Презентация на тему "Все другие науки, более необходимы, нежели она, но лучше нет ни однойАристотель"

Презентация: Все другие науки, более необходимы, нежели она, но лучше нет ни однойАристотель
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Все другие науки, более необходимы, нежели она, но лучше нет ни однойАристотель". Презентация состоит из 39 слайдов. Материал добавлен в 2020 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.55 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Все другие науки, более необходимы, нежели она, но лучше нет ни однойАристотель
    Слайд 1

    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук Тема: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Лекция № 1 для студентов I курса, обучающихся по специальности 30.05.03 – медицинская кибернетика кандидат философских наук, доцент КОМОВА Надежда Викторовна г. Красноярск 2017 1

  • Слайд 2

    Все другие науки, более необходимы, нежели она, но лучше нет ни однойАристотель

    2

  • Слайд 3

    Философия есть современная ей эпоха, отраженная в мысли.Гегель

    3 Философия образует центр всей духовной культуры, всех наук и всякой истины Гегель Смело смотреть в глаза истине, верить в силу духа – вот первое условие философии Гегель

  • Слайд 4

    Для того, чтобы судить о философии, надо жить ею, и тот, кто не может жить философским предметом, обязан воздерживаться и от суждений и о самой философии и о ее предмете.Ильин И.А.

    4

  • Слайд 5

    5 ПЛАН ЛЕКЦИИ Философия как форма общественного сознания и особый тип знания. Философия и частные науки, их взаимосвязь. Основной вопрос философии. Метод философского познания. Диалектика и метафизика. Функции философии. Место и роль философии в медицине.

  • Слайд 6

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

    6 философия мировоззрение основной вопрос философии метод философского познания диалектика метафизика материализм идеализм агностицизм

  • Слайд 7

    ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ОСОБЫЙ ТИП ЗНАНИЯ

    7

  • Слайд 8

    8 Мировоззрение как форма социального самосознания и способ духовно-практического освоения мира. Значение научно обоснованного мировоззрения в жизни общества. Философия как мировоззренческая теория.

  • Слайд 9

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

    9

  • Слайд 10

    ФИЛОСОФИЯ– любовь к мудрости, любомудрие (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте.Своей классической формы она достигла в Древней Греции.

    10

  • Слайд 11

    Ф И Л О С О Ф И Я

    11 Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор

  • Слайд 12

    12 В качестве особой науки ее впервые выделил древнегреческий мыслитель Платон

  • Слайд 13

    Разделы философии

    13 онтология – учение о бытии и его сущности; гносеология – учение о познании; логика – учение о мышлении, его законах и формах; этика – учение о морали; эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве; социальная философия – учение о человеческом обществе; история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

  • Слайд 14

    Философия и частные науки, их взаимосвязь

    14 Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии. Энгельс Предмет частных наук — отдельные стороны действительности, предмет философии — всеобщее — мир и человек в их единстве. Философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук.

  • Слайд 15

    15 Являясь духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи (Гегель), философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, вставшие перед человечеством на пороге XXI века: сущность и перспективы научно-технического прогресса, формы организации социальной жизни и международного сотрудничества, экологические, демографические и другие глобальные проблемы современности.

  • Слайд 16

    ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

    16 Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи; он имеет две стороны: что первично: дух или природа, материя или сознание ? познаваем ли мир?

  • Слайд 17

    17 МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ – основные противоположные направления в философии. На вопрос: познаваем ли мир? – громадное большинство философов отвечает утвердительно. Философы, отрицающие возможность познания мира, называются агностики.

  • Слайд 18

    МЕТОД ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА

    18

  • Слайд 19

    В истории философии сформировались два противоположных метода – диалектика и метафизика

    19

  • Слайд 20

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД

    20 1.Рассматривает все вещи и явления мира в их взаимной связи и опосредованности. 1. Рассматривает вещи и явления в их изолированности, оторванности друг от друга.

  • Слайд 21

    21 2. Подходит к изучению объектов как находящихся в постоянном движении (изменении) и развитии. Считает движение и развитие атрибутом (неотъемлемым свойством) их носителей. 2. Рассматривает предметы и явления как застывшие, неизменные. Фиксируя изменение как факт, не признает его неотъемлемым свойством самой материи.

  • Слайд 22

    22 3. Считает, что источник движения, развития – в самих развивающихся явлениях, в их внутренней противоречивости. Поэтому нацеливает познание на поиск внутренней противоречивости объектов как на постижение их сущности. 3. Не признавая внутренней противоречивости предметов и явлений, не постигает внутреннего источника и самодвижения. Источник движения всегда усматривает во внешних воздействиях, поэтому остается на уровне фиксации внешних явлений без постижения их сущности.

  • Слайд 23

    23 4. Рассматривает развитие как сложный многоступенчатый процесс, где периоды непрерывных количественных изменений прерываются скачкообразными изменениями качества. Нацеливает на постижение меры явлений, указывающей границы их качественной определенности. 4. Признает только непрерывность количественных изменений; не признает скачкообразного изменения качества. Поэтому не постигает законы самоперехода одних качественных состояний в другие.

  • Слайд 24

    24 5. Признавая цикличность изменения вещей и явлений (возникновение, развитие, исчезновение),вместе с тем признает восходящее развитие – по линии усложнения, совершенствования, прогресса, осуществляющееся по спирали, где каждый новый цикл, свершая как бы возврат к исходному пункту, происходит на качественно новой основе. 5. Не признавая внутренней противоречивости и скачкообразного изменения качеств, изображает действительность как движение по замкнутому кругу. Не способен осмыслить развитие, как прогрессивное движение.

  • Слайд 25

    Яркую характеристику противоположности диалектического и метафизического методов дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»:

    25 Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными непосредственными противоположностями, речь его состоит из «да-да, нет-нет, – что сверх того, то от лукавого».

  • Слайд 26

    ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

    26 Философия как особая форма общественного сознания формирует и особый тип знания. Формируемые философией знания носят мировоззренческий характер. Разрабатывая всеобщие, обосновывая частные и общенаучные методы познания, философия выполняет методологическую функцию. Дифференциация научных знаний, вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук, привела к их обособлению. Философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Выполняя таким образом интегрирующую функцию. Аксиологическая функция философии выражается в ее ориентации на определенные ценности (греч. ахiа — ценность). Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критической функции.

  • Слайд 27

    ФИЛОСОФИЯ в целом определяется как наука об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления

    27 Диалектическая философия является теорией и методом познания и преобразования действительности по собственной логике объективных законов развития. Как наука об общих законах развития философия является неотъемлемым компонентом целостной системы научного познания. Философия органически связана со всеми науками о природе, обществе в процессе формирования научной картины мира.

  • Слайд 28

    Медицина находится на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, занимает особое место в жизни человечества.Важной предпосылкой развития медицинских наук является высокий уровень теоретического мышления.

    28 МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В МЕДИЦИНЕ

  • Слайд 29

    Взаимодействие философии и медицины обнаруживается в совершенствовании логического аппарата, который развивается вместе с прогрессом естественных и медико-биологических наук и формируется диалектическим мышлением.Диалектика – основной метод интеграции, обеспечивающий целостность и эффективность процесса научного познания в медицине.

    29

  • Слайд 30

    Союз философии и медицинских наук – одна из важнейших методологических форм интеграции научных знаний в системе врачебной теоретической и практической деятельности.

    30

  • Слайд 31

    Философские принципы теоретической медицины:

    31 1. Принцип эволюционизма, развития живых систем помогает рассматривать качественное изменение структур в диапазоне приспособительных возможностей живых систем, позволяет избежать догматизма в анализе болезни, в оценке противоречивых явлений и процессов патогенеза, важность такого подхода в медицине состоит в том, что человек как живая система входит в определенные отношения с другими формами жизни. 2.Принцип целостности понимание природы болезни как процесса, охватывающего все системы и уровни организма, анализ патологических явлений с точки зрения противоречивого характера локализации болезненных процессов, который не может быть понят без учета общих реакций организма.

  • Слайд 32

    32 3. Принцип структурности позволяетизбежать противопоставления функциональных и морфологических нарушений в патологии, которые всегда выступают в диалектическом единстве. 4. Принцип динамизма самодвижения, саморегуляции и саморазвития живых организмов, не только патологический процесс, но и норма не существует без внутренних противоречий, единства и борьбы устойчивости и изменчивости. 5. Принцип реактивности выражает соотношение раздражителя и реагирующей системы. 6. Принцип причинности признание причинной обусловленности всех фаз и стадий патологического процесса, внешнее воздействие специфично преломляется через внутренние особенности реагирующей системы - в этом состоит главная сущность причинной детерминации живого.

  • Слайд 33

    Предметом современной медицины является исследование:

    33 причин возникновения (этиология) и закономерностей развития болезней (патогенез), методов их распознавания (диагностика) и лечения (клиническая медицина), методов предупреждения заболеваний (профилактическая медицина), форм организации медицинской помощи населению (теория организации здравоохранения).

  • Слайд 34

    34 Социальные функции медицины имеют существенное значение при разработке принципов научной организации всех сторон жизни общества. Важной тенденцией последнего десятилетия следует признать все большую экологизацию мышления медиков и связанное с этим проникновение в медицину эволюционно-экологических идей.

  • Слайд 35

    ПРЕДМЕТОМ ФИЛОСОФИИявляется всеобщее – свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи, движение и покой, диалектическое отрицание и противоречие – эти и другие свойства, связи, состояния относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, мышлению.

    35

  • Слайд 36

    Философия как особого рода мировоззрение в равной мере есть концепция мира и концепция человека, знание о том и другом и особый способ обобщения этого знания, имеющий значение социальной, моральной, теоретической ориентации в мире вне нас и в нашем собственном мире, выражение осмысленного отношения к действительности и теоретического обоснования этого отношения, что проявляется в человеческих решениях, поведении, духовном самоопределении.

    36

  • Слайд 37

    Литература

    37 Философия: учеб. для бакалавров А. Г. Спиркин М. : Юрайт, 2012. Дополнительная 1. Актуальные проблемы философии науки : учеб. пособие./М. И. Терехина, Г. П. Трофимова, М. Х. Хаджаров [и др.] М. : Флинта , 2015. 2. История и философия науки: учеб. пособие. Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев М. : Проспект , 2016. 3. История и философия науки: учеб. пособие. Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. ЩуровМ. : Флинта , 2016. 4. История философии: учеб. для академ. бакалавриата. / А. Г. СпиркинМ. : Юрайт, 2017. 5. Философия: учебник. ред. В. Г. Губин, Т. Ю. СидоринаМ. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. 6. Философия: учеб. для вузов. Б. В. Марков СПб. : Питер, 2017. 7. Философия: учебник. Л. Е. Балашов М. : Дашков и К, 2017. 8. Философия для медицинских вузов (естественно-научный и социально-гуманитарный диалог): учеб. пособие. /Ю. М. Хрусталев, Н. В. Кишкин Ростов н/Д : Феникс, 2016. 9. Философия науки: учеб. пособие. А. А. Ивин, И. П. Никитина М. : Проспект, 2016.

  • Слайд 38

    Электронные ресурсы: ЭБС КрасГМУ "Colibris"; ЭБС Консультант студента; ЭБС iBooks; ЭНБ eLibrary 1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BERDYAEV_Nikolay_Aleksandrovich/_Berdyaev_N.A..html 2. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство кесаря. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BERDYAEV_Nikolay_Aleksandrovich/_Berdyaev_N.A..html 3. Философско-литературный журнал Логос. http://www.ruthenia.ru/logos/number/arc.htm 4. Библиотека книги по философии. http://litrus.net/genre/view/44 5. Видео лекция: Славянофилы и западники. Читает А.П. Козырев, к. филос. н., доцент. Заместитель декана философского факультета МГУ. http://postnauka.ru/video/34946 38

  • Слайд 39

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

    39

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке