Презентация на тему "Т.«МЕТОДЫАКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»"

Презентация: Т.«МЕТОДЫАКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Т.«МЕТОДЫАКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»" состоит из 31 слайда: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Т.«МЕТОДЫАКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
    Слайд 1

    Т.«МЕТОДЫАКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

    Вопросы 1.Структура методов активизации творческого мышления 2.Коллективные методы и их характеристика

  • Слайд 2

    Актуальность

    Одним из инструментов реализации методов имитационных игр является процедура активизации творческого мышления участников группового взаимодействия в процессе решения задач. В структуре методов получения решений задач эвристические методы занимают важное место наряду с методами анализа и синтеза и основаны на озарении участников процесса и реализации закона синергии систем.

  • Слайд 3

    Структура получения методов новых знаний

    методы Рациональные Эвристические Анализ Синтез Эффект озарения Эффект синергии

  • Слайд 4

    типичные условия применения эвристик

    — дефицит времени для обдумывания ситуации; перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки; —невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем; — просто недостаточность информации для осмысленного вывода; —непроизвольность быстрого решения. Созидание нового представляет собой творческийпроцесс.

  • Слайд 5

    Критерии оценки креативности

    ■ умение увидеть проблему; ■ беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей; ■ гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения; ■ оригинальность, отход от шаблона; ■ способность к перегруппировке идей и связей; ■ способность к абстрагированию или анализу; ■ способность к конкретизации или синтезу; ■ ощущение стройности организации идей.

  • Слайд 6

    Общими мыслительными процессами для творчества

    являются комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами, как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображениеуправляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Первопричиной и основой творческого мышления является работа нашего мозга, уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации.

  • Слайд 7

    Основные методы влияния на творчество

    Эмоциональность— метод объединения левосторонних и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом мозге. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее. Ориентация на чувства обучаемого содействует правомозговой обработке информации. Профессиональная или поведенческая компетентность играет все более важную, роль в карьере менеджера и его работе с людьми. К числу успешных инструментов развития творческих мозговых процессов психологи также относят другие методы взаимодействия полушарий.

  • Слайд 8

    Визуализация — воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение — это правомозговая функция и одновременно метод развития стратеги­ческой компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисун­ки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления. Аналогии — это сравнения из различных дисциплин. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.

  • Слайд 9

    Метафора — этот метод мотивации творчества основан на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще — с водой, текущей по трубам, времени приписываются качества человека — суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление — это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям. Юмор— активно объединяет рациональные процессы левого мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами и содействующий развитию чувства благополучия.

  • Слайд 10

    Эвристические методы

    1. Индивидуальные методыподразделяются на четыре группы: ■ ассоциативные: - методы аналогии и стимулирования случайностью; ■ геометрические:— промежуточной вспомогательной точки;— дробления и восстановления на новой основе;— равноудаленной точки;— разворота;— вращения внимания (матричных структур);— включения (суперпозиции);— асимметрии; ■ динамические: — максимального числа степеней свободы;— непрерывности полезного действия;— проскока;— периодического действия; ■ параметрические:— ослабления условий (релаксации);— замены.

  • Слайд 11

    2. Коллективные методы: ■ мозговой атаки и свернутой мозговой атаки; ■ морфологического анализа; ■ ассоциаций; ■ сценариев; ■ суда; ■ синектики; ■ Гордона; ■ контрольных вопросов; ■ «Метра» интегральный метод; ■ целевых обсуждений (комиссий).

  • Слайд 12

    Метод мозгового штурма (брейншторминг)

    предложил в 1938 г. американский специалист А. Осборн. Метод базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические. Главная функциямозгового штурма — обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками, а успех проведения штурма зависит от соблюдения двух главных принципов:■ группа может производить при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей за счет синергического эффекта;■ если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

  • Слайд 13

    Суть метода: каждому участнику группы предоставляется право высказывать различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости. Чем больше разных предложений, тем лучше. Руководит атакой ведущий. С информацией о характере проблемы участники групповой работы знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки (за этим следит ведущий), а их анализ производится централизованно после завершения процесса высказывания идей на основе записей, производимых секретариатом. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам (критериям),

  • Слайд 14

    Этапы мозгового штурма

    1. подготовка – формирование Ц, подбор участников, решение орг. вопросов. 2. генерирование идей - а) регламент – постановка идей, их анализ, сопоставление списка идей; б) правила – свобода, творчество, фиксация высказываний, время для обдумывания; 3. анализ и оценка идей - а) диагностика; б) классификация; в) оценка реализации; г) выбор оригинальных идей; д) список годных.

  • Слайд 15

    При подготовке к проведению мозгового штурма необходимо

    определить место его проведения («круглый стол»), и участников. Наиболее удачный состав группы — от 4 до 12 человек, при этом для решения проблемы надо приглашать как специалистов, так и неспециалистов: практика показывает, что наиболее ценные идеи чаще всего принадлежат людям, которые не являются специалистами в заданной области, но косвенно связаны с решаемой проблемой. Мозговой штурм «наоборот», или «свернутая мозговая атака», как метод во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом участниками не только разрешается, но и предлагается высказывать критические замечания по сформулированным идеям. Сложности в этом процессе связаны с необходимостью корректного отношения участников друг к другу. Обычно в ходе реализации этого метода участники должны стараться не только найти как можно больше слабых мест в каждой идее, но и предложить пути их устранения. Этот метод используется обычно при дефиците времени, отпущенного на решение проблемы. По сути дела это ускоренная, или «свернутая мозговая атака». Анализ сущности метода мозгового штурма приво­дит к двум противоречивым выводам. С одной стороны, чтобы развивать идею на этапе генерирования, ее необходимо критиковать, а критика правилами проведения штурма запрещена. С другой — чтобы направлять ход решения в одну сторону, необходи­мо им управлять, а суть метода заключается в хаотическом генерировании идей.

  • Слайд 16

    Противоречия мозгового штурма

    Анализ сущности метода мозгового штурма приводит к двум противоречивым выводам. С одной стороны, чтобы развивать идею на этапе генерирования, ее необходимо критиковать, а критика правилами проведения штурма запрещена. С другой — чтобы направлять ход решения в одну сторону, необходимо им управлять, а суть метода заключается в хаотическом генерировании идей.

  • Слайд 17

    Метод синектики

     устраняет отмеченные противоречия, где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом. У. Гордон (автор метода) в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из стихийного в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры. Цель аналогий — сбить привычное представление о хорошо известных вещах, взглянуть по-новому на «наследство из замороженных слов» и способов понимания.

  • Слайд 18

    Факторы реализации метода синектики

    ■ прямая аналогия - рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики; ■ личная аналогия, или эмпатия, предлагает «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состоя­ние и на основе собственных ощущений предложить наиболее оптимальный вариант решения; ■ символическая аналогия — нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта (например, головка молотка, дерево решений, подавить сопротивление и т. п.); ■ фантастическая аналогия предлагает поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд.

  • Слайд 19

    метод синектики: назначение и сущность

    предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче и заключается в следующем. 1. Формируется группа из 5-7 человек, имеющих гибкое мышление, опыт, психологическую совместимость, общительность, подвижность. 2. Вырабатываются навыки совместной групповой работы. 3. Перебираются не только известные подобные решения, но все возможные и невозможные (фантастические) решения. 4. Запрещается обсуждать достоинства и недостатки членов группы. 5. Разрешается каждому прекратить работу в любой момент без объяснений причин. 6. Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

  • Слайд 20

    Этапы метода синектики

    Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа — сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого — сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).

  • Слайд 21

    Последовательность решения проблемы

    1) формулировка проблемы; 2) очищение от очевидных решений — дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм); 3) превращение необычного в привычное — поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений); 4) проблема, как она понята — определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы; 5) наводящие вопросы — председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос.

  • Слайд 22

    Метод Дельфи

    часто используют в тех случаях, когда сбор группы невозможен. В соответствии с процедурой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Процедура заключается в следующем. 1. Членам группы предлагается ответить на целый перечень вопросов, детально сформулированных по рас­сматриваемой проблеме.2. Каждый участник отвечает на вопросы анонимно. 3. Результаты ответов собираются в центре, и по результатам обработки ответов составляется интегральный документ, 4. Каждый член группы получает копию документа. 5. Ознакомление с документом (анализ предложений других участников группы) может изменить мнение некоторых участников группы в отношении возможных вариантов решений.6. Этапы с 3-го по 5-й повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения. Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки решения, и решения принимаются экспертами.

  • Слайд 23

    Метод ассоциаций

    В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия, возникающие при этом ассоциации и метафоры. Например, ассоциации к слову «лед»: стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т. д.), снег (лед — производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает, как и лед). Далее — следующая ассоциация: масло — нож — узкое лезвие! Может быть еще цепочка ассоциаций: стекло — стеклорез (надлом) — опять хрупкость. Еще один вариант: лед — мокрый замерзший снег — тает под солнцем — абсолютно черное тело — вода — водяная подушка. Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры, например, метафоры-загадки (полна горница людей — огурец). Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

  • Слайд 24

    Метод морфологического анализа

    Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Впервые метод был использован для решения технических задач в 1942 г., когда Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме «Аэроджемн инжиниринг корпорейшен».

  • Слайд 25

    Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и факторов. Классифицирование является одним из важнейших элементов творческой деятельности. При использовании данного метода технический объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), т. е. применить морфологические признаки к другим аналогиным изделиям.  

  • Слайд 26

    Метод сценариев

    Сценариями называют гипотетические альтернативные описания того, что может произойти в будущем. Сценарии -обоснованные модели будущего, своеобразный рассказ о том, «что случится, если...». Обычно разрабатывают несколько сценариев:оптимистический, пессимистический и промежуточный. Перед разработкой сценария составляют перечни факторов, влияющих на ход событий и наличных ресурсов.Поиск нестандартных решений вновь возникшей проблемы осуществляется методами генерирования альтернатив. Сравнительная предпочтительность различных альтернатив оценивается методом определения рейтингов или методами формирования оценочных систем, в состав которых входят критерии оценки, шкалы измерения критериев, правила выбора наиболее предпочтительной альтернативы. Этот метод применяется в том случае, когда цель неясна, а есть только исходное состояние системы.События нижнего уровня декомпозиции ранжируются по предпочтительности и вероятности наступления. Наиболее предпочтительный вариант и есть цель системы.

  • Слайд 27

    Метод Гордона

    Метод предполагает, что участники групповой работы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы привычными шаблонами. Ведущий в самых общих словах излагает некоторую концепцию, связанную с рассматриваемой проблемой. Участники высказывают свои идеи для «разгона», затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой и затевалось обсуждение. В результате уже «разогретые» участники начинают высказывать совершенно конкретные предложения и думают, как их реализовать.

  • Слайд 28

    Метод целевых обсуждений

    Суть метода заключается в проведении совещания, направляемого ведущим, с тем чтобы вовлечь всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать совещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Отличие от метода «мозговой атаки» и метода Гордона в том, что участники предварительно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме. Это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что каждый может серьезно подготовиться к обсуждению, неторопливо взвесить все «за» и «против», если надо, применить индивидуальные эвристические методы выработки идей. Плохо потому, что пришедшему к какому-либо решению потом будет трудно отбросить его.

  • Слайд 29

    Метод контрольных вопросов

    Суть метода состоит в том, что генерация вариантов решения как бы «направляется» списками контрольных (наводящих) вопросов, которые составляются разными участниками или экспертами. Это обычно вопросы общего вида: «А если сделать все наоборот?; А если изме­нить постановку задачи?; А если взять другой материал или изменить форму объекта?» Участники обсуждения отвечают на эти вопросы письменно (очень коротко) и передают друг другу по кругу. Таким образом, каждый знакомится с вариантами решения каждого и дает свои соображения на этот счет. При этом решения как бы аккумулируются на одном листе каждого из участников обсуждения. Повторяться при этом не нужно.

  • Слайд 30

    Интегральный метод «Метра»

    метод сочетает в себе отдельные приемы мозгового штурма, синектики, морфологических таблиц и метод аналогий. Аналоговая методика «Метра» состоит из шести фаз. 1. Задача ставится в искомой формулировке, а ведущий призывает участников к свободному обсуждению проблемы ( цель — ознакомить участников с существом проблемы). 2. Происходит «дробление» исходного представления о проблеме в самых различных аспектах: об объекте, предмете, субъекте, связях (проблема «разжевывается»). 3. Пересмотр исходной формулировки проблемы и попытка новой постановки проблемы, (происходит расширение задачи и упрощение ее постановки). 4. Развитие аналогий в новой постановке проблемы, позволяющих разделить ее на ряд подпроблем 5. Свободный поиск аналогий и ассоциаций, как можно более фантастичных и раскрепощенных (фаза «свободного полета»). 6. Возврат к исходной проблеме, а выдвинутые аналогии «переводятся» на язык деловых терминов.

  • Слайд 31

    Метод дерева целей

    Метод разработан на основе системного анализа проблемных ситуаций и предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Дерево целей- создается для анализа проблемной ситуации и наглядного представления результатов такого анализа. Идея разработки дерева целей принадлежит американскому исследователю Черчмену, применившему такой подход к исследованию проблем развития промышленности. В данном случае дерево целей представляет собой связанный граф без циклов, поэтому можно дать следующее определение. Дерево целей — это граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов, которыми являются цели и ресурсы. При построении дерева целей тенденции ожидаемого развития событий определяются экспертными прогнозами. Определение основных факторов, влияющих на развитие ситуации, производится методом разработки сценариев.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке