Презентация на тему "Война в русской литературе"

Презентация: Война в русской литературе
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Война в русской литературе"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 44 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 10-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Война в русской литературе
    Слайд 1

    Воина в русской литературе

    Вопросы, заданные человечеству войной сочинения

  • Слайд 2

    война Л.Н.Толстой «Война и мир» С.Есенин «Анна Снегина» И.Бабель «Конармия» М.Шолохов «Судьба человека» В.Быков «Сотников» Э.-М.Ремарк «На западном фронте без перемен»» Б.Васильев «А зори здесь тихие»» М.Шолохов «Донские рассказы»

  • Слайд 3

    «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» Л.Н.Толстой

  • Слайд 4

    Аустерлицкое сражение Эта война навязана, цели ее чужды . Русская армия находиться вдали от Родины, на территории противника. Солдатам и офицерам неясно, зачем они пришли в чужую страну, за что они должны сражаться. Бой около деревни Шенграбен Русские солдаты и офицеры, понимая, что от этого сражения будет зависеть, останутся ли они свободными или попадут в плен, проявляют мужество и героизм. Подразделение офицера Тимохина не только выдержало натиск превосходящего в силе противника, но и нанесло ему неожиданный удар, что спасло другие воинские части. Скромный и мужественный капитан Тушин. Его батарея, находившаяся в центре позиций, во время боя оказалась без прикрытия. Верный воинскому долгу, Тушин, несмотря на опасность, не ушел с поля битвы, а продолжал стрелять по врагам. Командование забыло про его батарею, и он вынужден был сам принимать решения.

  • Слайд 5

    Накануне Бородинской битвы князь Андрей говорил: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть… У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения…» 1805-1807 1812

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Гроза двенадцатого годаНастала - кто тут нам помог?Остервенение народа,Барклай, зима, иль русский Бог?А.С.Пушкин

  • Слайд 8

    «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Она враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». князь Андрей Успех завтрашнего дня зависит не от «распоряжения штабов», а от непосредственных участников битвы, от нравственного состояния войска, «от того чувства, которое есть во мне, в нем,(он указал на Тимохина) — в каждом солдате».

  • Слайд 9

    Война 1812 Кутузов Багратион Капитаны Тушин и Тимохин Петя Ростов Денис Давыдов Пьер Безухов Андрей Болконский Наташа Ростова Для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном – о спасении родины от иноземного порабощения.

  • Слайд 10

    «Я старался писать историю народа»; «В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года». Купец Феропонтов (сжигает свой постоялый двор» Мужики Карп и Влас ( сжигают сено) Тихон Щербатый с топором в руках брал французов. «… Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

  • Слайд 11

    «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому?»- протест нравственного чувства против пролития человеческой крови. Картины Бородинского сражения заканчиваются картинами массового уничтожения людей «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» —думал Пьер «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... опомнитесь. Что вы делаете?». И русским, и французам «начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга».

  • Слайд 12

    Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен» 1929г. Их вырвали из привычной жизни... Их швырнули в кровавую грязь войны... Когда-то они были юношами, учившимися жить и мыслить. Теперь они — пушечное мясо. Солдаты. И учатся они — выживать и не думать. Тысячи и тысячи навеки лягут на полях Первой мировой. Тысячи и тысячи вернувшихся еще пожалеют, что не легли вместе с убитыми. Но пока что — на Западном фронте все еще без перемен...

  • Слайд 13

    «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью, это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Э.М.Ремарк. **************************************************** Это – история убийства на войне семи одноклассников, отравленных шовинистической пропагандой в школах кайзеровской Германии и прошедших подлинную школу на холмах Шампани, у фортов Вердена, в сырых окопах на Сомме. Здесь оказались уничтоженными понятия о добре и зле, обесцененными нравственные принципы. За один день мальчики превратились в солдат, чтобы вскоре быть бессмысленно убитыми. Они постепенно осознали свое ужасающее одиночество, свою старость и обреченность: «из клетки войны выход один – быть убитым».

  • Слайд 14

    Пауль Боймер. Тьяден– слесарь, он мочится под себя, очень страдает от своего недуга; ХайеВестхус – рабочий, торфяник; Детеринг– крестьянин, часто вспоминающий жену; Альберт Кропп, самая светлая голова, ефрейтор, - философ; Канторек– классный наставник Химмельштос– почтальон; Иозеф Бем– бывший школьник, который единственный из всего класса не хотел идти на войну. Он погиб первым. Катчинский– сапожник. 2 группы героев Персонажи, в основном не вовлеченные в действие, второстепенные, но они играют важную роль в осознании Паулем Боймероми самим автором чудовищной несправедливости войны. Именно эти герои расставят главные акценты в мировоззрении солдата Пауля Боймера в защиту товарищества, любви, тех ценностей, которые, казалось бы, исчезли из довоенной жизни и к которым так долго шел девятнадцатилетний солдат. Это циники, наблюдающие в тылу, как сражается солдат.

  • Слайд 15

    «нисхождение в страну смерти» Упоминание о гражданской профессии нынешних солдат . Товарный состав везет слепых лошадей с фронта. Вывороченные белки животных сплошь в синеватых и багровых жилках. «Лошади стоят неподвижно, вытянув шеи, и только в дрожащих ноздрях теплится жизнь». «Однажды, перед нашим окопом все утро резвились две бабочки. Это капустницы, - на их желтых крылышках сидят красные точечки. И как их только сюда занесло, - ни цветов, ни других растений здесь нигде не увидишь! Бабочки отдыхают на зубах черепа» Детство Мирная жизнь Акцент на их трагедию, знак разделения мира

  • Слайд 16

    дорога каждого из героев романа «Поговаривают о наступлении. Нас отправляют на фронт на два дня раньше обычного. По пути мы проезжаем мимо разбитой снарядами школы. Вдоль ее фасада высокой двойной стеной сложены новенькие светлые неполированные гробы. Они еще пахнут смолой, сосновым деревом и лесом.»

  • Слайд 17

    В романе «На Западном фронте без перемен» события происходят во время Первой мировой войны, когда разрушен мир как главная ценность, отсюда и в мире, и в душах людей смятение, недоумение. Герои воюют на чужой земле, участвуя в захватнической войне; они не имеют портретных характеристик, так как солдаты все в одних шинелях, все на одно лицо, они обесчеловечены; движение происходит по кругу, в пределах линии фронта, по определенному маршруту: школа – фронт – наступление – гроб. Герои не могут выбраться из этого замкнутого круга; ранение солдат происходит через обезноживание, в дальнейшем их ждет смерть; время в романе движется необычно: год как день, а не наоборот, так как всё однообразно и страшно вокруг. Вернувшись из отпуска на фронт, Пауль Боймер многое переосмысляет, но роман заканчивается смертью героя, так как нет возвращения в разрушенный войной мир.

  • Слайд 18

    бабочка на фронте, сидящая на костях черепа и дома у главного героя под стеклом в виде довоенной коллекции. Надежда на преображение духовного мира людей символ позитивных изменений души

  • Слайд 19

    Рассказ из сборника М.А. Шолохова «Донские рассказы» И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М.А.Волошин

  • Слайд 20

    сборник «Донские рассказы» посвящен изображению гражданской войны на Дону, молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя

  • Слайд 21

    Николай Кошевой командир эскадрона, 18 лет «…пацаненок, нуга зеленая…» сумел почти без урона ликвидировать две банды полгода водит эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира! А тут банда… «Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все… В город бы уехать… Учиться б…» - но отказать в помощи он не может. Атаман банды «Семь лет не видал родных земель. Плен германский, потом в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и – банда» Неспокойно душе атамана: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить никаким самогоном».

  • Слайд 22

    Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...

    Бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги, дрожавшие мелким ознобом, оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка. Ногой упираясь в хрустящее колено, снял один сапог быстро и ловко. Под другим, видно, чулок закатился: не скидается. Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо Молодое безусое лицо, злобой перекошенное, и сузившиеся от ветра глаза. Лошадь, проскакав саженей восемь, упала, а Николка бурку сбросил, стреляя, перебегал к атаману ближе, ближе... К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот...

  • Слайд 23

    Михаил Шолохов «Судьба человека»,1956

    Участник Гражданской войны, автор сб. рассказов «Донские рассказы», романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Во время Великой Отечественной войны военный корреспондент «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. В 1965 году Шолохову М.А. присуждается Нобелевская премия за роман "Тихий Дон". 1905-1984

  • Слайд 24

    Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

    счастье в довоенной жизни «Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке» Счастье Андрея Соколова

  • Слайд 25

    Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

    Каковы его поступки? Красив ли человек душой? Каковы возможности человеческого духа?

  • Слайд 26

    Типы человеческого поведения

  • Слайд 27

    Андрей Соколов – главный герой рассказа, 1900 года рождения (худ.деталь)

  • Слайд 28

    «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

  • Слайд 29

    Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

    Каковы его поступки? Жизненное кредо Соколова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» Красив ли человек душой? Каковы возможности человеческого духа?

  • Слайд 30

    Василь Быков в Румынии, 1944 Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше. «Долгая дорога домой» Воевал В.Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Демобилизовался лишь в 1955 году.

  • Слайд 31

    Журавлиный крик (1959) Третья ракета (1962) Фронтовая страница (1960) Альпийская баллада (1963) Западня (1962) Мёртвым не больно (1965) Круглянский мост (1968) Сотников (1970) Обелиск (1971) Дожить до рассвета (1972) Волчья стая (1974) Его батальон (1975) Пойти и не вернуться (1978) Знак беды (1982) Карьер (1986) Облава (1986) В тумане (1987) Блиндаж (1987/2007) Стужа (1991) Полюби меня, солдатик (1996) Афганец (Час шакалов) (1998) Волчья яма (1999) Болото (2001) Долгая дорога домой (2002) Творчество писателя

  • Слайд 32

    «Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой ценой далось это избавление». В вековом споре меча и духа сила всегда принадлежала мечу. Однако окончательная победа была всё же на стороне духа»

  • Слайд 33

    В.Быков «Сотников»,1970г.

    «Сотников» ситуация выбора Это нравственный выбор перед собственной совестью, так как зачастую рядом с человеком нет свидетелей ни его героизма, ни его предательства. Человек черпает духовные ресурсы только из того нравственного багажа, который накоплен всей его предшествующей жизнью, его поведение, его выбор зависят исключительно от уровня развития его личности. "Война – это повод поговорить о хорошем и плохом человеке ." В. Быков

  • Слайд 34

    Сравнительная характеристика образов Сотникова и Рыбака

  • Слайд 35

    РЫБАК Сильный, по-житейски умный, смекалистый. Ловкий, может принимать стандартные решения, где может выручить инстинкт и житейский здравый смысл. Чувство благодарности, сострадания, готовности помочь(эпизод со старостой Петром). Как партизан более выносливый, умелый НО Не любил «особых заданий», потому что человек остается один на один с собой, без поддержки извне. С детства заложено однобоко практическое отношение к жизни, в ситуации выбора между жизнью и смертью люди типа Рыбака всегда ищут лишь возможность личного спасения, спасения любой ценой, просто не имея способности оценить последствия этого решения для себя и других

  • Слайд 36

    РЫБАК главное – выжить потом можно все изменить, уйти к своим, вернуться к прежней жизни умелого партизана, где уже не будет необходимости выбора, предав, нельзя остаться прежним: этот шаг навсегда определяет последующую жизнь. Рыбак понимает, что спасение, купленное ценой предательства, теряет смысл, поэтому пытается лишить себя жизни, однако ему не дана была смерть, в некоторой степени очищающая от совершенного предательства. НО

  • Слайд 37

    Сотников Не склонен к нравственному компромиссу Сумел сохранить веру в победу над врагом. Берет всю вину на себя : «Я – партизан, остальные тут ни причем». Сохранил человека в себе Отвечает за свои поступки и не пытается оправдать себя в собственных глазах В. Быков утвердил простую формулу: «Человек всегда должен оставаться человеком... Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».

  • Слайд 38

    «У войны не женское лицо». Б.Васильев«А зори здесь тихие»,1969г.

    война слава честь совесть Я только раз видала рукопашный, Раз - наяву. И сотни раз - во сне... Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина , 1943 ПОБЕДА Особая трагичность войны в том, что женщина , призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает.

  • Слайд 39

    Лиза Бричкина Соня Гуревич Женя Комелькова Рита Осянина Галя Четвертак Старшина Федор Васков Из-за войны не сложилась личная жизнь Долг перед мужем В оккупированном Минске семья Крушение надежд Немцы расстреляли семью

  • Слайд 40

    слова Васкова: "Ведь женщина - мать, в которой самой природой ненависть к убийству заложена"

    Лиза Бричкина. Не послушав предостережений Васкова, первой погибает на болоте Соня Гуревич. Опрометчиво бросается за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира Галя Четвертак. В панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества, схватившись в жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли

  • Слайд 41

    Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро

  • Слайд 42

    Л.Толстой.«Война и мир» «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» Л.Н.Толстой. С.Есенин.«АннаСнегина» Воина как преступление против жизни Э.М.Рекмарк. «На западном фронте без перемен» Война – это невозможность доблестно послужить своей родине, а самая обычная бойня, в которой нет ничего героического и человечного. И.Бабель «Конармия» Война – это убийство человека в человеке, обесценивание человеческой жизни

  • Слайд 43

    М. Шолохов «Родинка» Война – это утрата человеческих ценностей, раскол семьи М. Шолохов «Судьба человека» Война-это испытание человека на человечность, нравственная сила человека противопоставлена настоящему В.Быков «Сотников» Война компромисс Б.Васильев «А зори здесь тихие» Война и женщина не совместимы

  • Слайд 44

    …Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело. И.С. Грачева

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке