Презентация на тему "Диалог. подготовка к ГИА С2"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Диалог. подготовка к ГИА С2" поможет учащимся 9 класса подготовится к написанию сочинения по форме диалога. Рассматриваются примеры тестов-диалогов, правила их написания, особенности и функции диалогов, виды вопросов и ответов, используемых при написании подобных текстов.

Краткое содержание

  • Диалог;
  • Функции диалога;
  • Особенности диалога;
  • Обращения и вопросы в диалоге;
  • Виды вопросно-ответных единств в диалоге.

Содержание

  • Слайд 1

    Диалог. подготовка к ГИА С2


  • Слайд 2

    Задание

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

  • Слайд 3

    Диалог

    Функции диалога:

    1. Помощь в развитии действия.
    2. Информативность.
    3. Дополнение характеристики героев.

  • Слайд 4

     

    Диалог является основной формой разговорной речи. А так как речь художественного произведения всегда подвергается стилизации, то диалог в художественном произведении является ни чем иным, как стилизацией реальной речи.

  • Слайд 5

     

    Единство диалога в его смысле, теме, содержании.
    Диалог:

    • средство выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений,
    • речевое построение, в котором два говорящих как бы создают одну мысль,
    • структура, где тема распределяется между двоими.

    Специфика диалога как сложного единства тесно связана с его тематической цельностью, с характером развития содержания, с движением мысли.

  • Слайд 6

    Диалог подразумевает установку на устную речь

    • большое количество разговорных выражений,
    • просторечий,
    • широкое использование эмоционально-экспрессивной лексики
    • синтаксических средств (простых и бессоюзных предложений),
    • важная роль интонации.

    Все это несвойственно письменной речи.

  • Слайд 7

    Особенности диалога

    • краткость высказывания,
    • большая роль интонации,
    • разнообразие особых предложений неполного состава,
    • свободное от строгих норм письменной речи синтаксическое оформление высказывания,
    • преобладание простых предложений.

  • Слайд 8

     

    «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    Всякое наше представление о взаимодействии, контакте или коммуникации связано с диалогом. Поэтому неудивительно, что именно диалогу автор уделяет много внимания, когда

    • рассматривает человеческие отношения;
    • даёт речевую характеристику героям;
    • выражает своё отношение к ним и т.д.

    Диалог представляет своеобразную инсценировку жизненных явлений, в которых вырисовывается характер героя.

    Функциональная нагрузка диалога:

    • выявить характер отношений между героями,
    • показать знания говорящего о мире, его установки, оценки,
    • противопоставить (сопоставить) взгляды литературных героев на жизнь,
    • показать их эмоциональное (психологическое) состояние,
    • воспроизвести особенности речевого поведения героев,
    • обратить внимание читателя на речевую манеру персонажей,
    • создать определённую стилистическую тональность общения и т.д.

    Диалог придаёт повествованию драматичность, позволяет раскрыть характер героя через его реплики, показывает идейно-нравственную позицию героев и автора.

  • Слайд 9

    Обращения в диалоге

    • Обращение необходимо для установления контакта, и это его прямая функция.
    • Адресат непосредственно отмечается формой обращения.
    • Обращения выполняют функцию выражения субъективного отношения рассказчика к собеседнику и в тоже время они создают атмосферу непринужденной беседы, иллюзию речевой ситуации.
    • В зависимости от интонации обращение-воздействие может иметь смысл укора, запрета, предостережения, просьбы и др.

  • Слайд 10

    Вопросы в диалоге

    Вопросы приобретают функцию:

    • выделения темы дальнейшего сообщения: "Про жизнь мою рассказать?"
    • образного воплощения внутренних размышлений героев и рассказчика: "Где оно, моё счастье? –думает Алёшка. - И когда оно появится?"
    • выражения модально-эмоциональных оценок (желательности, удивления, недоумения, неуверенности, сомнения, возмущения и др.): "Да как же ты живёшь?"

    Риторические вопросы, весьма распространенные в разговорной речи, активизируют внимание слушающего, поэтому являются особо экспрессивным средством передачи информации.

  • Слайд 11

    Виды вопросно-ответных единств в диалоге

    • Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете и поступке.
    (4) Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…
    (5) - К-как повредило? Где? — оторопели ребята.
    (6) - В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8) Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка высморкалась в передник.
    • Ответ выступает как возражение или новое толкование.
    (56) - Ел, ел, аж опротивели.
    (57) - Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
    (59) - Я и не вру.
    (60) - Нет, врешь. (61)Это первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
    • Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение.
    (14) - Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.
    (15) - А я откуда знаю? (16)Не до земляники сейчас.
    (17) - Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем.

  • Слайд 12

    Текст


  • Слайд 13

     

    (1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним.
    (3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:
    (4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…
    (5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.
    (6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…
    (12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.
    (14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.
    (15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.
    (17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…
    (20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!
    (22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.
    (25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:
    (27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.
    (29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.
    (31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.
    (32)— Ну, как дела?
    (33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.
    (34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.
    (35)— Как же ты это подкачал, тезка?
    (36)Ваня только вздохнул.
    (37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.
    (38)— Ничего, тезка… не горюй…
    (39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.
    (40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.

  • Слайд 14

    Текст

    (41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
    (42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату:
    (43)-Ребята землянику принесли!
    (44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
    (46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
    (47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
    (49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
    (51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
    (52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
    (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
    (56)— Ел, ел, аж опротивели.
    (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
    (59)— Я и не вру.
    (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
    (62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
    (63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
    (65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
    (67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
    (68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… .
    (69)По коридору расхаживал главврач.
    (70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
    (71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
    (74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
    (76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
    (79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
    (80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
    (81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
    (83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
    (84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
    (85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…
    (По В.Астафьеву)

  • Слайд 15

    Пишем сочинение о роли диалога


  • Слайд 16

     

    В Литературной энциклопедии утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    Безусловно, душевный склад человека отражается в характере его речи, в её содержании, и, включая диалог, автор помогает читателю лучше понять внутренний мир персонажей.
    Так, доброта хозяйки, у которой жил Иван Павлович, чувствуется в обращении «детки» (предложение 4), которым она встречает ребятишек. Кроме того, женщина очень переживает случившееся с её квартирантом, и инверсия в этом предложении (обстоятельство и дополнение, выраженные именами существительными, стоят перед словами, к которым они относятся) передаёт её взволнованность, боль.
    Внезапность произошедшей беды ошеломила и ребят, поэтому повтор слова «придавило» в вопросительном предложении 5 отражает их страх за Ивана Павловича.
    Так, передавая эмоции хозяйки, Вани и Нюры автор помог читателю понять и их характеры, и характер дяди Соломина, ставшего близким человеком всем героям рассказа.
    С2.
    Диалог

  • Слайд 17

    У Вас всё получится!


  • Слайд 18

    Литература

    • Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», 1989г.
    • Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград, 2001.
    • Земская Е.А. Устная речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ-Дрофа, 1997.
    • Мирошниченко А."Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" М., 2008

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд