Презентация на тему "Теоретические основы логопедии"

Презентация: Теоретические основы логопедии
Включить эффекты
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Теоретические основы логопедии", включающую в себя 53 слайда. Скачать файл презентации 0.27 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    53
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Теоретические основы логопедии
    Слайд 1

    Теоретические основы логопедии

  • Слайд 2

    Сектор логопедии Института дефектологии организован в 1948 г. Его созданиюпредшествовала, а в дальнейшем сопутствовала,деятельностьэкспериментального детскогоучреждения, созданного в 1933 г. по инициативе выдающегося советского психолога Л.С. Выготского.

  • Слайд 3

    Логопедия- (от греческих корней: логос (слово), пайдео(воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи») Это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

  • Слайд 4

    Логопедия изучает :

    причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предмет логопедии — нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

  • Слайд 5

    Структура современной логопедии -дошкольная, школьная логопедия илогопедия подростков и взрослых. Цель логопедии - разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания иперевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

  • Слайд 6

    Задачи логопедии:

    Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений; Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи; Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения; Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата);

  • Слайд 7

    Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств; Систематизация речевых расстройств; Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений; Совершенствование методов профилактики речевых расстройств; Разработка вопросов организации логопедической помощи.

  • Слайд 8

    30-х гг. Л.С. Выготский: « теория иерархического строения высших психических функций»

  • Слайд 9

    « теория иерархического строения высших психических функций»

    Суть ее состоит в преемственном характере различных по сложности психических процессов. Применительно к патологии, и в частности к патологии речи, это означает, что нарушения сложных, позднее формирующихся компонентов речи связаны с отклонениями более элементарных ее предпосылок, формирование которых происхо­дит в более раннем возрасте.

  • Слайд 10

    По мнению Л. С. Выготского, в аномальном развитии различаются две группы нарушений:

    первичные - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (детский церебральный паралич (ДЦП), врожденные расщелины нёба, различные поражения коры головного мозга и т. д.); вторичные - нарушения, которые возникают опосредованно в процессе аномального социального развития.

  • Слайд 11

    Наряду с вторичными речевыми нарушениями (дизартрия при ДЦП, ринолалия при врожденных расщелинах нёба, механическая дислалия при нарушениях строения артикуляционного аппарата, алалия при поражениях речевых зон коры больших полушарий головного мозга и т.д.), можно выделить вторичные неречевые нарушения (задержка психомоторного развития при ДЦП, задержка психического развития (ЗПР) при поражениях речевых зон коры головного мозга и т. д.).

  • Слайд 12

    Принцип (от лат. principium - начало, основа) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеждения человека. принцип развития; принцип системного подхода; принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

  • Слайд 13

    Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

  • Слайд 14

    Принцип системности - подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики.

  • Слайд 15

    Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение - взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи.

  • Слайд 16

    Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

  • Слайд 17

    Этиология речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи.

    1. Классификация причин речевых нарушений предложенная М. Е. Хватцевым. 2. Критические периоды в развитии речевой функции. 3. Анатомо-физиологические механизмы речи. 4. Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования.

  • Слайд 18

    профессор МихаилаЕфимовичаХватцева28.12.1883 — 11.01.1977

  • Слайд 19

    М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. также выделил: органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические, психоневрологические причины.

  • Слайд 20

    Причина нарушения речи - воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

  • Слайд 21

    три критических периода в развитии речевой функции:

    1—2 года жизни; 3 года; 6—7 лет.

  • Слайд 22

    Речевой аппарат состоит из

    двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

  • Слайд 23

    центральный речевой аппарат

    состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

  • Слайд 24

    главенствующее значение в образовании речи.

    Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вёрнике). Теменная доля коры мозга имеет значение для понимания речи. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

  • Слайд 25

    Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами.

    Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий- нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

  • Слайд 26

    Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

    1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего).

  • Слайд 27

    В дыхательный отделвходит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отделсостоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Артикуляционный отдел: язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. Надставная труба — это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость. У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

  • Слайд 28

    Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуля­ционного аппарата.

  • Слайд 29

    Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

    Гласные - [а], [э], [и], [ы], [о], [у]; согласные - все остальные.

  • Слайд 30

    Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

    носовые - [м], [м'], [н], [н ]; ротовые - все остальные

  • Слайд 31

    Классификация звуков по работе голосовых складок:

  • Слайд 32

    гласные [а], [э], [и], [ы], [о], [у]; сонорные [j], [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']; звонкие [в], [в'], [з], [з'], [ж], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г']; глухие [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [х], [х'], [ч], [щ]

  • Слайд 33

    Классификация согласных звуков по способу образования:

  • Слайд 34

    смычно-взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г']; смычно-проходные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л']; щелевые (фрикативные) [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х']; смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч]; дрожащие (вибранты) [р], [p']

  • Слайд 35

    Классификация согласных звуков по месту образования:

  • Слайд 36

    Губно-губные [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'];губно-зубные [ф], [ф'], [в], [в']; переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху - [т], [д], [н], [л], [л'], [р], [p'], [ j], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу - [т'], [д'], [н'], [с], [с'], [з], [з'], [ц]; среднеязычные [j]; заднеязычные [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']

  • Слайд 37

    Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

  • Слайд 38

    мягкие [j], [щ], [ч], [т'], [д'], [н'],[б'], [в'], [г'], [с'], [р'] и др.; твердые [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др

  • Слайд 39

    Классификация гласных звуков по степени подъема языка в ротовой полости:

    верхний подъем - [и], [ы], [у]; средний подъем - [э], [о]; нижний подъем - [а] При произнесении гласных нижняя челюсть опускается по-разному, язык меняет свое положение и поэтому меняется форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем).

  • Слайд 40

    Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

    гласные переднего ряда - [и], [э]; гласные среднего ряда - [ы], [а]; гласные заднего ряда - [у], [о]

  • Слайд 41

    Классификация гласных звуков с учетом лабиализации (работы губ) :

    лабиализованные- [о], [у], нелабиализованные - [и], [э],[ы], [а]

  • Слайд 42

    Классификация нарушений речи.

    1). Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико- педагогической классификации. 2). Психолого-педагогическая классификация.

  • Слайд 43

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

    IНарушение средств общения 1.ФФН 2.ОНР IIНарушение в применении средств общения Заикание КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

  • Слайд 44

    Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произ­носительной стороны речи; 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

  • Слайд 45

    Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

    а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации.

  • Слайд 46

    Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

  • Слайд 47

    6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроиз­ношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата.

  • Слайд 48

    Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

  • Слайд 49

    Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

  • Слайд 50

    Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Первая группа — нарушение средств общения Фонеткко-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

  • Слайд 51

    Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

  • Слайд 52

    ДИСЛАЛИЯ

    Дислалия– нарушениезвукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. от греч. dis— расстройство и lalia— речь

  • Слайд 53

    ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ДИСЛАЛИИ

    К простым(мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. К сложным(полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке