Презентация на тему "Бессоюзное сложное предложение"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, посвященная бессоюзному сложному предложению. Благодаря данной работе учащиеся смогут на наглядном примере увидеть схемы таких предложений, оценить синтаксическую связь и попрактиковаться, выполняя задания.

Краткое содержание

  • Изучаем сложные бессоюзные предложения
  • Наглядные схемы
  • Синтаксическая связь
  • Практическое задание
  • Проверочный тест

Содержание

  • Слайд 1

     

    Бессоюзное сложное предложение (Электронное приложение к циклу уроков)

    Учитель Лебедева Евгения Игоревна,

    МОУ Новлянская основная общеобразовательная школа

  • Слайд 2

     

    1)Кто помогает людям у того свои желания сбываются.

    2) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

    3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.

    4) Берег где остановилась машина был низкий и илистый.

    5) Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит.

    6) Ты уверен что все будет в порядке?

    7) Я знаю чем ты увлечен.

    ЗАДАНИЕ: выписать СПП, расставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений.

  • Слайд 3

     

    Травка зеленеет,

    Солнышко блестит,

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит.

    (А.Плещеев)

    • Бессоюзное сложное предложение
    • Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.

  • Слайд 4

     

    смысловые отношения между частями:

    - последовательность;

    - перечисление;

    - одновременность.

    Запятая в бессоюзном сложном предложении

    ( можно поставить союз И)

    [], [] и последовательность

  • Слайд 5

     

    Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.

    Точка с запятой

    [ , , ]; [] последовательность /и /

  • Слайд 6

     

    • Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложения.
    • Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами.
    • Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами.

  • Слайд 7

     

    Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

    Двоеточие в бессоюзном

    сложном предложении

    []:[] / потому что / причина

  • Слайд 8

     

    Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.

    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

    []:[] / а именно / пояснение

  • Слайд 9

     

    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

    Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.

    []:[] / что, как / дополнение

  • Слайд 10

     

    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

    Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.

    []:[] / и увидел, и услышал, и почувствовал / дополнение

  • Слайд 11

     

    Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

    1.Никогда не отказывайтесь от малого в работе из малого строится великое.

    2.Темные ели о чём-то шепчутся между собой на пригорке расправив кроны стоят могуче дубы и кивают нам свысока.

  • Слайд 12

     

    Тире в бессоюзном сложном предложении

    Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.

    []─[] противопоставление /а /

  • Слайд 13

     

    Тире в бессоюзном сложном предложении

    []─[]

    Подули осенние ветры – конец лету.

    / когда, если / время / условие

  • Слайд 14

     

    Тире в бессоюзном сложном предложении

    []─[]

    Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.

    / так что /

    вывод

  • Слайд 15

     

    1) В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.

    3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.

    4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

    Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.

  • Слайд 16

     

    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

    Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.

    1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

    2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  • Слайд 17

     

    • Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

    Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.

    1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

    2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

    3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.

    4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  • Слайд 18

     

    Тест

  • Слайд 19

     

    Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)

    Без росы и трава не растёт.

    2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

    3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

    4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

  • Слайд 20

     

    В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

    Любишь кататься – люби и саночки возить.

    2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

    3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

    4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

  • Слайд 21

     

    Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

    • Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

    1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

    3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.

    4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

  • Слайд 22

     

    Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

    • Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.

    1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

    2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.

    3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

    4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд