Презентация на тему " Школьные неврозы. Дидактогении"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по психологии, которая просто необходима педагогам и родителям учащихся. Благодаря данной работе взрослые смогут анализировать поведение ребенка, прогнозируя возможные неврозы еще на ранних стадиях.

Краткое содержание

  • Что такое невроз ?
  • Происхождение неврозов
  • Причины детских неврозов
  • Типы невротических конфликтов
  • Основные закономерности
  • Учебно-образовательный процесс и невроз
  • Дидактогения
  • Типология детей с неврозами
  • Черты невротической личности
  • Проявления невроза
  • Школьная фобия

Содержание

  • Слайд 1

    Автор презентации педагог-психолог ЦППРиК г.Бежецк Михайлова Т.А

    Дидактогении Школьные неврозы

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Невроз - все слышали это слово

    Неврозы — одна из самых частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира возросло с 2, 4 до 148, 1 на 1000 населения (увеличение в 61, 7 раз). В России в период с 1950 г. по 1993 г. уровень заболевания неврозами и другими пограничными видами психопатологии поднялся с 87, 1 до 237, 0 на 1000 жителей страны (рост только за 44 года в 2, 7 раза). В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже (а даже, по некоторым данным, чаще), чем в другие возрастные периоды

  • Слайд 3

    Что такое невроз ?

    Невроз это нервно-психическое расстройство, которое вызвано психотравмирующими обстоятельствами, связанными с нарушением особо значимых жизненных отношений человека. Основным признаком невроза является наличие неосознаваемого внутри личностного конфликта. Внешние проявления невроза могут напоминать признаки различных болезней..

  • Слайд 4

    Происхождение неврозов

    В происхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов: преморбидные характерологические, личностные особенности; всевозможные действующие в течение жизни вредные факторы, способные изменить реактивность организма, ослабить, сенсибилизировать нервную систему, сделать её более уязвимой, ранимой.

    Но ведущей непременной причиной невроза, при всём этом, являются факторы психологические: психологический кризис, психоэмоциональный дисстресс, то, что называют психическими травмами (психогениями).

    Психические травмы, приводящие к возникновению неврозов у детей и подростков, могут быть самыми различными: переживания, связанные с психологическим климатом, утратами, конфликтами, неприятностями в семье, обусловленные пребыванием на улице, посещением школы, других детских учреждений. Это могут быть какие-то из ряда вон выходящие, экстремальные события, вызывающие испуг.

  • Слайд 5

    Причины детских неврозов

    В подростковом и в детском возрасте особое значение имеют две группы психогенных факторов, обычно приобретающих хронический характер:

    • первая группа — неправильное воспитание, негармоничная семья;
    • вторая группа — конфликтные ситуации :

    - эмансипационный конфликт (в том числе “отравление свободой");

    - конфликт на основе реакции группирования со сверстниками (насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенные нереализуемые притязания к лидерству);

    - конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой, связанной с физическими, психическими качествами, с материальным положением);

    - конфликт на почве краха завышенных притязаний;

    - конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.

  • Слайд 6

    Типы невротических конфликтов

    Истерический- чрезмерно завышенные претензии с недооценкой или игнорированием мнения окружающих.

    Обсессивно- психастенический противоречия между собственными внутренними потребностями: между желанием и долгом; моральными принципами и личными привязанностями .

    Неврастенический- противоречие между возможностями человека и завышенными требованиями к самому себе.

  • Слайд 7

    Основные закономерности

    Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения. В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень.

    Больше неврозов в периоды возрастных кризисов.

    Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте , у девочек -в подростков возрасте.

    Школьная дезадаптация способствует неврозам..

    У женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин -соматических функций организма .

  • Слайд 8

    Учебно-образовательный процесс и невроз

    По данным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта

    • Первый аспект — невротизирующее влияние учебно-образовательного процесса на обучающегося.
    • Второй аспект — невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя.
    • Третий аспект — невротизирующее действие возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель ( дидактогении иматетогении).

  • Слайд 9

    Дидактогения

    didaktos — учитель + genao — рождаю

    психогения - эмоциональноя реакция, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния, вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя.

    • Дидактогения –психическая травма источником которой является педагог.
    • Дидактогения — брак педагогической работы. Разумная и справедливая строгость дидактогению не вызывает. Понятие введено К.И.Платоновым.

  • Слайд 10

    Типология детей с неврозами

    Дети с явными отклонениями в поведении.

  • Слайд 11

     

    Успевающие, но вдруг изменившие поведение.

  • Слайд 12

     

    Внешне благополучные(хорошая успеваемость) с признаками эмоционального неблагополучия

  • Слайд 13

    Основные признаки, предшествующие невротическому состоянию в школьном возрасте

    • Беспокойство
    • Повышенная тревожность
    • Ранимость

  • Слайд 14

    Черты невротической личности

    • Агрессивность и честолюбие
    • Педантичность
    • Конформность
    • Зависимость
    • Контрастность
    • Тревожная мнительность
    • Замкнутость
    • Психомоторная нестабильность

    (А.И.Захаров 1982)

    • Впечатлительность
    • Эмоциональная чувствительность
    • Наивность
    • Бесхитростность
    • Доверчивость
    • Доброта и отзывчивость
    • Выраженное чувство Я

    (В.И.Гарбузов 1990 )

  • Слайд 15

    Проявления невроза

    Астения - повышенная утомляемость, отсутствие сил, состояние физической слабости. Снижение трудоспособности, ухудшение внимания, памяти. Механическое чтение без усвоенияпрочитанного.

    Повышенная возбудимость, неустойчивость настроения, раздражительность.

  • Слайд 16

     

    Повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету.

    Частые головные боли.

    Нарушения сна с плохим засыпанием и пробуждением в середине ночи

  • Слайд 17

     

    Навязчивые мысли, действия, воспоминания. Сомнения, размышления

  • Слайд 18

     

    Говоря о невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимо подчеркнуть :

    • неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс,
    • несоблюдение требований психогигиены обучения,
    • недостаток свободного времени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксального отношения родителей к высоким оценкам),
    • конфликтные отношения на разных уровняхв период обучения.

  • Слайд 19

     

    Возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе от начального к старшим классам — от 25, 6% до 50, 5% случаев.

    При сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУ нейропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев.

    Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями) во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%.

    Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся в дошкольных учреждениях.

  • Слайд 20

    Самое страшное место- …

    Через школу проходят все. И все знают, каково это – учиться, быть учеником. Подход к тебе очень строгий: режим, расписание, требования. И хотя школьную форму давно отменили, ты всегда должен «быть в форме». Соответствовать. Подчиняться. Выполнять.

  • Слайд 21

    Школьная фобия

    По подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно 40% учащихся

  • Слайд 22

     

    «Все школьные страхи порождаются непрофессионализмом педагога. Профессионал и не должен опускаться на уровень коммунальной ругани. Суть в том, что учитель не разграничивает личных чувств и профессиональной позиции.»

    А.М.Прихожан

  • Слайд 23

     

    « Школа – питательная среда для развития тревожности.

    Там регулярные проверки, оценки достижений, рейтинги и так далее. Ситуация общественного обучения легко и очень крепко загоняет человека в состояние тревожности.

    Все школьные ситуации построены на том, что ребенок должен выполнять систему требований. Малейшее невыполнение влечет негативную оценку его как личности. Не смог что-то выполнить, не понял, забыл? Человека ругают как несостоятельную личность.

    Частная и общая оценка человека не разделяется. Если ты не умеешь решать задачи, ты никто. Учителя не умеют или не хотят доискиваться до причины – сразу и мгновенно поражают источник нарушений, самого ребенка.» А.М.Прихожан

  • Слайд 24

     

    Влияние педагога

  • Слайд 25

    Оценка ,отметка

  • Слайд 26

     

  • Слайд 27

     

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд