Презентация на тему "Педагогические взгляды В.О. Ключевского"

Презентация: Педагогические взгляды В.О. Ключевского
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.23 Мб). Тема: "Педагогические взгляды В.О. Ключевского". Содержит 12 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2021 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    12
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Педагогические взгляды В.О. Ключевского
    Слайд 1

    Педагогические взгляды В.О.Ключевского

  • Слайд 2

    В.О.Ключевский

  • Слайд 3

    Педагогические взгляды молодого В.О. Ключевского

    В.О. Ключевский, известный русскому образованному обществу, главным образом, как выдающийся историк, всю свою жизнь занимался педагогической деятельностью. В ранней юности и молодости это были частные уроки (репетиторство), позднее педагогическая деятельность стала для мыслителя профессией. И, хотя ученый не оставил специальных педагогических трудов (за исключением лекции «Два воспитания»), анализ его богатого творческого наследия позволяет выявить основные взгляды В.О.Ключевского как на теоретические, так и на практические вопросы в сфере образования. Характеризуя педагогические взгляды молодого В.О. Ключевского, мы охватываем относительно небольшой по длительности хронологический период жизни ученого с 1861 по 1871 гг. В это время В.О. Ключевский обучался на историко-филологическом факультете московского университета (1861-1865 гг.) и работал над магистерской диссертацией (1865-1871 гг.). Для изучения ранних педагогических взглядов В.О. Ключевского, сформировавшихся у него в юности и ранней молодости имеется небольшое количество документальных источников. К ним относятся переписка В.О. Ключевского с родными и друзьями, а также дневниковые записи студенческих лет. Итак, обратимся к взглядам В.О. Ключевского на роль образования в жизни людей. В молодые годы В.О. Ключевский придавал большое значение образовательной деятельности и подчеркивал ее решающее значение в жизни человека для раскрытия его сил и способностей:

  • Слайд 4

    «Образование, говорят, дает человеку ясный взгляд на вещи, на других и на себя, на свои отношения к ним, на обязанности, поднимает силы души и тела». На протяжении всей своей жизни мыслитель относился к образованию как к высшей ценности. В начале своего обучения в уни- верситете Ключевский отдавал явное предпочтение светскому образованию перед духовным. Он понимал, что церковное образование разительно отличается от светского в плане изучения ряда учебных предметов и разделял сетования своего двоюродного брата Павла Европейцева на недостаточность «реального образования». Вместе с тем, Василий Осипович стремился показать позитивные стороны духовного образования и возможность его использования в дальнейшей светской карьере. Для этого он показывает применение древних языков в естествознании и медицине, то есть описывает прикладной характер изучаемых дисциплин: «Для медицины и естественной истории нужно немножечко латинского, так, пустяки, несколько названий, а тут за ним сидят, сидят!..» Таким образом, историк обращает внимание на возможность использования духовного образования для светской жизни, тем самым, подчеркивая межпредметные связи и необходимость комплексного и системного использования полученных знаний.

  • Слайд 5

    Для молодого Ключевского было характерно осмысление не только дидактики, но и вопросов воспитания. Размышляя о неспокойном времени, в которое ему приходилось жить и политических событиях, происходящих в то время, В.О. Ключевский отмечает, что покушения на царя есть результат образования и воспитания целого поколения людей. Выводы мыслителя относительно воспитания своих сверстников не были позитивны и утешительны: «Наше поколение дряхлеет в мечтаниях и самообольщениях. Оно точно молодое дерево, застигнутое холодом во время весны: летнее солнце только сушит его тощие, худосочные листья». Возникновение целого поколения идеалистов-романтиков, а также социалистов, революционеров, мечтающих о переустройстве существующего порядка он связывал, прежде всего, с ошибками в образовательной политике страны: «В чем сущность и последний результат этих не только социально- коммунистических, но и тех благонамеренных, так называемых научных, мечтаний о человеке и обществе, которые наши сентиментальные педагоги- институтки внушают при всяком случае своим гимназическим отрокам? В полном предании себя на заклание обществу, в сквозном проникновении себя идеей о благе людей, о поголовном братстве и равноправности всех на одинаковое развитие, на одинаковые наслаждения и удобства, в совершенном обезличении человека». Являясь противником радикальных идей, Ключевский выступал против уравнения, усреднения и обезличения людей, предпочитая индивидуальный вариант развития каждого человека в зависимости от его внутренних сил, способностей, мотивов и пр.

  • Слайд 6

    Педагогика и психология

    В письмах Ключевского студенческих лет можно проследить его ранние мысли о воспитании подрастающего поколения. Будущий историк был против создания «тепличных» условий для воспитания детей, но стремился к созданию у воспитанников реальных представлений о жизни. Нет, чтобы закалить наш дух, поставя лицом к лицу со всем, что есть дурного и злого, дав только средства различить это злое и бороться с ним! Ведь это и называется настоящим воспитанием, а не тепличное прозябание в теплоте и неге! Так ли?». Эти ранние представления Ключевского о воспитании в настоящее время нашли свое отражение в концепции социального закаливания детей, разработанной проф. М.И. Рожковым. В.О. Ключевский давал конкретные рекомендации по решению некоторых воспитательных задач. Так, например, для искоренения лени у ребенка он предлагал не акцентировать особого внимания на ее проявлениях, но целенаправленно создавать и стимулировать познавательный интерес к обучению посредством чтения детской литературы.

  • Слайд 7

    В.О. Ключевскому также принадлежат мысли о наличии особых периодов в жизни человека, получивших позднее в педагогической и психологической науке название сензитивных, когда развитие тех или иных психических функций и усвоение учебного материала происходит наиболее эффективно. Будущий ученый призывал своих воспитанников к сознательному использованию возможностей, которые им предоставляет юный возраст: «Ты по опыту знаешь, чем отличается молодой ум, то есть ум в молодости: он необыкновенно легко и крепко запоминает; говорят, в детстве и молодости свежа память. Пользуясь этим, детей и заставляют усваивать то, что требует только памяти, − заставляют многое учить наизусть, занимают их новыми языками и т. д. Это время живой восприимчивости; с усиленной энергией действуют тогда воспринимающие, пассивные силы души, подчиняющие ее внешнему действию мира, − внешние чувства, память, воображение, сердце». Тем самым будущий педагог уже в ранние годы отметил возрастные особенности людей детского и юношеского возраста, подчеркнув особое его значение для развития познавательной сферы личности.

  • Слайд 8

    Ключевскому было не чуждо психологическое осмысление собственной внутренней жизни и окружающей дей- ствительности. В дневниковых записях мыслителя также можно встретить рассуждения психологического характера, рефлексии собственного состояния. В.О. Ключевский полагал, что даже небольшие, случайные события и явления могут оставлять след в душе человека и впоследствии влиять на его настроение и жизненный тонус: «Удивительно ли, что в нас иногда обнаруживается так много непонятного для нас самих, неожиданного, чудесного. Каждая дума, ощущение, каждая сцена, пронесшаяся перед глазами, оставляет след в душе, не всегда сознаваемый; а из суммы таких следов слагается известное настроение, даже взгляд». Таким образом, мыслитель отмечал действие в психической деятельности человека как сознательного, так и бессознательного, что впоследствии было сформулировано З. Фрейдом в целост- ную концепцию психоанализа.

  • Слайд 9

    Еще одним педагогическим вопросом, актуальным и для современной образовательной ситуации в нашей стране был вопрос о платном высшем образовании. Во время учебы в московском университете, В.О.Ключевский вынужден был платить за собственное обучение. Находясь «внутри» ситуации, сильно нуждаясь в средствах к существованию, Василий Осипович осмысливал и анализировал эту проблему: «В университете между студентами ходят толки о том, как бы избавиться от годовой платы за право слушания лекций, так беспардонно взимаемой со всех поголовно. Носятся слухи (разумеется, только в кружках, близких к университету), что подумывают о просьбе к императору по этому предмету». В настоящее время также усиливается тенденция к коммерциализации высшего профессионального образования и перевода его на платную основу. Как и тогда, многие способные дети лишаются возможности получить достойное образование, которое впоследствии могут использовать на благо себе и обществу. Обобщим основные черты педагогической мысли В.О.Ключевского:

  • Слайд 10

    Педагогические взгляды.

    1. Широта охвата педагогической проблематики В.О.Ключевскому принадлежат суждения, касающиеся общих вопросов образования людей, а также отдельные мысли по дидактике, теории и методике воспитания, об особенностях познания окружающей действительности, спе- цифике отдельных учебных предметов (математики, филологии, иностранных языков, историческим дисциплинам) и методике их преподавания, психологи- ческом анализе деятельности, контроля и оценивания полученных знаний, про- блемам платного образования и др. 2. Краткость, лаконичность, конспек- тивность, разрозненность педагогиче- ских взглядов в молодые годы. Излагаемые В.О. Ключевским в письмах и дневниковых записях педагогические мысли были краткими, и сжатыми. Лишь в некоторых случаях будущий ученый и педагог давал развернутую характеристику тем или иным сторонам педагогической деятельности, как при анализе экзаменов как формы контроля и оценивания. Педагогические мысли Ключевского в молодые годы еще не представляли целостной научной концепции, однако уже тогда на интуитивном и осмысленном уровнях им были постигнуты и наметились связи между различными сторонами педагогической теории и практики.

  • Слайд 11

    3. Актуальность ранних педагогических взглядов молодого В.О.Ключевского для современного периода развития нашего государства. Педагогические взгляды молодого В.О. Ключевского во многом были обусловлены влиянием эпохи и актуальными проблемами пореформенного времени, в которое ему выдалось получать высшее профессиональное образование в Москве. Вместе с тем, отдельные понятия, сформулированные В.О.Ключевским (например, понятие «знание») и затронутые им проблемы педагогической практики (несовершенство экзаменов как одной из форм контроля знаний, умений и навыков учащихся, проблемы платного образования и др.) остаются актуальными и в XXI веке 4. Практический характер педагоги- ческих взглядов В.О.Ключевского в период с 1861-1871гг. В письмах к родственникам и друзьям будущий ученый стремился поддержать своих товарищей и бывших учеников, что обусловило формулирование им конкретных практических рекомендаций по овладению конкретными учебными дисциплинами (особенностям произношения иностранных текстов и др.), а также решению воспитательных задач (например, устранение лености у М.И. Европейцева). Таким образом, педагогические представления, сложившиеся у В.О. Ключевского в юности и молодости были достаточно многоплановы.

  • Слайд 12

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке