Презентация на тему "Чередование гласных Е - И, А - О в корне слова"

Презентация: Чередование гласных Е - И, А - О в корне слова
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Чередование гласных Е - И, А - О в корне слова" по русскому языку, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 0.69 Мб. Средняя оценка: 4.4 балла из 5. Для учеников 3-6 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Чередование гласных Е - И, А - О в корне слова
    Слайд 1

    Чередование гласных Е//И,А//О в корне слова

  • Слайд 2

    Чередование гласных А//Ов зависимости от

    Последующих букв -лаг-//-лож; -раст-//-ращ-//рос; -кас-//-кос-; -скак-//-скач-//-скоч Ударения -гор-//-гар; -зор//-зар-; -плав-//-плов-; -твар-//-твор- Лексического значения _-мак-//-мок-; -равн-//-ровн-

  • Слайд 3

    -лаг-//-лож-

    Передг – а; Передж – о. Например: располагать расположить

  • Слайд 4

    -рос-//-раст-//-ращ-

    Перед ст – а; Перед щ – а; Передс – о. Исключения: росток, Ростислав, отрасль, ростовщик, Ростов

  • Слайд 5

    -кос-//-кас-

    Перед суффиксом -а- – а, перед -н- – о. Например: коснуться, касаться

  • Слайд 6

    -скак-//-скач-//-скоч-

    Перед к – а; Перед ч – о. Исключение: скачок, скачу

  • Слайд 7

    -гор-//-гар-

    Под ударением – а; без ударения – о. Исключение: утварь -клан-//-клон- -твар-//-твор- Под ударением – о, а; без ударения – о. Под ударением – о, а; без ударения – о.

  • Слайд 8

    -зор-//-зар-

    Под ударением о-а, без ударения – а. Например: зарево, зори, заря. Исключение: зоревать

  • Слайд 9

    -плав-//-плов-

    Всегда – а. Исключение: пловец, пловчиха, плывун

  • Слайд 10

    -мак-//-мок-; -равн-//-ровн-

  • Слайд 11

    «Друзья, распол…гайтесь поудобнее, сегодня мы расскажем вам сказку «Золушка», – предл…жили нам Феи. Они прик…снулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир оз…рился разноцветными огнями.

  • Слайд 12

    Чередование гласных Е//И

    Жил-был один человек. Первая жена его ум…рла, и он женился во второй раз, да на такой высокомерной женщине, при виде которой зам…рало сердце. У нее было две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и смиренная женщина на свете. -бер-//-бира- -дер-//-дира- -тер-//-тира- -стел-//-стила- -пер-//-пира- -мер-//-мира- -жег-//-жига- Вижу суффикс а – пишу и, нет а – пишу е.

  • Слайд 13

    -бер-//-бира- -дер-//-дира- -тер-//-тира- -стел-//-стила- -пер-//-пира- -мер-//-мира- -жег-//-жига- -блест-//-блиста Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она разж…гала огонь в камине, нат…рала пол до блеска, уб…рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст…лила им постели, а её зап…рали на чердаке, там она спала на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она заб…ралась в уголок возле камина, оп…ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать. Сестры, а за ними и все в доме, прозвали ее Золушкой. Они постоянно прид…рались к бедной девушке, но она молча сносила все обиды.

  • Слайд 14

    И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал. Золушкины сестры тоже получили приглашение. Они сейчас же принялись выб…рать наряды, чтобы понравиться принцу.У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось собирать сестер на бал так, чтобы они могли бл…снуть не только хорошими нарядами, но и красивыми прическами. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала. Но девушке в её беде помогла крестная… И вот Золушка в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!

  • Слайд 15

    Принц, увидев никому не известную принцессу, чуть не ум…р от восторга. Он, чуть ка…саясь её руки, повел незнакомку в зал. Они проб…рались сквозь толпу восхищенных гостей.   Чуть только заиграла музыка и кавалеры стали выб…рать себе дам, принц подошел к Золушке и пригласил ее на танец. Она танцевала так легко и плавно, что все залюбовались ею… Но на небе стали заж…гаться звезды, и дворцовые часы пробили одиннадцать и три четверти. Золушка встала, поклонилась всем и убежала так быстро, что никто не успел догнать ее. Принц бросился за Золушкой, но ее и след простыл. Только на ступеньке дворца лежала маленькая хрустальная туфелька.

  • Слайд 16

    Принц полюбил незнакомку. Он приказал объявить во всеуслышание, под звуки труб и фанфар, что та, которой придется впору хрустальный башмачок, станет его женой. Девушек соб…рали со всей округи и прим…ряли им туфельку. Прим…рила ее и Золушка. Сестры зам…рли от удивления. Но еще больше удивились они, когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок . В эту самую минуту дверь отворилась, и в комнату вошла фея – Золушкина крестная. Она к…снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки, и оно стало еще пышнее и красивее, чем было накануне. Золушка простила сестрам и мачехе все обиды – ведь она была не только хороша,но и добра.

  • Слайд 17

    Подберите однокоренные слова к словам, в которых встречается чередование гласных.

    Нат…реть пол, зап…реть на чердаке, разд…рает зависть, бл…стеть на балу, расст…лить ткань.

  • Слайд 18

    С данными словами составьте словосочетания, объясните написание.

    Доб…раться, соб…рают, зам…реть, заж…гать, нат…рать, пост…лить, прот…реть, приб…рать, выж…гать, зап…р, забл…стело.

  • Слайд 19

    Распределите слова в два столбика: в один запишите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением.

    Зам_реть, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), обм_реть, см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), ч_тательский, сосч_тать.

  • Слайд 20

    Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.

    Соб_ратель, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться, пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, заст_лить.

  • Слайд 21

    Презентацию подготовила учитель Пашкович И.А.,МОУ лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова, г. Волгоград

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке