Презентация на тему " Деепричастие"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Обобщающая презентация по русскому языку по теме: "Деепричастие". Согласно этой работе урок должен проходить в форме телепередачи "Своя игра". Ученики отвечают на заготовленные вопросы, зарабатывая баллы. Таким образом дух соревнований должен помочь детям быстрее освоить эту тему.

Краткое содержание

  • Закрепляем тему деепричастий
  • Игровая форма проведения урока
  • Загадки синтаксиса
  • Музыкальная пауза

Содержание

  • Слайд 1

    Урок русского языка в 6 классе

    С. А. Шестакова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосновская ООШ»

    с. Сосновка, 2012 год

  • Слайд 2

    Своя игра Обобщение по теме: «Деепричастие»

    Каждое слово нам чем-то знакомо,Нужно только подумать, вглядевшись в него…Каждое слово очень весомо…Будь же внимателен, будь осторожен,Если используешь в речи его.

    С. И. Лунина

    из рассказа «Танечка»

  • Слайд 3

    Условия игры:

    I тур

    Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд.

    В игре вам могут встретиться сектора:

    «сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются.

    «» - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы.

    «своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда.

    II тур

    Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.

  • Слайд 4

     

    II тур

    I тур

  • Слайд 5

     

    Вопрос 10: Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении:

    Звонко чирикая, воробьи купались в луже.

    Ответ: Синтаксическая роль деепричастия «чирикая» в предложении – обстоятельство.

    Загадки синтаксиса

  • Слайд 6

     

    Вопрос 20: Объясните допущенные в предложении ошибки и исправьте их:

    Петька бежал, сломя голову.

    Ответ: Сломя голову – фразеологический оборот и запятой не выделяется.

    Загадки синтаксиса

  • Слайд 7

     

    Вопрос 30: Расставьте знаки препинания в предложении:

    Волны несутся гремя и сверкая чуткие звезды глядят с высоты.

    Ответ: Волны несутся,гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты.

    Загадки синтаксиса

  • Слайд 8

     

    Вопрос 40: Музыкальная пауза

    Загадки синтаксиса

  • Слайд 9

     

    Вопрос 50: Почему в этих предложениях возникли речевые ошибки?

    1. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

    2. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

    3. Возвратясь домой, шёл дождь.

    Ответ: Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.

    Загадки синтаксиса

  • Слайд 10

     

    Вопрос 10: О какой части речи эта загадка?

    Загадку эту отгадать совсем несложно!Меня с наречием порою спутать можно.Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол!

    Ответ: Деепричастие.

    Всякая всячина

  • Слайд 11

     

    Вопрос 20: Составьте деепричастие из букв:

    БАСЬЯУЛЫ

    Ответ: Улыбаясь.

    Всякая всячина

  • Слайд 12

     

    Вопрос 30: Восстанови пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.

    Дружба как стекло, … не сложишь.

    Ответ: Дружба как стекло, разбивши, не сложишь.

    Всякая всячина

  • Слайд 13

     

    Вопрос 40: Что общего в этих предложениях?

    По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.(М. Лермонтов).

    Набегают тучки на небо, гонит их метелица, распеваючи. (М. Лермонтов).

    А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи. (А.Чехов).

    Ответ: В этих художественных текстах мы обнаруживаем устаревшие формы деепричастий, образованные при помощи суффикса -учи (-ючи), которые в современном русском языке уже не употребляются.

    Всякая всячина

  • Слайд 14

     

    Вопрос 50: Послушайте стихотворение Р. Саути “Лодурский водопад",

    сколько здесь деепричастий?

    Кипя,Шипя,Журча,Ворча, Струясь, Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Лаская, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Взвиваясь, вертясь, грохоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

    Ответ:48

    Всякая всячина

  • Слайд 15

     

    Вопрос 10: Что называют деепричастием?

    Ответ: Деепричастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость).

    Бюро морфологии

  • Слайд 16

     

    Вопрос 20: Какое слово является деепричастием?

    1. Дерзок 3. Построенный

    2. Летает 4. Подпрыгивая

    Ответ: Подпрыгивая – деепричастие, т.к. обозначает действие, сопутствующее основному действию (добавочное):

    например, бежал (как?) подпрыгивая.

    Бюро морфологии

  • Слайд 17

     

    Вопрос 30: Выполни морфологический разбор деепричастия в предложении:

    Волнуясь, она подошла к склону холма.

    Ответ:

    Волнуясь (что делая?) – деепричастие.

    1. Волнуемся + -я-

    2. Морф. признаки: несов. вида, возвратное.

    3. Подошла волнуясь (обстоятельство).

    Бюро морфологии

  • Слайд 18

     

    Вопрос 40: Какими признаками наречия обладает деепричастие?

    Ответ: Не изменяется, в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

    Бюро морфологии

  • Слайд 19

     

    Вопрос 50: «Сюрприз». Дополни правило.

    Деепричастия … вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия … вида обозначают законченное добавочное действие.

    Ответ: Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, а деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие.

    Бюро морфологии

  • Слайд 20

     

    Вопрос 10: Назовите способ словообразования деепричастий.

    Ответ: Деепричастия образуются суффиксальным способом словообразования.

    В мире морфемики

  • Слайд 21

     

    Вопрос 20: Разбери деепричастие вытираясь по составу

    Ответ: Вытираясь

    В мире морфемики

  • Слайд 22

     

    Вопрос 30: Назови суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.

    Ответ: Суффиксы деепричастий совершенного вида: -в, -вши, -ши;

    суффиксы деепричастий несовершенного вида: -а, -я.

    В мире морфемики

  • Слайд 23

     

    Вопрос 40: «Своя игра».

    Как образовались деепричастия плача и увлёкшись?

    Ответ: Плача - деепричастие несовершенного видаобразовано от основы глагола настоящего времени плачем с помощью суффикса -а;

    увлёкшись деепричастие совершенного вида образовано от основы инфинитива увлечься с помощью суффикса -ши.

    В мире морфемики

  • Слайд 24

     

    Вопрос 50: Придумайте деепричастие, соответствующее схеме:

    В мире морфемики

  • Слайд 25

     

    Вопрос 10: Выберите правильную букву и объясните выбор.

    К..саясь (а/о)

    Ответ: Касаясь(после корня с чередующейся гласной а есть суффикс -а-).

    Весёлая орфография

  • Слайд 26

     

    Вопрос 20: Укажите слитно пишущееся деепричастие с не:

    1) (не) вернувшись 2) (не) играя

    3) (не) годуя 4) (не) учась

    Ответ: 3) Негодуя.

    Весёлая орфография

  • Слайд 27

     

    Вопрос 30: Музыкальная пауза

    Весёлая орфография

  • Слайд 28

     

    Вопрос 40: Объясните орфограммы на месте пропуска букв в деепричастиях.

    Бл…стая, в…дыхая

    Л…ская, выр…стая.

    Ответ: Блистая, вырастая (корни с чередованием гласных),вздыхая (приставка, оканчивающаяся на з), лаская (проверяемая безударная гласная в корне слова).

    Весёлая орфография

  • Слайд 29

     

    Вопрос 50: Исключи «пятое лишнее».

    А) (не) решая, (не) посмотревБ) (не) сказав, (не) читаяВ) (не) навидя, (не) годуяГ) (не) думая, (не) поднимаяД) (не) говоря, (не) прыгая

    Ответ: В) ненавидя, негодуя, так как эти деепричастия пишутся слитно с не.

    Весёлая орфография

  • Слайд 30

    II тур

    Одни ученые считают, что деепричастие – это самостоятельная часть речи, другие называют деепричастие особой формой глагола.

    Какое утверждение, на ваш взгляд, верное?

    Ответ: Единого мнения о деепричастии на сегодняшний день нет.

  • Слайд 31

     

    Поздравляем с успешным

    окончанием игры!

    Молодцы!

  • Слайд 32

    Литература

    Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

    Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

    Русский язык. Справочник школьника / Сост. О.В. Галаева; Под. ред. В. В. Славкина. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. Ломоносова, 1996.


    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд