С.Макаренко о роли советского учителя, его подготовке и педагогической технике.

  • Слайд 22

    Методы ,разработанные А.С. Макаренко: Метод переубеждения -- воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков Метод переучивания -- чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, со стороны воспитателя и коллектива требуется предварительная организаторская работа. Метод переключения -- занятие подростка трудом, учебой, новой общественной деятельностью.

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формулеопределить сущность моего педагогического опыта,я бы ответил, что как можно больше требования к человекуи как можно больше уважения к нему (А С Макаренко)

  • Слайд 25

    «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  А.С. Макаренко.

  • Слайд 26

    Педагогический опыт Макаренко – высочайшая вершина современной педагогики

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Использованная литература: 1. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989. 2.Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972 3.Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983. 4. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988. 5. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке