Презентация на тему "Речевое событие. Оратор и аудитория."

Презентация: Речевое событие. Оратор и аудитория.
Включить эффекты
1 из 94
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Речевое событие. Оратор и аудитория.", включающую в себя 94 слайда. Скачать файл презентации 0.62 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    94
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Речевое событие. Оратор и аудитория.
    Слайд 1

    Речевое событие. Оратор и аудитория.

  • Слайд 2

    План:

    Структура речевого события. Типы ораторов. Оратор и аудитория. Индивидуальный ораторский стиль. Типы слушателей. Уровни умения слушать

  • Слайд 3

    Структура общения

    Ситуация общения Адресат Адресант Средство общения Предмет общения Смена ролей при ответе

  • Слайд 4

    Средства общения

    вербальные язык невербальные интонация и акустические характеристики голоса жесты мимика позы и телодвижения Несловесные знаки (образы, символы, картины, фотографии, звуки и проч.)

  • Слайд 5

    Коммуникативная ситуация включает:

    цель общения условия коммуникации (контекст) – время, место, обстановка, наличие посторонних степень знакомства уровень отношений социальный статус профессиональную принадлежность уровень образования жизненный опыт уровень интеллекта пол возраст психологические особенности личности состояние здоровья настроение желание общаться

  • Слайд 6

    1.СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ. Речевое событие; Речевое поведение; Речевая ситуация; Структура речевой ситуации: участники и отношения между ними в речевой ситуации; цели речи в процессе речевого общения; условия и обстоятельства речевой ситуации; 4. Речевой акт.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    1. Речевое событие. Важнейшие составляющие речевого события.

  • Слайд 9

    Речевое событие складывается из двух основных составляющих: то, что говорится, сообщается (словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и прочее) – поток речевого поведения; это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками (и сами участники, от которых в речевом событии зависит очень многое) - речевая ситуация.

  • Слайд 10

    Речевое событие = поток речевого поведения ((словесная речь) + (мимика, жесты и прочее)) +речевая ситуация (условия, обстановка и сами участники общения)

  • Слайд 11

    Речевое событие – это основная единица речевой коммуникации, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.

  • Слайд 12

    2. Речевое поведение

  • Слайд 13

    Речевое поведение складывается из: собственно слова – «того, что можно записать на бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение; звучания речи (её акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха её изменений; быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение;

  • Слайд 14

    значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это жестово-мимическое поведение;   того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство; это пространственное поведение.

  • Слайд 15

    3. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации.

  • Слайд 16

    Речевая ситуация– это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие.

  • Слайд 17

    Структура речевой ситуациивключает в себя следующие компоненты: участники речевого взаимодействия, отношения между этими участниками, цели речи в процессе речевого общения, условия и обстоятельства речевой ситуации.

  • Слайд 18

    Речевая ситуация. Роль и значение.

  • Слайд 19

    помогает понять смысл сообщения, соотносит с действительностью значение ряда грамматических категорий, например, времени, лица, значение местоимений, помогает правильно понять функцию и косвенные смыслы высказывания, диктует правила ведения разговора, определяет уместность тех или иных стилистических средств языка.

  • Слайд 20

    Участники и отношения между ними в речевой ситуации: лицо, производящее речь – адресант - «говорящий», лицо, к которому она непосредственно обращена – адресат - «слушающий».

  • Слайд 21

    М.М.Бахтин выдвигал следующие идеи для понимания коммуникации:  1) необходимый признак любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта;  2) всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

  • Слайд 22

    Цели речи в процессе речевого общения. Различают два вида целей: 1)ближайшая - непосредственно выражаемая говорящим, 2) более отдаленная - долговременная, нередко воспринимаемая как целевой подтекст, подчас трудно разгадываемый.

  • Слайд 23

    Основные разновидности ближайшей цели общения: 1) получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);

  • Слайд 24

    2) поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная с установлением характера отношений); 3) побуждение к действию; 4) изменение эмоционального состояния партнера.

  • Слайд 25

    Условия и обстоятельства речевой ситуации

  • Слайд 26

    4. Как совершать поступки с помощью слов? Речевое действие (речевой акт).

  • Слайд 27

    Речевой акт – это минимальная единица речевой деятельности, выделяемая и изучаемая в теории речевых актов – учении, являющемся важнейшей составной частью лингвистической прагматики. Действие, определяемое целью говорящего.

  • Слайд 28

    Это действие, определяемое целью говорящего, и называется в неориторике и прагматике «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие». Все эти термины являются синонимами

  • Слайд 29

    2. ТИПЫ ОРАТОРОВ.

  • Слайд 30

    1) тип нервной деятельности (рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический); 2) умение держать тезис (конструктивный, демагогический, популистский); 3) доминирующие личностные качества (эврист, теоретик, авторитарный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог).

  • Слайд 31

    А) По типу нервной деятельности: рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический.

  • Слайд 32

    1. Рационально - логический

    склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков; подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана; в письменной речи - использование выразительных цитат, афоризмов, пословиц.

  • Слайд 33

    2. Эмоционально – интуитивный

    говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи; план своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает; серьезные письменные работы выполняет в два этапа: на первом этапе сразу записывает свободное высказывание на определенную тему; а на втором этапе анализирует структуру и логику записанного, перекраивает текст, а затем переписывает заново, следя за логикой. .

  • Слайд 34

    3. Философский

    более или менее склонны к анализу; иногда очень организованны в своей работе, а порой действуют по наитию; характерен устойчивый познавательный интерес; "философы" отказываются от скороспелых заметок в газету, публичных выступлений перед аудиторией, не любят научно-популярного жанра; могут прекрасно подготовить научную статью, с удовольствием выступят с докладом в научном кружке или обществе; в речи индивидуальность философов выражена не резко, с разной мерой преобладания проявляются и сдержанность, и эмоциональность, и даже лиризм.

  • Слайд 35

    4. Лирический, или художественно - образный

    чаще всего это утонченные, художественные натуры; мыслят более образами, чем логическими категориями; речь их ярка, богата выразительными средствами; в чистом виде этот тип встречается крайне редко; глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа;

  • Слайд 36

    Б) По умению держать тезис: конструктивный, демагогический, популистский;

  • Слайд 37

    1. Конструктивный оратор

    нацелен на речь; основная задача - показать решение проблемы; точно и определенно формулирует тезис и стремится раскрыть его в речи, старается привести убедительную аргументацию, высказывает конкретные предложения. Именно конструктивный оратор ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: это "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета"

  • Слайд 38

    2. Демагог

    ориентирован на самого себя; основная цель - предъявить себя; речи оратора-демагога обычно малосодержательны, нет тезиса или он очень неконкретный; оратор говорит общеизвестные истины, его предложения сводятся к расплывчатым лозунгам (необходимо улучшить работу…, нужно повысить сознательность…, разработать программу… и т. п.); демагог всегда готов к речи, независимо от аудитории и предмета, поскольку им движет желание самовыражения.

  • Слайд 39

    3. Популист

    ориентируется на аудиторию. основная задача - завоевать симпатии слушателей любой ценой; говорит то, что хочет услышать от него именно эта аудитория в этот момент; популист нацелен на привлечение сторонников к определенной личности (чаще всего к своей), какими бы ни были ее взгляды; обычно для реализации этого замысла популист прибегает к озвучиванию наиболее заманчивых идей, за осуществление которых призывает бороться совместно с ним, или, напротив, конструирует очевидного и всеми осуждаемого врага, пугает им и призывает расправиться с ним.

  • Слайд 40

    В) По доминирующим личностным качествам: эврист, теоретик, авторитарный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог.

  • Слайд 41

    ЭВРИСТИКА (от греч. εὑρίσκω – отыскиваю, открываю) - 1) момент открытия нового; 2) методы, используемые в процессе такого открытия (эвристич. методы); 3) наука, изучающая творч. деятельность; 4) метод обучения (т.н. сократические беседы).

  • Слайд 42

    Исторически понятие Эвристика возникло в Древней Греции как метод обучения, применявшийся Сократом: в ходе беседы ее участники с помощью системы наводящих вопросов и примеров наталкивались учителем на правильный ответ. Сократич. беседа использовалась мн. философами (Платон, Ксенофонт) и естествоиспытателями (Декарт, Лейбниц, Эйлер) для изложения своих теорий.

  • Слайд 43

    3. Оратор и аудитория. Индивидуальный ораторский стиль.

  • Слайд 44

    Индивидуальный ораторский стиль– это совокупность признаков, характеризующих способ взаимодействия оратора с аудиторией: логикой речи, выразительностью, эмоциональностью, техникой речи, мировоззрением, интеллектом, манерой двигаться, внешностью.

  • Слайд 45

    Какие же условия для оратора важнейшие? 1)природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; 2) изучение ораторского искусства (теория); 3) упражнения (практика).

  • Слайд 46

    Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники: 1.обаяние; 2. артистизм; 3. уверенность; 4. дружелюбие; 5. искренность; 6. объективность; 7. заинтересованность, увлеченность.

  • Слайд 47

    Правила для регулирования голоса, жестов и мимики.

  • Слайд 48

    Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. «Рука движется —только... в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский).

  • Слайд 49

    4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы. 5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя. 6. Владеть голосом, жестом и мимикой — это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления. 7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.

  • Слайд 50

    Поза, жесты, мимика оратора – кинетические компоненты речи.

  • Слайд 51
  • Слайд 52

    Виды жестов

  • Слайд 53

    Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

  • Слайд 54

    Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

  • Слайд 55

    Символические жесты (несут определенную информацию): жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

  • Слайд 56

    Приёмы установления контакта с аудиторией.

  • Слайд 57

    Прием соучастия - использование глагола 1 лица множественного числа. Прием внушения - апелляция к общности профессиональных, социальных интересов как основе схожих побуждений и реакций. Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

  • Слайд 58

    Неожиданные риторические вопросы. Переход от монолога к диалогу (полемике). Позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

  • Слайд 59

    Прием парадоксальной ситуации - одно событие рассматривается с разных точек зрения. Прием новизны информации, гипотез. Заставляет аудиторию предполагать, размышлять. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. Показ практической значимости информации.

  • Слайд 60

    Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления. Показ не только результата, но и процесса. Шутка, использование юмора позволяют быстро завоевать аудиторию. Использование крылатых фраз, оригинальных высказываний выдающихся людей.

  • Слайд 61

    Использование пословиц, поговорок, народной мудрости. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть". Прием использования фактического материала, средств наглядности, примеров.

  • Слайд 62

    Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того могут служить юмористические замечания, элементы оригинальности, неожиданности, импровизация, чередование разных форм подачи материала и т.д. Прием разнообразия форм и методов подачи материала (тесты, игры, диалоги и т.д.).

  • Слайд 63

    Прием текстового ожидания - отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание на выбор из нескольких решений. Прием психологической паузы (5-7 секунд). Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

  • Слайд 64

    Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

  • Слайд 65

    Учет психологических особенностей слушателей. Импровизация. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов. Оптимальное сочетание логических и эвристических приемов.

  • Слайд 66

    Типы слушателей. Уровни умения слушать.

  • Слайд 67

    Диалог — это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий — говорящий».

  • Слайд 68

    ТЕСТ «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ»

    Ответьте на вопросы, выбрав один из вариантов ответов: всегда; часто; иногда; никогда.

  • Слайд 69

    Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться?

  • Слайд 70

    Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

  • Слайд 71

    Стараетесь ли вы запомнить услышанное?

  • Слайд 72

    Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

  • Слайд 73

    Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

  • Слайд 74

    Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?  

  • Слайд 75

    Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

  • Слайд 76

    Сдерживаете ли вы раздражение, когда слышите противоположную точку зрения?

  • Слайд 77

    Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

  • Слайд 78

    Охотно ли беседуют с Вами?

  • Слайд 79

    Оцените свои ответы но следующей шкале: всегда —4 балла; часто — 3 балла; иногда — 2 балла; никогда— I балл.

  • Слайд 80

    Если вы набрали 32 балла и более – отличное умение слушать; 27-31 балл - хороший слушатель; 22-26 баллов - посредственный; менее 22 баллов - необходимо тренировать навыки слушания собеседников.

  • Слайд 81

    Типы слушателей

    Категоричный слушатель Рассудительный слушатель Сочувствующий слушатель Аналитический слушатель Отзывчивый слушатель

  • Слайд 82

    Категоричный слушатель — судит о явлениях безапелляционно: «Это — хорошо» или «Это — плохо»;

  • Слайд 83

    Рассудительный слушатель — думает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я почувствовал себя виноватым» или «Теперь мне понятно, почему вы это сказали»;

  • Слайд 84

    Сочувствующий слушатель — очень быстро соглашается (или выражает свое сочувствие говорящему), делая, к примеру, такие замечания: «Вы абсолютно правы» или «Я вам сочувствую»;

  • Слайд 85

    Аналитический слушатель — наоборот, склонен задать вопрос:«Когда?» или сказать: «Приведите мне конкретный пример». Однако эти реакции называют «помехами» общения;

  • Слайд 86

    Отзывчивый слушатель — умеет активно слушать, анализировать услышанное, сопереживать говорящему.

  • Слайд 87

    Уровни умения слушать собеседника

    пассивное слушание; избирательное слушание; внимательное слушание; активное слушание.

  • Слайд 88

    В. Соловьёв и лекция об особенностях публичной речи. Задание: Внимательно прослушайте фрагмент лекции. Укажите, какие компоненты важны для публичного выступления? Как должны соотноситься вербальные и невербальные элементы? Укажите тип оратора и тип слушателя.

  • Слайд 89

    Речевое событие. Оратор и аудитория.

  • Слайд 90

    В поздней греческой и в римской античности сформировали обязательный для воспитания и обучения тривиум (лат. trivium — "тройственность") — цикл  из трех "искусств": грамматики, диалектики, риторики — и квадривиум (лат. quadrivium — "состоящий из четырех"): геометрия, арифметика, астрономия и музыка 

  • Слайд 91
  • Слайд 92

    В эпоху Возрождения в качестве представителей семи свободных искусств стали изображать известных ученых древности. Риторику представлял Цицерон, Логику — Аристотель, Грамматику — Присциан (грамматик при дворе в Константинополе, нач. VI в.) либо Донат (грамматик IV в., автор трактата "Искусство грамматики"). Геометрию изображали в образе Эвклида,арифметику олицетворял Пифагор (он же представляет музыку), астрономию — Птолемей. Музыку также олицетворяет Св. Цецилия, небесная покровительница этого искусства.

  • Слайд 93
  • Слайд 94
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке