Презентация на тему "Низшие божества"

Презентация: Низшие божества
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Низшие божества", состоящую из 31 слайда. Размер файла 2.57 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Низшие божества
    Слайд 1

    ПРЕЗЕНТАЦИЯНА ТЕМУ:Низшие божества

    Подготовили: Воронков Андрей Буторин Георгий Раутярви Виталий

  • Слайд 2

    Баба Яга — загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках. Внешне — это безобразная уродливая  сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета она в одну рубаху без опояски. Глаза горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У нее костлявые руки и острые железные зубы. Яга живет в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках». Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат — ноги, вместо запора — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом».

  • Слайд 3

    Она ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время ее поезда воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Яга похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Она любит загадывать загадки и разрешать их. Баба-яга чует присутствие человека и при встрече восклицает: «фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!» или: «что это русским духом пахнет». Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет она со своими дочерьми. Иногда Яга бывает, предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране ее кобылиц, в которых превращаются ее дочери. В награду она одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч-самосек; гусли-самогуды; сапоги-скороходы; ковер-самолет; клубок, указывающий дорогу. Хоть она и по сказам и пытается приготовить гостей в печке, но только стращает, а внешний антураж жилища больше говорит о том, что она охраняет вход в Пекельное царство. Зачастую герой, выполнив её поручение или разгадав загадку, получает искомое.

  • Слайд 4

    Банник— хозяин бани. Банник — невидимый для человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же пристает в своем истинном обличии — голый старик с длинными черными растрепанными волосами покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком. Поселяется банник тогда, когда в бане рождается ребенок. Обитает он под полком или за печкой — каменкой. Иногда не один, а с женой — банницой и детьми. Хозяин бани бывает жесток — он кричит, стучит, щекочет, запаривает, раскалывает камни с каменки и кидается в людей, может затащить на печку, а может ободрать кожу и повесить ее на печку.

  • Слайд 5

    Банник любит париться и моется либо в четвертый, либо в седьмой пар, после захода солнца или в полночь. Часто париться он не один, а со своей семьей и гостями, которых приглашает на посиделки — русалками, лешими, овинниками. Он может украсть младенца, либо заменить его своим ребенком, который уродлив, не разговорчив и плохо растет. Необходимо содержать баню в чистоте, оставлять банникам воду, мыло, веник. Нельзя мыться в четвертый пар, либо после захода солнца. Вымывшись нужно поблагодарить банника и пригласить его: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости». Либо обратиться к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Чтобы задобрить банника, нужно принести в баню кусок ржаного хлеба, посыпанного солью и бросить горсть соли на каменку. Оградить себя от козней банника можно задушив черного петуха и закопав его в четверг под порогом, уйти пятясь задом и кланяясь. Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить.

  • Слайд 6

    Домовой — По общим понятиям, домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого ни будь в семействе, воет, иногда даже показывается, кому ни будь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близь печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близь лошадей. Корольков В.А. «Плач Домовых» Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр.

  • Слайд 7

    Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят, о какой ни будь неприятности особенно, если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать слова. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близь порога, или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте занимается хозяйской работой, между тем, как невидимому ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичек боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переходе, или переъзде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, пред выходом из стараго дома, с хлъбом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждаго, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любитъ ленивых, особенно ветренные мельницы. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают въ землю череп, или голову козла. Кладовой — Дух охраняющий клады.

  • Слайд 8

    Дворово́й — домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются. Внешним видом похож на домового — весь мохнатый. По характеру отношений с хозяином двора — часто злой дух. Он всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей — знающий хозяин старается не держать такую живность.

  • Слайд 9

    Кикимора — это мрачное привидение, которое днем сидит «невидимкой» за печью, а по ночам выходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте, в правом от входа углу, у самой печи. Билибин кикимора Сюда обычно сметают сор, чтобы потом сжигать его в печи, а не выносить из избы на ветер и не накликать беды. Впрочем, хотя кикимора и прядет, но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и насмешка над ленивыми: «Спи, девушка: кикимора за себя cпрядет, а мать выткет».

  • Слайд 10

    Леший — (лешак, лесовик) полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Воплощение Велеса как «буйного духа» необузданной дикой природы. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Леший может принимать различные образы. Чаще всего он является медведем или здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонические признаки, обычно на нем полушубок. Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами.

  • Слайд 11

    В Белоруссии его называют «лесным цмоком» (Цмок — одно из хейти Велеса), который — за небрежное отношение крестьян к лесу и своим лесным богатствам — морит у таковых хозяев их скот, высасывает ночью у коров молоко и делает нивы неплодородными. Леший не столько вредят людям, сколько шутит своеобразным черным юмором или наказывает безалаберных и нехозяйственных, в этом случае вполне уподобляясь Домовому. Но шутит он весьма грубо и подчас буйно, как это и прилично крупному и неуклюжему лесному жителю — медведю. Самые обычные приемы — завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся долго будет кружить по лесу. Однако Леший, как правило, не ведет на прямую погибель. Леший карает — за нерадивое отношение к чему-либо и особо за непочтение к его лесу, хозяином которого он является.

  • Слайд 12

    Русалки — (Криницы, Берегини) водяные девы; также — и души утонувших. Русалки — представители Нави. С наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. У западных Славян и малороссов русалки — веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии — это неприветливые божества, растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, могущие защекотать до смерти и потопить.

  • Слайд 13

    В образе русалок народная фантазия соединила представления о водяных и лесных девах: русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и щекочут насмерть завлеченных к себе неосторожных путников. На частое отождествление русалок с душами усопших указывает также их прозвание «земляночками», т.е. обитательницами подземного, «нижнего мира». Любят Русалки привлечь прохожего и начать его щекотать, для отпора надо иметь полынь, которую нужно бросить в лицо. От скуки у заночевавшего стада гусей завёртывают крылья за спиной одно за другое. Из волшебных предметов у Берегини — Русалки есть гребень, которым она может затопить и сухое место. Доколе она чешет им свои волосы, дотоле с неё будет струиться вода, если же на ней и волосы обсохнут, тогда она умрёт, поэтому она не отходит далеко от берега.

  • Слайд 14

    Упы́рь— заложный покойник, чаще всего умерший колдун, который встаёт по ночам из могилы и поедает людей или высасывает у них кровь. Таких покойников хоронили подальше от селений и особым способом. Наиболее сильна вера в упырей на Украине, на Русском Севере поверий об упырях гораздо меньше. Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху. Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.

  • Слайд 15

    Считается, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями, колдунами или же тот, кто был отлучен от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, некоторые преступники, например маньяки и т. д.). Ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы — обязательно до крика третьих петухов. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи.

  • Слайд 16

    Огненный змей — злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян, ипостась ходячего покойника, который после смерти является к своей жене или любимой женщине. Часто огненный змей является ипостасью чёрта, который принимает облик умершего или находящегося в отлучке мужа или любовника, по которому тоскует женщина (в.-слав., з.- слав.). Основная функция этих персонажей — любовные отношения с женщинами, которые носят характер вампиризма. Огненный змей — злой и опасный демон, от которого непременно нужно избавиться, поскольку связь с ним приводит к смерти женщины. В воздухе он выглядит как огненный змей (восточно- западно- слав.). Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета (рус.). Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю его крылья отпадают (укр., пол.).

  • Слайд 17

    Огненный змей считался злым духом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами — укр., воронеж.), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал). Огненный змей, хоть и принимает человеческий облик, имеет физические недостатки, характерные для демонов: отсутствие спинного хребта (рус.). Как и вся нечисть, он не способен правильно произносить сакральные христианские имена: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» — «Чудородица» (рус). Подарки его недолговечны: гостинцы, которые он приносит женщине, с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз или камни (рус, з.-укр), а деньги и драгоценности — в черепки. Для завлечения своих жертв огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает (в.-укр.). Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.

  • Слайд 18

    Алконост — светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц — Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рожает детей на «крае моря», семь дней стоит безветренная погода. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Корольков В.А. «Алканост» Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. Бадзула, Бадзюля— в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится. Вот тогда-то у несчастного хозяина дома начинались неприятности, все из рук валилось. С горя человек принимался пить, пуская на ветер годами нажитое, и, оставшись ни с чем, мог пойти по миру. По народным поверьям для того, чтобы изгнать Баздюлю, нужно было просто-напросто подмести в хате и в сенях, а мусор выбросить в противоположную от заката сторону. Тогда, говорят, можно увидеть Бадзюлю. Это немолодая женщина со свисающими до живота грудями. На ней лишь грязное рваное покрывало, сквозь прорехи и дыры в ткани виднеется тело, покрытое струпьями.

  • Слайд 19

    Бес — злой дух, демон. В народной демонологии представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближались с поверьями о чёрте, дьяволе. В целом у славян бес представляется особым персонажем, отличным от чёрта, дьявола и беса книжной традиции. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне- язычники верили, что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего — языческие боги, идолы. Обычно с бесом связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта.

  • Слайд 20

    Анчутка — одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же Анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку. Анчутка   Банные анчутки мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум. Но очень хорошо умеют изменять свой облик — как, впрочем, и остальная нежить. Полевые анчутки росточком совсем крохотные и более мирные. Они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д. Впрочем, говорят, в воде тоже есть свой анчутка — помощник водяного или болотника. Он необычайно свиреп и противен. Если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной-анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно. Оттого-то еще с древних времен всякому пловцу советуют иметь при себе булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится железа. Лихо — Дух зла, несчастья. Обычно синоним беды: «ну, Лихо одноглазое накликали». Лихо одноглазое Представлен в виде Великана: «ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». Силен и мстителен, способен нагонять на человека череду неудач и лишений. Связываться с ним не рекомендуется: «коли Лихо спит — не буди его».

  • Слайд 21

    Аспид — По поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. Корольков В.А. «Аспид» По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь… Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян. Амбарник, Амбарный (Анбарный) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара, они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник. Блазень — Приведение, призрак. Болотник — Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину. Волосыни — (Волосожары, Стожары) созвездие «Плеяды». Происходит от имени бога Велеса. Волосыни — небесное созвездие — понимается или как образ «небесного стада», пасомого Велесом.

  • Слайд 22

    Водяной – Дух, обитающий в воде. Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают такое же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Водяной Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Водяной тоже требует себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома называет народ — чертова лошадь. Хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает ладонями по воде, а когда рассердится, то разрывает плотины и ломает мельницы. Выглядит он как обмотанный тиной голый старик в шапке из водорослей. В выборе места для жительства водяные неразборчивы, охотно селятся и в реках, особенно в тех, которые протекают в темных и сумрачных еловых чащах.

  • Слайд 23

    Недоброжелательство к людям и злобный характер водяного выражаются в том, что он сторожит каждого человека, появляющегося в его владениях. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката. Еда его — раки, угри, сомы и налимы. Но водяной может обходиться и мукой или крошками хлеба. Рыбаки должны делится с водяным, отпуская первую пойманную рыбу. Особенно любит водяной тех рыбаков, которые строго хранят свои секреты. Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей — любимую птицу водяного. У западных славян водяной назывался Езерним — озерный дух. У него тоже было множество подданных: свитежанки, гопляны и западлинки. Подобно водяницам, они соблазняли неосторожных молодцев своей красотой и увлекали их на дно, чтобы увеличить число подданных Езернима. Возлюбленной его была покровительница горных потоков, которые бегут с вершин в озера, питая их. Если люди чем-то умудрялись прогневить Езернима, он насылал на них зловредных страшил Чудака и Топельца, а также уродливых водяных дев плюскон, которые до смерти пугали по ночам неосторожных рыбаков. В болото заманивал их Злыдень. Ичетик— верный помошникводяного.

  • Слайд 24

    Волкодлак — (вурколак) в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и в медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнем. Корольков В.А. «Вовкулак»   Приметой волкодлака являлась шерсть на теле, а от настоящих волков он отличался тем, что задние ноги в коленях у него сгибались вперед, как у человека. По старинным преданиям, волкодлаки под час затмения съедали луну или солнце. Люди верили, что волкодлаки превращались в упырей. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, ВолхВсеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. Чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень или в землю. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком.

  • Слайд 25

    Волкодлаки бывают не добровольные, а принужденные. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда! Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей, иногда общаются с другими дикими зверями. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что боятся дремучего леса, как и положено людям. Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать. Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ — конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой. После смерти волкодлак может сделаться упырем, злобным мертвецом. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами. Образ волкодлака, оборотня, живет в мифологии многих народов. У славян — это болгарский вълколак, польский вилколенк, сербскохорватский вуходлак и чешский влкодлак, у англичан это беовульф, у немцев — вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи длаки (шкуры), чтобы чествовать свое серое божество. Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно).

  • Слайд 26

    Горыня — титан, горный великан, охраняющий темное царство, по одной из версий может обращаться в Змея. Горыня — один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Горыня обладает нечеловеческой силой; в сказках, нарушая (изменяя) природу вещей, помогает главному герою или иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. По предположениям, имя это происходит от слова «гореть», и упомянутые три богатыря есть воплощение трех стихий: Дубыня — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет Пекельное царство. Усыня — великан, охраняет проход в Пекельное царство. Горыня— огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода. Жар — птица — в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Виктор Васнецов "Жар птица" Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему соотносимыми с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются «перлы», т.е. — рассыпаются блестящие искры молний.

  • Слайд 27

    Гамаюн — птица вещая, «говорун». Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Корольков В.А. «Гамаюн» В старинной «Книге, глаголемой Козмогра-фия» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Блазень — Приведение, призрак. Болотник — Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину. Волосыни — (Волосожары, Стожары) созвездие «Плеяды». Происходит от имени бога Велеса. Волосыни — небесное созвездие — понимается или как образ «небесного стада», пасомого Велесом.

  • Слайд 28

    Коровья смерть — Злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета. Пытаются умалить этого духа праздником, который отмечается в марте. Лихорадка — Дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь. Матерь Сва — священная птица, инкарнация Великой Матери. Покровительница Руси. Овиник— Дух, живущий в овине. Деды — (диды, дзяды) общеславянские духи предков. Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, следя за их исполнением. Белорусы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг. Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда молили об указании, открытии клада. В Белоруссии хранителя золотых кладов называют Дедка. У Славян особые обряды почитания дедов совершались весной на Радуницу — (седьмой день после Пасхи) и осенью (конец Октября по новому стилю).

  • Слайд 29

    Оборотень — человек, превращающийся ( оборачивающийся) в животное. В одной из книг Геродота, посвященной скифам и племенам, обитающих рядом с ними, упоминаются некие ‘невры’. Историку сообщали, что они могли превращаться в волков. Оборотничество — очень древнее поверье, происходящее от времен тотемизма, когда человек считал себя представителем животным и людских царств. Оборотень   Оборотень обыкновенно показывается в сумерки и ночью; с диким воем и неудержимою быстротой мчится он, перекидываясь в кошку, собаку, сову, петуха или камень, бросается под ноги путнику и перебегает ему дорогу; нередко он подкатывается клубком, снежною глыбою, копною сена, а в лесу встречают его страшным зверем или чудовищем. Оборачиваясь волком, человек приобретает голос и хищнические наклонности этого зверя: удаляется в леса, нападает на путников и домашний скот и томимый голодом дико воет, и даже пожирает падаль. Рарог — сокол. Огненная, солнечная птица. Воплощение (инкарнация) Сварожича-Семаргла. Рарог, по народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Также представлялся и в виде огненного вихря. Святибор(Светобор, Гай, Лес, Бор, Дубыня, Ажуолрович (лит.), Сильван (лат.)) — Бог лесов, боров, господин леших.

  • Слайд 30

    Полевик — дух злаковых полей. Вид его неясен. Обычно это не очень злой, но шаловливый дух. Его излюбленное время — полдень, потому его часто сопоставляют с полудницей — белой полевой девой. Жертвы полевика — малые дети, забредшие в высокие всходы и пахари, уснувшие в жаркий полдень на поле. Полудница— «солнцева дева», «белая жена»; в полдень показываются у колодцев, и расчесывает свои длинные косы. Также — охранительница полей, засеянных рожью; носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам. Сирин — темная птица, инкарнация тёмных Богов. Сирин от головы до пояса — человек, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает; унаследоваля от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. Корольков В.А. «Сирин» Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако она отнюдь не светлые птицы Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

  • Слайд 31

    Стратим— в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога — бога ветров. Управляет погодой на море. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Корольков В.А. «Стратим» Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля». Снегурочка — (Снегурка, Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. В этом художественном персонаже слышится отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Снегурочка   Сказка говорит: «не было у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка. Пошла она на Иванов день с молодежью через костер прыгать, но только поднялась над пламенем, как в ту же минуту потянулась вверх легким паром и унеслась в поднебесье».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке