Презентация на тему "Подготовительный этап научно-исследовательской работы.Поиск, сбор и обработка научной информации."

Презентация: Подготовительный этап научно-исследовательской работы.Поиск, сбор и обработка научной информации.
Включить эффекты
1 из 62
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Подготовительный этап научно-исследовательской работы.Поиск, сбор и обработка научной информации.". Содержит 62 слайдов. Скачать файл 0.63 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    62
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Подготовительный этап научно-исследовательской работы.Поиск, сбор и обработка научной информации.
    Слайд 1

    Подготовительный этап научно-исследовательской работы.Поиск, сбор и обработка научной информации.

    Презентацию выполнили: Афанасов Никита Бардашевич Анастасия Вострикова Валерия Маляревская Юлия Яковская Надежда

  • Слайд 2

    Выбор темы научного исследования

  • Слайд 3

    – это сфера научных исследований научного коллектива, посвящённого решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Научное направление

  • Слайд 4

    Экономическая теория Налогообложение экономический анализ экономика организаций мировая экономика

  • Слайд 5

    Направление Проблемы Темы комплексные проблемы Вопросы Проблема Проблема Проблема

  • Слайд 6

    – это совокупность сложных теоретических или практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Глобальная Межотраслевая Отраслевая Научная проблема

  • Слайд 7

    Функции научных проблем Задание цели Задание направления исследования Разделение наук 1. 3. 2. • обнаружение проблемы • переформулированные проблемы • включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания

  • Слайд 8

    Требования и критерии постановки научных проблем Наличие предварительного научного знания Условие существования решения проблемы Приемлемость Ограниченность Синтаксическая и семантическая корректность проблемы 1. 2. 4. 3. 5.

  • Слайд 9

    Этапы постановки проблем Формулирование Установление актуальности Разработка структуры

  • Слайд 10

    Классификация научных проблем По объекту По корректности и разрешимости Процедурные Некорректные Неразрешимые Корректные Разрешимые Предметные Эмпирические Методологические Концептуальные Оценочные

  • Слайд 11

    Требования Тема должна быть актуальной Тема должна решать новую научную задачу Тема должна быть экономически эффективной и должна иметь значимость

  • Слайд 12

    Планирование научной исследовательской работы

  • Слайд 13

    Планирование научно-исследовательской работы

    НИР представляет систему экономических рычагов и методов, которые обеспечивают определение, выбор и реализацию научных направлений и проблем, являющихся ключевыми элементами единой научно-технической политики.

  • Слайд 14

    Факторы формирования приоритетных направлений НИ

    Таким образом, важнейшими факторами формирования приоритетных направлений научных исследований являются не только производственная специализация региона, но и разделение труда в сфере науки в целом по стране, а также прогнозные оценки тенденций развития науки в мировом масштабе. Эти сложные задачи должны решаться специалистами в соответствующих областях знаний на основе экспертных методов оценок. Одним из путей совершенствования механизма планирования и организации использования научных исследований является использование конкурса идей и конкурсную систему отбора тематики для включения в планы НИР.

  • Слайд 15

    Планирование научно-исследовательской работы имеет важное значение для ее рациональной организации. Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам. Планируется и научно-исследовательская работа студентов. Планы работы учебных заведений и кафедр могут содержать соответствующий раздел о НИРСе. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы.

  • Слайд 16

    Рабочая программа

    Рабочая программа – это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного. Методологический раздел включает: 1) формулировку проблемы или темы; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) определение цели и постановку задач исследования; 4) интерпретацию основных понятий; 5) формулировку рабочих гипотез.

  • Слайд 17

    Формулировка проблемы

    Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др. Научная (гносеологическая) проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой является разработка теоретических основ борьбы с организованной преступностью.

  • Слайд 18

    Определение объекта и предмета исследования

    Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом – основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.

  • Слайд 19

    Интерпретация основных понятий

    Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений, интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями. Например, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном исследовании.

  • Слайд 20

    Эмпирическая интерпретация

    Эмпирическая интерпретация – это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие – это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

  • Слайд 21

    Формулировка рабочих гипотез

    Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия .

  • Слайд 22

    Процедурный раздел рабочей программы

    Процедурный раздел рабочей программы включает: 1) принципиальный план исследования; 2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического материала.

  • Слайд 23

    Требования к методу исследования

    В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.

  • Слайд 24

    При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была исследована всесторонне.

  • Слайд 25

    Рабочая программа конкретного научного исследования

  • Слайд 26

    Функции программы социологического исследования

    Методологическая Методическая Организационная

  • Слайд 27

    Методологическая функция

    Формулировка и обоснование проблемы Формулировка целей и задач Определение объекта и предмета исследования Установление отношения к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям

  • Слайд 28

    Методическая функция

    Разработка общего логического плана Руководство по использованию методов сбора и анализа информации Разработка процедуры исследования Проведение сравнительного анализа аналогичных исследований

  • Слайд 29

    Организационная функция

    Планирование деятельности исследователя или коллектива Определение последовательности деятельности исследователя или коллектива Контроль поэтапного хода исследования

  • Слайд 30

    Проблема

    Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выра­жающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению.

  • Слайд 31

    Аспекты проблемы

    Гно­сеологический (суще­ствует осознание общественной потребности, при незнании способов и путей ее реше­ния) Предметный (в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено) Определение проблемы по носителю (т.е. по тому социальному субъекту, который в своей деятельности создает требующую своего решения про­блему) масштабность (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная)

  • Слайд 32

    Процедуры при выяснении проблемы исследования

    Осмысление проблемной ситуации Формулировка проблемы

  • Слайд 33

    Проблемная ситуация и проблема

    Проблемная ситуация- реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Проблема - результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке.

  • Слайд 34

    Средства конкретизирования проблемы

    Выделение объекта и предмета исследования; Определение целей и задач исследования; Формулировка гипотез (предположений) и вариантов реше­ния исследуемой проблемы

  • Слайд 35

    Объект и предмет

    Объект - в широком смысле, носитель той или иной социальной проблемы. Определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя.Объект содержит в себе социальное противоречие, проблему, подлежащую научному анализу. Предмет исследования, это определенная сто­рона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследо­вании.

  • Слайд 36

    Цели и задачи

    Цель приклад­ного социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов.  Задачи - конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы.

  • Слайд 37

    Гипотеза

    Гипотеза явля­ется формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами, в котором содержащееся знание носит вероят­ностный характер, а поэтому должно быть подтверждено или опро­вергнуто в процессе последующего эмпирического исследования. Выработанные до проведения эмпирического ис­следования гипотезы в социологии называют рабочими.

  • Слайд 38

     Система требований к построению рабочих гипотез

    Гипотезадолжна соответствовать исходным принципам научного познания - объективности, научности, верифи­кации и др. Выдвигаемая гипотеза должна быть теоретически достаточно надежна, т.е. обладать преемственностью с предшест­вующими научными знаниями, истинность которых уже доказана, и не противоречить фактам науки. Гипотеза не должна противоречить точно установ­ленным и проверенным фактам. Выдвигаемая гипотеза должна заключать воз­можность эмпирической верификации проверки в процессе прове­дения конкретного социологического исследования. Рабочая гипотеза должна быть адекватной иссле­дуемой проблеме, т.е. иметь смысл в рамках исследуемой проблемы и быть согласованной с целью, задачами и особенностями объекта исследования.

  • Слайд 39

    Классификация гипотез

    По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на: Описательные гипотезы - это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элемен­тами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функцио­нальные). Объяснительные - это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучае­мых явлениях и процессах.  Прогнозные - это такие гипотезы, кото­рые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

  • Слайд 40

    По степени общности гипотезы делятся на:   Гипотезы - основания несут в себе предположения широкой общности  Гипотезы - следствия - пред­положения менее широкой общности.

  • Слайд 41

    Методологический и процедурный разделы программы.

  • Слайд 42

    Структура программы состоит из двух разделов: ● Методологический ●Процедурный формулировка и обоснование проблемы указание цели исследования; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; - формулировка гипотез. -Определение обследуемой совокупности. Характеристика методов сбора первичных данных. Логическая структура инструментария для сбора информации. - Логические схемы обработки полученных данных.

  • Слайд 43

    Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. 1. формулировка и обоснование проблемы Методологический раздел программы включает:

  • Слайд 44

    Цель – модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. 2. указание цели исследования

  • Слайд 45

    3. Определение объекта и предмета исследования. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

  • Слайд 46

    4. Логический анализ основных понятий Логический анализ основных понятий – это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

  • Слайд 47

    5. Формулировка гипотез. Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования. Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Формулирование гипотез – это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтверждения или опровержения.

  • Слайд 48

    1. Определение обследуемой совокупности. По довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации. Процедурный раздел программы включает:

  • Слайд 49

    2. Характеристика методов сбора первичных данных. При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы: – опрос; – анализ документов; – наблюдение; – эксперимент.

  • Слайд 50

    Опрос проводят с помощью: Анкетирование Интервьюирование Индивидуальное Групповое Прямое Опосредованное

  • Слайд 51

    3. Логическая структура инструментария для сбора информации. Логическая структура инструментария позволяет увидеть, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов. Кроме того, она позволяет определить порядок расположения вопросов в инструментарии.

  • Слайд 52

    4.Логические схемы обработки полученных данных. Данные – первичная информация, полученная в результате исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т.п. Данные можно определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования – объектам (людям, вещам, учреждениям). Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов. Обработкой информации называют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

  • Слайд 53

    Составление плана конкретного научного исследования

  • Слайд 54

    Виды плана:

    Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные.

  • Слайд 55

    Формулятивный (Разведывательный) план

    Применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

  • Слайд 56

    Формулятивныйпланосновные стадии

    1.Изучение имеющейся литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой литературных источников. 2.Беседы с компетентными лицами, специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области (например, руководители, эксперты и т.д.). 3. Завершающая стадия – разведывательное наблюдение.

  • Слайд 57

    Пример формулятивного плана

    Сокращенный рабочий план для курсовой или дипломной работы может выглядеть следующим образом. 1. Определение темы, направления работы. 2. Анализ литературы: монографии, статьи, учебники, журналы, источники Интернет и т.п. 3. Формулировка проблемы, гипотез, объекта, предмета, цели и задач. 4. Выбор методов, техник. 5. Выбор испытуемых, респондентов. 6. Проведение исследования и анализ результатов

  • Слайд 58

    Описательный план

    Используетсятогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана – проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

  • Слайд 59

    Экспериментальный план

    Включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана – определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.

  • Слайд 60

    Составление плана

    Планконкретного научного исследования должен содержать: введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), заключение. Он может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.

  • Слайд 61

    При составлении плана следует стремиться , чтобы:

    а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была исследована всесторонне.

  • Слайд 62

    Итоги:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке