Презентация на тему "Школы одного фактора"

Презентация: Школы одного фактора
Включить эффекты
1 из 74
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Школы одного фактора". Содержит 74 слайдов. Скачать файл 0.23 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    74
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Школы одного фактора
    Слайд 1

    Школы одного фактора

    старший преподаватель кафедры Прокофьева А.В.

  • Слайд 2

    Сер. и 2я 1/2XIX в. в интеллектуальной истории Запада — время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эволюционизм становится ведущим принципом в объяснении общественных процессов.Он опирается на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук, подрывая тем самым провиденциалистские и финалистские объяснения развития. Лекция IV, V: Школы одного фактора

  • Слайд 3

    В основе школ одного фактора лежит поиск учеными главного фактора, определяющего социальные процессы развития общества, направления исторического процесса. Все они базировались на натуралистической доктрине. Разница была лишь в научных подходах - какой стороне придавалось решающее значение. В натуралистической традиции сформировались географическая, биоорганическая и расово-антропологическая школы и социал-дарвинизм. Обществоведческими концепциями, активно претендовавшими на выход в социально-политическую практику, стали антропологическая школа и социал-дарвинизм. 2-я половина ХIХ века - редукционистский этап в развитии социологии. Лекция IV, V: Школы одного фактора

  • Слайд 4

    Основание для классификации натуралистических школ: выдвижение на 1й план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки. Биоорганическая школа — структура социального целого Расово-антропологическая школа — влияние биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, Социальный дарвинизм — борьба за существование и естественный отбор Географическая школа — географическая среда и пространственное размещение людей Лекция IV, V: Школы одного фактора

  • Слайд 5

    Социал-Дарвинизм

    Лекция IV, V: Школы одного фактора

  • Слайд 6

    Социал-Дарвинизм – социологическая концепция, сводящая закономерности социального развития к аналогиям с закономерностями биологической эволюции. Особенный акцент был сделан на принципах естественного отбора, борьбы за существование и выживании наиболее приспособленныхв качестве ключевых основ жизни общества. Наиболее общий признак – рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между общественными движениями и институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами. Лекция IV, V: Школы одного фактора

  • Слайд 7

    Герберт Спенсер (1820-1903)

    Борьба за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Он выделял 2 типа борьбы за существование; 1) военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; 2) промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» в отношении усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Приверженность доктрине laissez-faire и разработка принципа «выживание сильнейшего». Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 8

    УолтерБеджгот (1826-1877)

    Естественный отбор в биологическом смысле играл роль на начальных периодах истории. Основные социальные законы: стремление одних людей к господству над другими и одних социальных групп над остальными внутри наций. Акцент на межгрупповом конфликте и внутригрупповой сплоченности. Выделял 2тенденции:к изменчивости => нововведенияк подражанию => социальная сплоченность Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 9

    Людвиг Гумплович (1838-1909)

    Объект социологии - социальная группа, предмет социологии - система движений этих групп, повинующихся вечным и неизменным законам (закономерности развития человечества, его классов, социальных групп, социальных отношений, возникаю­щих из взаимодействия человеческих групп и общностей). Придерживался концепции исторической эволюции. Социальный реалист: индивид – реальность второго порядка, продукт группового опыта. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 10

    Межгосударственные и межплеменные конфликты - главные формы социальных конфликтов. Отвергал теорию классовой борьбы, противопоставил ей доктрину борьбы рас в русле социал-дарвинизма. Автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства (данную концепцию переносил в т.ч. и на образование наций). Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 11

    группам свойственно: Стремление к самосохранению и постоянному повышению своих благополучий => стремление властвовать и порабощать другие группы =>при столкновении данных стремлений происходит борьба за власть Борьба между ордами (физико-антропологические и этнические признаки) =>возникновение государства =>борьба между государствами/борьба внутри государств Борьба рас (раса обусловлена социальными, а не биологическими признаками). Людвиг Гумплович (1838-1909) Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 12

    Автор теории «этноцентризма»: разный характер отношений внутри и между группами. Внутри группы: сплоченность, солидарность, уважение к выработанным в группе ценностям. Между группами: враждебность, недоверие, взаимное презрение. Людвиг Гумплович (1838-1909) Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 13

    Социология - особая философская наука, выступающая в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности. Основными явлениями и процессами социальной жизни Ратценхофер считал следующие: размножение и самосохранение индивидов; изменение индивидуального и социального типов; борьба за существование и абсолютная враждебность рас; чередование социализации и индивидуализации общественных структур; расовая дифференциация; пространственное расположение; господство и подчинение; эволюция интересов; государство; глобальное общество. предметная область социологии Густав Ратценхофер (1842-1904) Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 14

    Густав Ратценхофер (1842-1904)

    Ратценхофер полагал, что социологические закономерности близки химическим и, особенно, биологическим закономерностям. Основой его социологического учения являлась концепция конфликта интересов. Социальная жизнь основывается на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 15

    Основная задача социологии: изучение и описание «взаимоотношений единиц сознания», коренящихся в биологии человека и определяемых «первичной силой» и «внутренним интересом», являющими собой космическую силу и присущими всем общественным и природным явлениям. Интерес - осознание прирожденных биологических потребностей и импульсов, которые обуславливают борьбу за существование. Типология интересов: Прокреативный (продолжение рода) Физиологический (питание) Индивидуальный (самоутверждение) Социальный (охватывает все групповые и родственные связи индивида) Трансцендентные (религиозные и мировоззренческие потребности). Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 16

    Уильям Самнер (1840-1910)

    Основной принцип социологии: неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эволюция прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же «естественна», как сама эволюция или гравитация. Социальное неравенство – естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Выступал против реформирования социальных институтов. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 17

    Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек: способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида уже как привычки. Все стандартизированные формы поведения – продукт 4 основополагающих мотивов: голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. Обычаи не есть результат сознательной воли человека и по сути – фундаментальные биологические потребности людей. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 18

    Уильям Самнер 1840-1910

    Разработка понятий: «мы-группа» или «внутренняя группа» («we-group», «in-group»). Отношения в «мы-группе» отличаются сплоченностью, солидарностью. «они-группа» или «внешние группы» («they-group», «out-groups»).Отношения с «они-группами» характиризуются враждебностью. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как “взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней”. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 19

    Альбион Смолл (1854–1926)

    Под влиянием концепций Ратценхофера утверждал, что интерес – основная единица социологического анализа. Вся социальная жизнь в конечном счете состоит «в процессах развития, приспособления и удовлетворения интересов». Интерес – «неудовлетворенная способность, соответствующая нереализованному условию и направленная на такое действие, которое реализует указанное условие». Наиболее общие классы интересов: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Интерес имеет два аспекта: субъективный – желание, и объективный – то, в чем испытывается потребность, “желаемая вещь”. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 20

    Теоретические итоги «+»

    Сформулирован ряд парадигмальных понятий. Новое осмысление традиционной конфликтной модели социальных отношений (анализ внутрисоциальных и межсоциальных конфликтов). Перемещение внимания от рассмотрения человечества и глобальных обществ к социальной группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям. Вклад в изучение нормативных аспектов социального поведения, обычаев, моды, группового самосознания. Осознание роли конкуренции как необходимого для общества свободного соревнования… Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 21

    Теоретические итоги «-»

    Биологический редукционизм как таковой. Преувеличение роли конфликта в социальной жизни. Истолкование метафоры “борьба за существование” исключительно в духе конфликта. В сфере массового сознания и практической политики, вульгаризованные социал-дарвинистские идеи нередко служили обоснованием аморализма и беззакония, а “выживание сильнейшего” выступало как право сильного во внутренней и внешней политике. Само приписывание социальным конфликтам статуса “естественности”, вечности и неустранимости способствовало их оправданию, сохранению и усилению. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 22

    Расово-антропологическая школа

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 23

    Как особое направление в социальной мысли расово-антропологическая школа складывается ко второй половине XIX века. Источники формирования концепций: труды французского историка и философа Виктора Курте де Лиля («Политическая наука, основанная на науке о человеке, или Исследование человеческих рас в философском, историческом и социальном отношениях» 1835) и немецкого биолога и врача Карла Густава Каруса(«О неравных способностях различных человеческих рас к высокому духовному развитию»1849). Основатель школы: Жозеф-Артюр де Гобино. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 24

    Основные принципы

    Различные общества, социальные и культурные группы (классы, сословия, этнические группы, профессиональные группы и т. д.) - это в основе своей расово-антропологические образования. Социальное поведение людей и культура целиком обусловлено их биологической наследственностью. Неравноценность человеческих рас и антропологических типов => неравноценность соответствующих психических, социальных и культурных черт. Обосновывалась пагубность смешения рас и антропологических групп с т.зр. биологического, социального или культурного развития. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 25

    Тезис о неравноценности различных рас сочетался у некоторых представителей школы (в частности, у Гобино) с утверждением о равноценности различных цивилизаций. Акцент на обусловленности специфических особенностей различных обществ и культур прежде всего расовыми и антропологическими различиями. Недооценка роли природных, исторических, социальных и культурных факторов. Подчеркивалась роль биологической наследственности при недооценке роли наследственности социальной: традиций, социальных институтов и отношений. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 26

    Основные идеологические функции: обоснование необходимости привилегий определенных социальных групп и слоев, переключение социальных напряжений и конфликтов на этнические и расовые, обоснование экспансионистской внешней политики. Сторонники школы выступали против демократии, что проявилось в стремлении поставить общество и культуру на службу определенной расе или группе, выделяемой по признаку происхождения (классового, сословного или этнического). Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 27

    Жозеф-Артюр де Гобино (1816–1882)

    Расизм – часть элитистского мировоззрения. Главная теоретическая проблема – поиск «реальных» иерархий, а внутри них «подлинных» элит. Иерархия рас => все прочие иерархии Отвергал все виды равенства: классовое,сословное, расовое* (расовое неравенство наиболее фундаментальное). Главный субъект исторического развития– раса*(отождествляемая с этнической группой). Расы детерминируют социальные институты, а не наоборот. Считал, что «чистых» рас не существует:расовые типы бесчисленное множество разсмешиваются между собой. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 28

    Предложил трехступенчатую иерархическуюлестницу. Белая: ум+сила+красота=гармония =>уникальность и господствующее положение (высшее место внутри белой расы – аийцы) Желтая: утилитаризм, не герои, не добиваются высоких достижений в деятельности Черная: неспособность к рациональному самоконтролю и осмысленным целенаправленным действиям. Отмечал превосходстводругих рас в области чувств (искусство возникает только при смешении черной и белой расы). Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 29

    Естественные законы социального мира: законы отталкивания и притяжения рас Феномен смешения = 1) необходимый источниквозникновения и развития цивилизаций иодновременно 2) причина их вырождения. Цивилизация – локальный организм, проходящий одни и те же стадии развития (выделил 10 цивилизаций в истории человечества). Выступал против колониализма, т.к.колониальные завоевания способствуютсмешениям рас и вырождениюевропейской цивилизации. Выступал против демократии, наихудшей форме государственного устройства по его мнению. Отрицал идею прогресса (гибель европейской цивилизации, омассовление, «обезлюдение» Земли). Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 30

    Хаустон Чемберлен (1855-1927)

    Считал, что наивысшее достояние Европы -создание «тевтонской» культуры (тевтонская раса — наследница «арийской»). Утверждал, что немцы - воплощение наиболее ценного «западно-арийского» расового типа. ЧезареЛомброзо(1836-1909) (представитель итальянской криминологической школы) Преступность биологически-наследственно обусловлена, преступник как на психически ненормальный человек. Политические революции - психоантропологическое явление, выражение устремлений гениальных и психически ненормальных людей. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 31

    Мэдисон Грант (1865-1937)

    Наследственность и расовая предрасположенность в истории более мощные факторы, чем среда и воспитание (расовые черты тесно связаны с психологическими и социальными признаками, но не с языковой и национальной принадлежностью). Формирование населения Европы – результат 3-х последовательных волнвторжений 3-х основных рас: нордической(воины, моряки, путешественники, организаторы,правители, аристократы),альпийской(хорошие земледельцы) и средиземноморской(умственные достижения и искусство). Нордики находятся под угрозой уничтожения. Рекомендовал проведение евгеническойполитики, направленной на сдерживаниеразмножения слабых и дефективных индивидов. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 32

    Жорж Ваше де Ляпуж (1854-1936)(антропосоциология)

    Пытался истолковать антропометрические данные и, прежде всего, сравнительный статистический анализ головного указателя (процентное отношение наибольшей шириныголовы к ее наибольшей длине). Низкий головной указатель – долихокефалы Высокий головной указатель – брахикефалы Ввел понятие «социальный отбор» и перечислил6 его форм (военный, политический,религиозный, моральный, правовой,экономический). Отбор пагубен. «Вывел» «закон эпох»: «С доисторическихвремен головной указатель имеет тенденцию кпостоянному и повсеместному росту». Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 33

    ОттоАммон (1842-1916) (антропосоциология)

    Стремился соединить принципы социальногодарвинизма и расизма в анализе социальныхинститутов. Считал, что брахикефалы - потомки коренного населения Древней Европы, а долихокефалы - потомки германских завоевателей. Лекция IV: Школы одного фактора В другом «законе» пытался установитьуниверсальную связь между величинойголовного указателя человека и его классовой принадлежностью (чем ниже головной указатель, тем выше социальный статус человека, и наоборот). => долихокефалы (европейская или арийская раса) превосходит брахикефалов (альпийская раса) Жорж Ваше де Ляпуж (1854-1936)(антропосоциология)

  • Слайд 34

    Людвиг Вольтман (1871-1907)

    Отрицал расовые основы социальной иерархии + сторонник социализма. Его расизм был преимущественно националистическим и представлял собой наиболее развернутое раннее обоснование идеологии германского национал-социализма. Утверждал превосходство европеоидной (кавказской) расы, а внутри нее – северно-европейской (германской). Говорил о неспособности «низших» рас к усвоению настоящей» цивилизации. Считал пагубными расовые смешения. Отвергал прямолинейный характер эволюции (сравнение с разветвленным деревом). Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 35

    ФрэнсисГальтон (1822-1911)

    Делает вывод о наследственной обусловленности одаренности. Из 2-х факторов индивидуальных различий, среды и наследственности, решающую роль отводил последней. Считал различные расы неравноценными в отношении одаренности. Отстаивал необходимость поднятия уровня талантливости и обеспечения хорошей наследственности для будущих поколений. Один из создателей евгеники. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 36

    Идеи представителей расово-антропологическои школы позволяют лучше понять механизмы рационализации расовых, этнических и классовых предрассудков; Важное значение имеют исследование и учет влияния биологической наследственности на здоровье населения, а также комплекс проблем, изучаемых евгеникой и медицинской генетикой; Можно говорить о перспективности междисциплинарных исследований, находящихся на стыке социологии, антропологии, этнологии, генетики. Теоретические итоги «+» Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 37

    Научная ценность концепций минимальна => данные концепции не могут являться источником серьезных идей. Многие проблемы, на которых делали акцент представители расово-антропологической школы, находятся за пределами социальной науки. Исследования представителей школы были чрезвычайно примитивными с точки зрения современных антропологических методик. Расовые и антропологические различия существуют реально, однако специфические особенности различных обществ и культур зависят, прежде всего, от сочетания разнообразных и изменчивых факторов: природных, исторических, социальных и культурных. Основные идеологические функции учения - обоснование необходимости привилегий определенных социальных групп и слоев (классовый и этнический расизм), переключение социальных конфликтов на этнические и расовые, а также в обоснование экспансионистской внешней политики. Теоретические итоги «-» Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 38

    Географическая школа

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 39

    Географический детерминизм

    Данная школа признает ведущим фактором социальных изменений или исходным пунктом социологического анализа географическую среду. Также для этой школы характерны недооценка масштабов исторической деятельности человечества по преобразованию природной среды в культурную и недооценка потенциала изменений, заложенного во внутреннем взаимодействии социальных и духовных факторов. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 40

    Два полюса мнений о значении географической среды

    Лекция IV: Школы одного фактора *географическое направление в общественной мысли отнюдь не совпадало с узким географическим детерминизмом, который был только частью этого направления

  • Слайд 41

    Генри Бокль (1821-1862)

    Развитие человеческого общества в большей мере зависит от действия физических причин (климат, ландшафт, почва и пища). Главные – почва и климат. 2 типа ландшафтов и их влияние на типы деятельности: Европа: рассудочная, логическая, подчинение природы человеку. Южный континент: сильное воображение, человек подчиняется природе. Большие успехи стран Европы в своем развитии, чем государства на остальных континентах. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 42

    Карл Риттер(1779-1859)

    Идея взаимодействия природы и культуры, взаимосвязанности всех элементов, формирующих исторически конкретную географическую область. Земля - единый «организм», делимый на внутренне связанные, целостные регионы. Для правильного определения границ этих регионов необходимо всестороннее описание ландшафта, климата, растительности, животного мира, человека в его историческом взаимодействии с прежними элементами среды и др. В его географии важнейшее место занимал человек и история. Она должна объяснять как человек влияет на обитаемое им пространство и как сам «воспитывается», трудясь либо в благоприятных, либо в суровых условиях. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 43

    География Физическая география Социальная география (Антропогеография) Политическая Историческая Статистическая Экономическая Культурная Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 44

    Фридрих Ратцель (1844-1904)

    Предмет антропогеографии – изучение человеческого рода в той мере, в какой последний в своих жизненных проявлениях определяется географической средой. Государства возникают и функционируют как живые организмы, подверженные естественным процессам роста и упадка и в качестве таковых не могут быть удержаны в строгих границах. Необходимые признаки для возникновения государств: Ареал Пространство Местоположение Выживание наций или культур связано с их способностью к экспансии и улучшению своего географического положения. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 45

    Карл Хаусхофер (1869-1946)

    Глава школы германской геополитики. Из арсенала геополитики были почерпнуты печально известные аргументы о недостаточности «жизненного пространства» и неестественности политических границ Германии для оправдания фашистской агрессии. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 46

    Жан Жак-ЭлизеРеклю (1830-1905)

    Научный интерес: влияние внешней, в основном географической среды, на общество. Подчеркивал двусторонний характер взаимодействия социальной и географической среды. Выступал за реализацию принципов гуманизма и братства народов, свободу личности и идею общественного прогресса как развития и оптимального использования обществом лучших качеств людей. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 47

    Юхан Рудольф Челлен (1864-1922)

    Автор термина «геополитика», трактовал ее как учение о государстве -географическом организме, соединяя понятия географического детерминизма, социального дарвинизма, биолого-органических и расово-антропологических теорий. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 48

    ЭллсуортХантингтон (1876-1947)

    Обоснование существования тесных корреляций между изменениями («пульсациями») климата и прогрессом или упадком цивилизаций. Основные опосредующие связи выглядели при этом так: Климат влияет на здоровье населения Климат влияет на физическую и умственную активность,производительность труда и, следовательно, вызывает колебания деловых и экономических переменных общества Поскольку цивилизация есть функция энергии и производительности нации, то полезные или негативные колебания климата детерминируют рост, упадок и перемещения цивилизаций. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 49

    Поль Видаль де ЛаБлаш (1845-1938)

    Основатель французской школы социогеографии. Центром внимания в его исследованиях стали постепенные исторические изменения, которым подвергается среда в результате сменяющегося образа жизни. Ландшафт для Видаля - не просто продукт естественной последовательности событий, а результат труда человека, создающего новые условия существования для грядущих поколений. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 50

    Проблематика географического направления в общественных науках не исчерпана до сегодняшнего дня. В наши дни в невиданных размерах возросло воздействие человека на природу, все больше выявляется ее значение для человека и неразрывная связь с его деятельностью. Воздействие на окружающую среду может быть успешным лишь тогда, когда оно подчиняется ее законам и учитывает основные связи целого, иначе негативные последствия скажутся на самом человеке как части природы. Преемственность между географической школой и социальной экологией. Лекция IV: Школы одного фактора Теоретические итоги «+»

  • Слайд 51

    Психологическая школа

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 52

    Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Все социальные законы сводятся к «законам индивидуальной человеческой природы» => социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Рождение экспериментальной психологии и ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, независимой как от философии, так и от физиологии, высоко подняли ее научный престиж и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания. Психологизм — характерная черта «второго позитивизма» (махизма, эмпириокритицизма). Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 53

    Переориентация психологии с субъективисткой ориентации и психологии индивида нач. XIX в. (поиск истоков социального поведения исключительно в психике индивида) на психологию групп и социальную психологию в последней трети XIX в (высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, требуется учет сложных социальных факторов). В это же время социологи, не удовлетворенные примитивными биоорганическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации и психологическим механизмам социального поведения. В результате слияния этих двух встречных движений и сложилось то, что мы условно называем психологическим направлением в социологии. Психологическая социология отнюдь не была единым целым и подразделялась на ряд направлений, которые брали за основу разные типы психологии. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 54

    Психологический эволюционизм: Л.Ф.Уорд и Ф.Г.Гиддингс

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 55

    Лестер Франк Уорд (1841-1913)

    Спенсеровский принцип космической эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. Социогения — высшая ступень эволюционной лестницы, синтез всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Социальные институты — результат развития скорее психических, чем витальных сил. Основанием социологии - психология. Первичной социальной силой являются желания (голод и жажда и половые потребности). На основе этих первичных желаний складываются более сложные, интеллектуальные, моральные и эстетические желания, с помощью которых Уорд пытался объяснить поступательное развитие общества, его «улучшение». «Коллективный телезис», носителем которого является государство. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 56

    Франклин Генри Гиддингс (1855-1931)

    Общество — это «психическое явление, обусловленное физическим процессом, а потому социология «должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения». «Первичный и элементарный» субъективный социальный факт - это «сознание рода», т. е. «такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой»; духовное единство разумных существ, делающее возможным их сознательное взаимодействие друг с другом, при сохранении индивидуальности каждого. Продукты «СР»: общественное мнение, культурные традиции, коллективные настроения и социальные ценности. Трактовка классовой структуры общества: «общественные классы» по степени развития у принадлежащих к ним индивидов «сознания рода», т. е. чувства солидарности: «социальный класс»: активная защита существующего общественного строя «несоциальный класс»: узкий индивидуализм и равнодушие к общественным делам «псевдосоциальный класс»: бедняки, стремящиеся жить за счет общества «антисоциальный класс»: инстинктивные или привычные преступники, у которых сознание рода почти исчезло и которые ненавидят общество и его институты Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 57

    Инстинктивизм:У. Мак-Дугалл

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 58

    Уильям Мак-Дугалл (1871-1938)

    Теоретической основой всех социальных наук должна стать «психология инстинкта». Инстинкт – «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по крайней мере испытывая импульс к такому действию». Каждому первичному инстинкту соответствует определенная первичная эмоция. Под каждое общественное явление подводится инстинкт или группа инстинктов. Наибольшее социальное значение придается стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства институтов . Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 59

    «Психология народов»:М.Лацарус, Г.Штейнталь и В.Вундт

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 60

    ГейманШтейнталь (1823-1899)МорицЛацарус (1824-1903)

    Все народы обладают народным духом. Народный дух - психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание; содержание народного духа раскрывается при изучении языка, мифов: морали и культуры в рамках «исторической психологии народов» и «психологической этнологии». Говорили о создании новой науки – «психологии народов». Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 61

    Вильгельм Вундт (1832-1920)

    Реальное содержание зрелого сознания не охватывается физиологической психологией. Высшие психические процессы, и прежде всего мышление, являются результатом исторического развития общества людей и потому должны изучаться особой наукой. Возражал против прямой аналогии индивидуального и народного сознания. Народное сознание - творческий синтез индивидуальных сознаний, в результате которого возникает новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности — языка, мифах и морали. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 62

    Групповая психология и теория подражания: Г.Лебон и Г.Тард

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 63

    Гюстав Лебон (1841-1931)

    Европейское общество вступает в новый период своего развития — в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. «Толпа», или «масса», — это группа людей, собравшаяся в одном месте, воодушевленная общими чувствами и готовая куда угодно следовать за своим лидером. Среди лидеров часто встречаются люди с резко выраженными чертами психических отклонений. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него чувство реальности и тем больше он подвержен влиянию лидера. => резкая критика революционного движения, и особенно социализма. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 64

    Габриэль де Тард (1843-1904)

    Стоит на позиции номинализма: общество – продукт взаимодействия индивидов. Критикует аналогии с биологическим организмом и механизмом, а также эволюционизм. Элементарное социальное отношение - передача или попытка передачи верования или желания. «Общество — это подражание». Всякое нововведение - продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего - творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму «подражания». Тард схематично рисует процесс распространения новшеств путем подражания в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока он не натыкается на встречную волну, исходящую из другого центра. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 65

    Интеракционизм:У.Джеймс и Ч.Х.Кули

    Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 66

    Интеракционизм

    В центре внимания процесс взаимодействия индивидов. Личность выступает субъектом взаимодействия, и понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 67

    Уильям Джеймс (1842-1910)

    Содержание эмпирического «Я» личности как «общий итог того, что человек может назвать своим» включает три элемента: 1) материальное «Я», включающее в себя тело, одежду, семью и собственность; 2) социальное «Я», т. е. признание, которое индивид получает со стороны окружающих; поскольку наше окружение неоднородно, можно сказать, что человек обладает столькими же различными социальными «Я», сколько существует различных групп людей, мнением которых он дорожит; 3) духовное «Я», т. е. совокупность его психических особенностей и склонностей. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 68

    Джеймс Марк Болдуин (1861-1934)

    В своем анализе идет от личности к обществу. С точки зрения психологии социальная организация совпадает с организацией человеческой личности и ее самосознания. Структура личности и ее самосознания не просто отражает организацию общества, но тождественна с ней. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 69

    Чарльз Хортон Кули (1864-1929)

    «Органический подход» (не в смысле биологического органицизма!!!) в признании изначального единства личности и общества. «Органическая точка зрения подчеркивает одновременно единство целого и особую ценность индивида и объясняет одно через другое». Социальное сознание группы и сознание индивида бессмысленно рассматривать по отдельности. «Личность» и «общество» не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодействия, который можно рассматривать либо со стороны личности, ее самосознания, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 70

    Критиковал крайне «номиналистические» и «реалистические» ориентации, равно как инстинктивизм и теорию подражания в объяснении социальных явлений. Признак истинно социального существа – это способность выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Непременное условие развития самосознания - общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. Наше Я формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на окружающих. Сознательное действие всегда действие социальное, т.е. сообразное с теми представлениями о своем Я, которые складываются у других людей. Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 71

    В рамках концепции «зеркального Я» человеческое Я включает: 1. представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2. представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3. вытекающее отсюда специфическое самочувствие вроде гордости или унижения. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Социальное сознание индивида не совпадает с сознанием всего общества, т.к. последнее выходит за пределы внутреннего мира человека. «Единство общественного сознания состоит не в сходстве, а в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей...» Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 72

    Кули принадлежит заслуга в разработке понятия «первичная группа», в которойлежат истоки социальной организации. Первичная группа – это кооперация и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу, небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, отличающихся интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В них индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Они составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух». Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 73

    Обзор учебной литературы:

    Социал-дарвинизм: А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов.-5-е изд.-М.:Книжный дом «Университет»,2001.(Лекция 5) Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.(Глава 4,§ 2,3) История социологии: В 3 кн.:Учебник/Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн.1: История социологии (ХIХ-первая половина ХХв.).-М.:ИНФРА-М,2004. (Самнер, Смолл стр.466) Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009. (Гумплович стр.52; Самнер стр.174, Смолл стр.179) Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд.-СПб.:Питер,2002.(Самнер стр.66; Смолл стр.68). История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.Ответственный редактор - академик ИС РАНГ.В. Осипов.-М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М),2001. (Глава 10,п.1) Географическая школа: Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004. (Глава 4,§ 5) Лекция IV: Школы одного фактора

  • Слайд 74

    Расово-антропологическая школа: А.Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов.-5-е изд.-М.:Книжный дом «Университет»,2001.(Лекция 5_2) Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.(Глава 4,§ 4) Психологическая школа История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.Ответственный редактор - академик ИС РАНГ.В. Осипов.-М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М),2001. (Глава 3) Г.Е. Зборовский. История социологии: Учебник.-М.:Гардарики,2004.(Глава 6) История социологии: В 3 кн.:Учебник/Под ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн.1: История социологии (ХIХ-первая половина ХХв.).-М.:ИНФРА-М,2004. (Лебон и Тард стр.116; Уорд и Гиддингс стр.478) Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009. (Уорд стр.177; Гиддингс стр.180, Мак Дугалл стр.184; Тард и Лебон Глава 3, п.3.2.) Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд.-СПб.:Питер,2002. (Уорд стр.67). Лекция IV: Школы одного фактора

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке