Презентация на тему "Синонимы и антонимы" 5 класс

Презентация: Синонимы и антонимы
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, которая будет очень полезна школьникам, знакомящихся с синонимами и антонимами. Дети узнают какую роль играют эти лексические единицы в русском языке и как правильно ими пользоваться. Для закрепления полученной информации предусмотрены практические задания.

Краткое содержание

  • Знакомство с синонимами и антонимами
  • Работа с текстом
  • Лингвистический эксперимент
  • Практические задания

Содержание

  • Презентация: Синонимы и антонимы
    Слайд 1

    Для чего нужны синонимы и антонимы?

    Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна,

    МОУ СОШ № 256 г. Фокино Приморский край

    Урок развития речи в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

  • Слайд 2

    Прочитайте текст

    Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

    (М. Ефетов.)

    Определите тему и основную мысль текста.

    Каким способом связаны предложения в тексте?

  • Слайд 3

    Определите значение слов

    • Блестеть
    • Сверкать
    • Сиять

    - издавать блеск.

    - издавать яркий, переливающийся блеск.

    - излучать сильный, яркий, но ровный свет.

  • Слайд 4

    Лингвистический эксперимент

    Дрожит изумрудная капля

    В зелёной ладошке ольхи.

    (Г. Граубин.)

    Укажите в тексте синонимы.

    Как изменится звучание стихотворения, если слово изумруднаязаменить его синонимом зелёная?

  • Слайд 5

    Сравните

    1. Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

    2. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.

    3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный.

  • Слайд 6

    Сделайте вывод

    Синонимы позволяют выразить мысль наиболее … .

  • Слайд 7

    Из воспоминаний Валерии Дмитриевны Пришвиной о реке Векше (в Подмосковье)

    Чистая вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий, белых и жёлтых.

    Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.

  • Слайд 8

    Работа над миниатюрой Пришвина М.М. «Бал на реке»

    Упр. 205.

    • Объясните смысл заглавия.
    • Найдите синонимы. Определите их роль.
    • Запишите текст.
  • Слайд 9

    Текстовые синонимы

    • Что такое текстовые синонимы?

    Слова, которые только в данном тексте обозначают одно и то же, называют текстовыми синонимами.

    • Какова их роль?

    Текстовые синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.

  • Слайд 10

    Найдите текстовые синонимы Спишите предложения с этими словами

    … Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья.

    Каким способом связаны выписанные вами предложения? Какую роль в их связи играют текстовые синонимы?

  • Слайд 11

    Прочитайте словарную статью, найдите в ней синонимы; подумайте, для чего они здесь

    употреблены?

    Отчизна, сущ. ж.р., только ед.ч., р.п. Отч-изн-ы (книжн.). Родина, отечество. Мой друг, отчизне посвятим/ Души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин.)

    Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.

  • Слайд 12

    Употребление антонимов в речи

    • Какова роль антонимов в речи?

    Антонимы придают речи ясность, выразительность.

    Являются одним из способов толкования лексического значения слова.

  • Слайд 13

    Найдите антонимы Какую мысль они помогают выразить наиболее ярко?

    Жаворонки, жавороночки!

    Прилетите к нам,

    Принесите нам

    Лето тёплое,

    Унесите от нас зиму,

    Зиму холодную.

    (Детская народная песенка.)

    Напишите текст по памяти

  • Слайд 14

    К выделенным словам подберите антонимы и вставьте их на месте точек

    1) На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный хлеб всласть.

    2) Маленькое дело лучше большого … .

    3) Корень ученья горек, да плод его … .

    4) Легко сказать, да … доказать.

    5) Вперёд беги, а … оглядывайся.

  • Слайд 15

    В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.

  • Слайд 16

    На месте точек поставьте антоним, дополняющий толкование лексического значения слова

    Высокий – имеющий большое протяжение снизу вверх, расположенный на значительной высоте; противоп. … .

    2) Активный – деятельный, энергичный, инициативный; противоп. … .

    3) Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество; противоп. … .

  • Слайд 17

    Подведём итоги

    • Для чего нужны синонимы?
    • Что такое текстовые синонимы? Какова их роль в речи?
    • Для чего нужны антонимы?
  • Слайд 18

    Использованные материалы

    Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. Пособию «Русская речь. 5 -7 классы»: 5 кл. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. 2000

    Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке