Презентация на тему "Электронное пособие для подготовки к ОГЭ" 9 класс

Презентация: Электронное пособие для подготовки к ОГЭ
Включить эффекты
1 из 164
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Электронное пособие для подготовки к ОГЭ" по русскому языку. Состоит из 164 слайдов. Размер файла 2.79 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    164
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Электронное пособие для подготовки к ОГЭ
    Слайд 1

    Электронное пособие для подготовки к ОГЭ

    Разработали: учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ№9» Володькова Л.Г. Рыбникова Е.А.

  • Слайд 2

    Рекомендации для учащихся:«Как писать сжатое изложение»

    Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Между прочтениями перерыв 5 - 10 минут. Основная задача после первого прочтения заключается в том, чтобы понять его тему, записать ключевые слова, определить последовательность событий или рассуждений (микротем, абзацев).

  • Слайд 3

    Как проверить написанное:

    1. После написания текста на чистовик, прочитай его как минимум 3 раза. 2. Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: - передано ли основное содержание? - нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? - можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? - все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

  • Слайд 4

    3. Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: - можно ли текст назвать связным? - правильно ли выделены абзацы? - нет ли грамматических ошибок? - нет ли речевых ошибок? - выразительна ли речь? Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5. После переписывания текста на чистовик проверь чистовой вариант.

  • Слайд 5

    Тренируемся: https://rustutors.ru/izlozhenie.html https://pptcloud.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/30/podgotovka-k-oge-vse-izlozheniya-fipi http://yagramotniy.ru/samoobuchenie/podgotovka-k-oge/izlozhenie-zadanie-1/teksty-i-audiozapisi-izlozhenij-otkrytogo-banka-zadanij-fipi https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/55604-35-tekstov-dlya-napisaniya-izlozheniya.html

  • Слайд 6

    ЗАДАНИЕ 2

    Прочитайтетекст.Выполнитесинтаксический анализ предложений текста. (1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

  • Слайд 7

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическаяоснова в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

    1) стали машины (предложение 5) 2) корабли в упор палили (предложение 2) 3) вывести из строя (предложение 3) 4) матросы старались завладеть (предложение 4) 5) внесла коррективы (предложение5) 32 3

  • Слайд 8

    Задание 2

    Прочитайте текст. Синтаксический анализ предложения. (1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы.  

  • Слайд 9

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

    1) история человека есть (предложение 1) 2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2) 3) она противоположна (предложение 3) 4) прогресс есть (предложение 4) 5) жизнь есть свобода (предложение 5)  35 32

  • Слайд 10

    Задание 2 Синтаксический анализ предложения

    Прочитайте текст. (1)... (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле. (6)... эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у сельского хозяйства не будет оружия.

  • Слайд 11

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1) обезвреживать (предложение 2) 2) рис станет (предложение 3) 3) достаточно (предложение 5) 4) подавить рост (предложение 5) 5) возникнет суперсорняк(предложение6) 35 32

  • Слайд 12

    Задание 2. Синтаксический анализ предложения. 

    Прочитайте текст. (1)Среда обитания человека и других живых организмов весьма агрессивна: нас подстерегают всевозможные вирусы и бактерии, ожидающие своего часа, чтобы напасть на нас, и задача нашей иммунной системы — защитить нас от их нападения. (2)Некоторые рубежи обороны — чисто анатомические: например, кожа и слизистые оболочки образуют физический барьер, препятствующий вторжению. (3)Если эти внешние границы нарушены, организм часто противопоставляет агрессии генерализованную воспалительную реакцию, при которой усиливается приток крови к пораженному участку. (4)Кровь доставляет лейкоциты, которые, проникнув через стенку капилляров, захватывают внедрившегося агрессора. (5)Именно такой реакцией объясняется хорошо знакомая нам краснота вокруг небольшого пореза. 

  • Слайд 13

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

    напасть (предложение 1) 2) слизистые оболочки образуют (предложение 2) 3) границы нарушены (предложение 3) 4) лейкоциты захватывают (предложение 4) 5) краснота объясняется (предложение 5)  135 32

  • Слайд 14

    Задание 2. Синтаксический анализ предложения.

    Прочитай̆те текст. (1)... (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов — пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (6)... оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

  • Слайд 15

    Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1) он определил (предложение 2) 2) представлены варианты (предложение 3) 3) цепь применяется (предложение 4) 4) привело Леонардо (предложение 5) 5)выросла механика(предложение6) 25 32

  • Слайд 16

    Грамматическая основа предложения

    подлежащее сказуемое

  • Слайд 17

    Способы выражения подлежащего

    Части речи: Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Числительное Инфинитив Причастие Наречие Служебные части речи междометие Словосочетания: Сущ. В им. П.+ сущ. в тв. п. Мест. + сущ. в р. п. Мест. + мест. Числ. + сущ. в р.п. Неопределённо-качественное слово+ сущ. в р. П.

  • Слайд 18

    Сказуемое

    ПРОСТОЕ СОСТАВНОЕ Простое глагольное Глагол в спрягаемой форме Составное глагольное Составное именное Вспомогательная часть + инфинитив Связка + Именная часть

  • Слайд 19

    Характеристика предложения

    Простое Сложное Одна грамматическая основа Две и более грамматических основ Союзное Бессоюзное ССП СПП

  • Слайд 20

    ЗАПОМНИТЕ!

    1) предложение может быть односоставным(обычно сказуемным, поэтому подлежащего в нем не будет) 2) главные члены могут быть однородными, то есть несколько подлежащих или несколько сказуемых 24 26 28 30

  • Слайд 21

    Тренируемся:

    https://multiurok.ru/files/grammaticheskaia-osnova-predlozheniia-uprazhneniia.html https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/56307-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-zadanie https://infourok.ru/testovie-zadaniya-grammaticheskaya-osnova-na-oge-949545.html https://pptcloud.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/04/28/oge-zadaniya-no811-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya

  • Слайд 22

    Задание3ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.    12678 50

  • Слайд 23

    Задание 3Выполните пунктуационный анализ предложения.

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.  3456789 50

  • Слайд 24

    ЗАДАНИЕ 3. Выполните пунктуационный анализ предложения.

    Расставьте знаки препинания в предложении:  укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Оди­но­кий пут­ник (1) при­бли­же­ние (2) ко­то­ро­го (3) я слы­шал ранее среди чут­ко­го без­мол­вия мо­роз­ной ночи (4) со­блаз­нил­ся моим ве­се­лым огнем.   14 50

  • Слайд 25

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.   Со­че­та­ние лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ний (1) может об­ра­зо­вы­вать слож­ные смыс­ло­вые об­ра­зы (2) ана­лиз ко­то­рых (3) поз­во­ля­ет глуб­же про­ник­нуть в со­дер­жа­ние сти­хо­тво­ре­ния.   2 50

  • Слайд 26

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Для ловли про­то­пте­ров жи­те­ли Су­да­на ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ный ба­ра­бан (1) с по­мо­щью (2) ко­то­ро­го (3) из­да­ют­ся звуки (4) па­да­ю­щих дож­де­вых ка­пель.   14 50

  • Слайд 27

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. По об­ла­кам (1) кон­ту­ры (2) ко­то­рых ка­за­лись не­до­ста­точ­но чёткими (3) можно было до­га­дать­ся о пред­сто­я­щей пе­ре­ме­не по­го­ды.   13 50

  • Слайд 28

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет героя ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния (1) при­ме­ром (2) ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся (3) опи­са­ние Маши Ми­ро­но­вой в по­ве­сти А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка» (4) при­зван рас­крыть внут­рен­ний мир героя через его внеш­ность. 14 50

  • Слайд 29

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.За­ни­ма­ясь ли­те­ра­тур­ным твор­че­ством, В.И. Даль (1) ко­неч­но (2) глав­ным делом своей жизни счи­тал со­зда­ние «Сло­ва­ря жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го языка». Пер­вое слово для этой книги (3) по вос­по­ми­на­ни­ям со­вре­мен­ни­ков (4) он за­пи­сал в во­сем­на­дцать лет. 1234 50

  • Слайд 30

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Сне­жок (1) вы­пав­ший ночью (2) и та­ю­щий у нас на гла­зах (3) де­ла­ет не­да­ле­ко рас­по­ло­жен­ный холм (4) ещё более скольз­ким. 13 50

  • Слайд 31

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Ав­стра­лий­ские учёные об­на­ру­жи­ли не­боль­шую пла­не­ту(1) со­сто­я­щую (2) ве­ро­ят­но (3) из кри­стал­ли­че­ско­го уг­ле­ро­да и яв­ля­ю­щу­ю­ся (4) по их пред­по­ло­же­ни­ям (5) ал­ма­зом. 12345 50

  • Слайд 32

    Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Прин­ци­пы ре­а­лиз­ма и на­род­но­сти (1) вос­при­ня­тые Мо­де­стом Пет­ро­ви­чем Му­сорг­ским в мо­ло­дые годы (2) про­яви­лись в прав­ди­вом от­ра­же­нии жиз­нен­ных яв­ле­ний и в глу­бин­ной на­род­но­сти му­зы­каль­но­го языка (3) став­ше­го для ком­по­зи­то­ра (4) глав­ным на всю жизнь. 123 50

  • Слайд 33

    Тренируемся : Задание 3

    https://4ege.ru/russkiy/57363-punktuacionnyy-analiz-predlozheniya-zadanie-21.html https://russkiykim.ru/wp-content/uploads/2018/09/ege-rus-zad21-noviy https://multiurok.ru/files/zadanie-21-punktuatsionnyi-analiz.html

  • Слайд 34

    Вспомним

    Сложные предложения Союзные (части связаны союзами и союзными словами) Бессоюзные (части связаны при помощи интонации) Сложносочиненные (части связаны сочинительными союзами) Сложноподчиненные (части связаны подчинительными союзами и союзными словами

  • Слайд 35

    Сложноподчинённое предложение

    СПП – это сложное предложение, в котором от одной части к другой можно поставить вопрос, то есть одна часть главная, а другая – зависимая (придаточная) Части в СПП связаны подчинительными союзами

  • Слайд 36

    Придаточные обстоятельственные

    Времени Места Образа действия Меры и степени Уступки Причины Цели Следствия Сравнения Когда? С каких пор? До каких пор? Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? Несмотря на что? Невзирая на что? По какой причине? Почему? Зачем? С какой целью? Что стало следствием этого? Как что? Как кто?

  • Слайд 37

    Последовательное подчинение

    При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные — последовательно друг другу (вопросы задаются от одного предложения к другому последовательно), например: Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.

  • Слайд 38

    Параллельное подчинение

    При параллельном подчинении разные вопросы задаются от главного предложения к придаточным: Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.

  • Слайд 39

    Однородное подчинение

    При о д н о р о д н о м подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными: Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.  

  • Слайд 40

    Алгоритм рассуждения

    Итак, чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо: 1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему). 2. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. · Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. · Если это разные вопросы от главного, то параллельное. · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное.

  • Слайд 41

    Отработаем алгоритм рассуждения

    Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одной части или последовательно задаются вопросы? Следовательно или параллельное подчинение, или однородное Одинаковые вопросы или разные? Раз разные, то это параллельное подчинение

  • Слайд 42

    Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Найдите главное предложение Задайте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы к придаточным или от разных? Если от разных, то это последовательное подчинение

  • Слайд 43

    Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. Найдите главное предложение Поставьте вопросы к придаточным От одного предложения ставятся вопросы или от разных? Если от одного, то это параллельное или однородное подчинение Один и тот же вопрос? Значит это однородное подчинение

  • Слайд 44

    Сложносочиненные предложения

    ССП – это такое сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами. Пример: Небо было пасмурно, но дождя не было.

  • Слайд 45

    По союзам и по значению ССП делятся на 3 группы

  • Слайд 46

    Запятая не ставится, если в сложносочиненном предложении имеются

    Общий второстепенный член: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 2. Общее вводное слово: К счастью, зима была снежной и весна наступила рано. 3. Общую вопросительную или восклицательную интонацию: Но где мой дом и где рассудок мой! 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

  • Слайд 47

    Признаки однородных членов:

    Отвечают на один и тотже вопрос Относятся к одному и тому же члену предложения Являются одним членом предложения Обычно выражены одной и той же частью речи Произносятся с перечислительной интонацией, на письме соединяются союзами и запятыми

  • Слайд 48

    Без союза Неповторяющиеся союзы

  • Слайд 49

    Повторяющиеся союзы

  • Слайд 50
  • Слайд 51

    > Обратите внимание! • Если однородные члены соединены парными союзами как...так и, не только...но и, не столько.. .сколько, не так...как и т.п. или двойными союзами если не...то, хотя.,.но, то запятая ставится только перед второй частью союза: Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах. • В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать каждый ряд однородных членов отдельно: (На опушке и на холме) росли (ивы и берёзы) — в данном предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березы и однородные обстоятельства на опушке и на холме. (Отлогости и небольшие горы), (зелёные и круглые), как куполы, иногда перемежевывали равнину (Г.) — В данном предложении также два ряда однородных членов: однородные подлежащие отлогости и горы и однородные определения зеленые и круглые.

  • Слайд 52

    Вводные слова и их значения

  • Слайд 53

    Отличия вводных слов от членов предложения

  • Слайд 54
  • Слайд 55

    Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

  • Слайд 56

    Способ выражения Обращения обычно выражено именами существительными Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии… Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица. Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин).

  • Слайд 57

    Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

  • Слайд 58

    Знаки препинания

  • Слайд 59

    Тренируемся. https://rus-ege.sdamgia.ru https://4ege.ru/video-russkiy https://examer.ru http://russkiy-na-5.ru

  • Слайд 60

    Задание 4

    Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.  Жизненная цель 84

  • Слайд 61

    Выполните синтаксический анализ словосочетания. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «куль­тур­ные цен­но­сти», по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние. Ценности культуры 84

  • Слайд 62

    Выполните синтаксический анализ словосочетания. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «стая гусей», по­стро­ен­ное на ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью со­гла­со­ва­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние. Гусиная стая 84

  • Слайд 63

    Выполните синтаксический анализ словосочетания. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «па­лу­ба ко­раб­ля», по­стро­ен­ное на ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью со­гла­со­ва­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние. Корабельная палуба 84

  • Слайд 64

    Выполните синтаксический анализ словосочетания. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «увлечённо читал», по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние. Читал с увлечением 84

  • Слайд 65

    Выполните синтаксический анализ словосочетания. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «го­во­рит ра­дост­но» , по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние. Говорить с радостью 84

  • Слайд 66

    Тренируемся: задание4

    https://infourok.ru http://po-ushi.ru https://pptcloud.ru https://урок.рф

  • Слайд 67

    Что такое словосочетание

    Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов (главное – от которого ставится вопрос, зависимое – к которому ставится вопрос). Выделяются три общих типа словосочетаний (по главному слову): глагольные, именные и наречные.

  • Слайд 68

    Типы связей слов в словосочетании

    согласование управление примыкание От главного к зависимому – вопросы Какой? Чей? Зависимое слово – прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. От главного к зависимому – вопросы падежей. Зависимое слово – существительное, местоимение. От главного к зависимому – вопросы наречий. Зависимое слово –наречие, деепричастие, инфинитив., Притяжательные местоимения ЕГО ЕЁ ИХ !!! Если в словосочетании есть предлог – всегда управление !!!

  • Слайд 69

    Найти главное и зависимое слово Определить, чем они выражены Зависимое слово Наречие Инфинитив Деепричастие Его её их? примыкание Отвечает на вопросы падежей? Или есть в словосочетании предлог? да нет управление Согласуются ли в роде, числе и падеже? согласование да нет да

  • Слайд 70

    Теоретическая разминка

    Соотнесите определение вида связи с термином 1.Подчинительная связь, которая выражается уподоблением формы зависимого слова форме главного слова 2.Подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова 3. Подчинительная связь, которая выражается присоединением к главному слову существительного в косвенном падеже 1. Управление 2.Согласование 3. Примыкание 77 78 79 80 81

  • Слайд 71

    Задание5ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов. 2) ВИШЕНКА – суффикс ЕНК всегда пишется в существительных I склонения. 3) ВСКРИКНУЛ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил. 5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно    34 93

  • Слайд 72

    Задание 5 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

    . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё. 2) ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения. 3) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.  4) УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения. 5) ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка.  135 93

  • Слайд 73

    ЗАДАНИЕ 5 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А 2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения 4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН 5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё    24 93

  • Слайд 74

    ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия» 2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано 3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова. 4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется 5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.  93 24

  • Слайд 75

    ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением. 2) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я. 3) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л. 4) ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества. 5) ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов.    93 234

  • Слайд 76

    Тренируемся . Задание 5

    https://4ege.ru https://infourok.ru http://russkiy-na-5.ru https://zh-nikishina.edusite.ru

  • Слайд 77

    ПРАВОПИСАНИЕН и НН в разных частях речи

  • Слайд 78

    В полных прилагательных

    НН Основа на Н + Н камеНь+Н = камеННый -ОНН революциоННый -ЕНН обедЕННый От сущ. на МЯ время - времЕННый Запомни!!! ветрЕНый, безветреННый

  • Слайд 79

    В полных прилагательных

    Н -ИН пчелИНый -АН песчАНый -ЯН полотнЯНый Запомни!!! оловЯННый, деревЯННый, стеклЯННый

  • Слайд 80

    В кратких прилагательных

    Столько Н, сколько и в полной форме тумаННа – тумаННый румяНа - румяНая

  • Слайд 81

    В полных страдательных причастиях НН

    1.От глагола сов.вида с ПРИСТАВКОЙ высушЕННая – высушить 2. От глагола сов.вида без ПРИСТАВКИ решЁННая – решить, куплеННая - купить 3. Есть суффиксы -ОВА, -ЕВА,- ИРОВА маринОВАННый, иллюстрИРОВАННый, линОВАННый 4. при причастии есть зависимое слово солёННые в бочке огурцы, назваННый братом

  • Слайд 82

    ЗАПОМНИ!!!!!

    неждаННыймедлеННый негадаННыйжелаННый неожидаННыйотчаяННый нечаяННыйжемаННый лишёННыйчекаННый невидаННыйсчитаННый неслыхаННый делаННый свящеННый

  • Слайд 83

    ЗАПОМНИ!!!

    видеННый, даННый, желаННый,жемаННый, медлеННый, невидаННый, негадаННый, чваННый, чекаННый, неждаННый, неслыхаННый, нечаяННый, свящеННый, обещаННый, отчаяННый, лишёННый, свящеННый, считаННые

  • Слайд 84

    В полных отглагольных прилагательных Н

    1. От глаг. Несов. Вида. гружЁНый – грузить солЁНый – солить НО!!! ЗАгружЕННый, солЁННый в бочке. 2. НЕ не влияет на написание Н НекошЕНый – кошЕНый – косить(нес.в) мощЁНые, ломаНый

  • Слайд 85

    ЗАПОМНИ!!!

    назваНый ( брат) контужЕНый посажЁНый (отец) крещЁНый непрошЕНый ( гость) смышлЁНый (ребёнок) ранЕНый коваНый жёваНый НО!!! ИЗранеННый, ранеННый в бою, ПОДковаННый, коваННый в кузнице

  • Слайд 86

    В кратких причастиях

    Запомни!!! Всегда Н встревожЕННый – встревожеНа засушеННый – засушеНы свареННые – свареНы

  • Слайд 87

    В кратких отглагольных прилагательных (на первый план выходит ПРИЗНАК предмета)

    НН Дети рассеяННы – рассеяНые Население было взволновано сообщением по радио. - Море сегодня взволнованно. Территория около нового дома еще не благоустроена . - Территория около нового дома была мала, неблагоустроенна .

  • Слайд 88

    В сложных прилагательных

    Пишется -Н-: 1. В сложном прилагательном, образованном повторением прилагательного с -Н- и приставкой пере-: глажеНый-переглажеНый стираНый-перестираНый штопаНый-перештопаНый 2. В сложных прилагательных, образованных из сочетания наречия и отглагольного прилагательного: гладкокрашеНыйсвежеморожеНыйдомоткаНый  

  • Слайд 89

     В сложных прилагательных Пишется -НН-: В сложных прилагательных, образованных из сочетания наречия и отглагольного прилагательного  с приставкой: гладкопокрашеННыйсвежезаморожеННый  

  • Слайд 90

    В наречиях

    Столько Н, сколько в словах, от которых они образованы изумлёННо – изумлЁННый (прич) торжествЕННо – торжествЕННый(прил) исреННе – искрЕННий (прил) бешеНо – бешеНый (отглаг. прил) невидаННо – невидаННый ( отглаг. прил)

  • Слайд 91

    В существительных

    если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н: бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), именин-ник (именины), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), беспридан-ниц-а (приданое), бессон-ниц-а (сон), звон-ниц-а (звон), полен-ниц-а (полено); Запомни!!! Н пишется в словах: багрян-ица (багряный), варен-ик (вареный), ветрен-ость, ветрен-ик, ветрен-ица (ветреный), дровян-ик (дровяной), коноплян-ик (конопляный), копчен-ости (копченый), маслен-ица (масленый), мудрен-остъ (мудреный), смышлен-ость (смышленый) и т. п., а также в словах ольшан-ик, омшан-ик.

  • Слайд 92

    -НН- если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн, или от причастия:болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенн-ость (доверенный), жеманн-ица (жеманный),

  • Слайд 93

    Все приставки по написанию делятся на четыре группы

    Не зависят от произношения, не меняются Зависят от значения приставок Зависят от последующей согласной Зависят от ударения

  • Слайд 94

    Неизменяющиеся приставки

    Об- Пред- В- От- Пере- Над- Под- До- О- По- На- За- С-

  • Слайд 95

    Изменяющиеся приставки Перед глухой Перед звонкой и гласной С з воз-, из-, через-, вз-, низ-, раз-, без- и др. вос-, ис-, черес-, вс-, нис-, рас-, бес- и др.

  • Слайд 96

    Приставки, зависящие от значенияпре- и при-

    Приближение Присоединение Расположение вблизи Неполнота действия Близка к «пере-» Заменить «очень» Вопреки правилу пишутся: ПРИСКОРБНЫЙ – «очень скорбный» (горький, печальный) ПРИЧУДЛИВЫЙ – «очень чудный, затейливый»

  • Слайд 97

    ЗАПОМНИ: пре- и при-

    презирать(ненавидеть) и призирать (давать приют); преклонить(голову) и приклонить (ветку к земле); претворить(мечту в реальность) и притворить (дверь);  претерпеть(неудобства) и притерпеться (к неудобствам);  преходящий (момент) и приходящий (почтальон). Примечание . Есть слова преумножить и приумножить , преуменьшить и приуменьшить. (Слова в каждой из этих пар, согласно словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., имеют одинаковое значение.) В следующих словах пре- и при- входят в состав корня: предмет, прекословить, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пресловутый, претить; прибор, привередливый, приказать, приличный, примитивный, притязание, причастный, причина, неприязнь.

  • Слайд 98

    Запомни правописание иноязычных приставок!

    А-, (-АН), АНТИ-, АРХИ-, ГИПЕР-ДЕ-, ДЕЗ-, ДИС, ИНТЕР-, ИНФРА, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, ПРОТО-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, УЛЬТРА-, ЭКСТРА-.

  • Слайд 99

    Правописание корней

  • Слайд 100

    Повторим теорию

    Безударные гласные корня непроверяемые проверяемые чередующиеся

  • Слайд 101

    Непроверяемые гласные в корне

    Существует большое количество слов, в которых правописание гласной не проверяется ударением. Большей частью это заимствованные слова. Их написание проверяется по словарю, поэтому они называются словарными. Например: винегрет, дирижер, авангард, дилемма, дизайн, контраст, иждивенец, карнавал, катастрофа, президент, пародия, комфорт, метель, мачеха, резюме, кощунство, сатира, корысть, эстакада…

  • Слайд 102

    Проверяемые гласные в корне

    Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласная была по ударением. 1. Подбор однокоренного слова: пожалеть — жалкий, динамичный — динамика 2. Изменение формы слова: вода — водный, доска — доски

  • Слайд 103

    Важно! 

    Нельзя проверять гласную в корне глаголами с суффиксами -ИВА- (-ЫВА-), поскольку может происходить чередование О/А (опоздать — поздно, а не опаздывать); Слова с сочетаниями -ОЛО-/-ОРО- и -РА-/-ЛА-  проверяются только словами с такими же сочетаниями (для проверки слова ГОРОД нельзя использовать слово ГРАД…)

  • Слайд 104

    Чередующиеся гласные в корне

    Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание 5 В русском языке существует ряд корней, гласная в которых может чередоваться в зависимости от определенных условий (о/а, е/и)

  • Слайд 105

    1. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил: Если в слове с данными корнями есть суффикс а, пиши в корне и: убирать, Блистать нет суффикса а, пиши е: берёт, блестеть. Исключения: сочетание, сочетать

  • Слайд 106

    2.Чередование гласных в корнях кос//кас: коснуться — касаться Если в слове есть суффикс а, пиши в корне а: касаться, касание, нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

  • Слайд 107

    3.Чередование гласных в корнях мок//мак: вымок — макать Если в словах с корнями -мок-// -мак- значение: «пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем, «погружать в жидкость», пиши а: макать.

  • Слайд 108

    4. Чередование гласных в корнях ровн//равн: выровнять —уравнять Если в словах с корнями -ровн-// -равн- значение: «ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки, «равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний. Исключения: равнина, уровень, ровесник, поровну, равняйсь

  • Слайд 109

    5. Чередование гласных в корнях гор//гар, твор//твар, клон//клан: блин подгоре´л Если корни -гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон- без ударения, пиши о: гори´т, клони´лся, твори´ть, под ударением, пиши, как слышишь: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь. Исключения: выгарки, пригарь, утварь

  • Слайд 110

    6. Чередование гласных в корнях зор//зар: заря´ Если корни -зар-//-зор- без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри. Исключение: зорева´ть, зорянка

  • Слайд 111

    7. Чередование гласных в корнях плов//плав: поплаво´к– пловцы´ (искл.) Если корни -плав-//-плов- без ударения, пиши а: поплаво´к, под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в. Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

  • Слайд 112

    8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч: выросло растение, слагаемое — сложение, скакать — выскочка Если в корне рос//раст//ращ согласные: с, пиши о: росла, ст или щ, то а: расти, выращенный, Если в корне лаг//лож согласная ж, пиши о: предложение, г, то а: слагаемое, Если в корне скак//скоч ч, пиши о: выскочка, к, то а: скакалка. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль; скачок, скачу 88 89 90 91

  • Слайд 113

    задание6

    Прочтите текст и выполните задания 6-8. (1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.  (3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай. (5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась. (14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила. (15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами. (21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера. (22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она. (23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно. (25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить. (26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу? (27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал. (32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке: 

  • Слайд 114

    (33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу? (34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка. (35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала: (37)– А для чего они отдают грушу тете Вере? (38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу. (39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось. (40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину. (41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. (43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель. (50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим. (53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. По Ф. Искандеру 

  • Слайд 115

    Задание 6 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

     Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем. 2) Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал. 3) Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее. 4) Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие. 5) По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель.    145

  • Слайд 116

    Тренируемся. Задание 6

    https://rus-ege.sdamgia.ru https://self-edu.ru http://russkiy-na-5.ru https://academyege.ru

  • Слайд 117

    ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 

    Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. 2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 3) Бессилие лжи было очевидным. 4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки.  25

  • Слайд 118

    Тропы

    Троп- это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности Основные виды тропов Аллегория Гипербола Литота Метафора Метонимия Синекдоха Перифраза Ирония Сравнение Эпитет Олицетворение Фразеологизм

  • Слайд 119

    Аллегория

    Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты.

  • Слайд 120

    Перифраза

    ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета

  • Слайд 121

    Литота

    Литота(простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

  • Слайд 122

    Ирония

    Ирония (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. создание комического эффекта; способ выражения авторской позиции; средство характеристики героя .

  • Слайд 123

    Гипербола

    Гипербола (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

  • Слайд 124

    Метонимия

    Метонимия - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств; создание более ярких, выразительных образов

  • Слайд 125

    Эпитет

    Эпитет - это образное определение, отличающееся от простого выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. характеризует предметы и образно описывает действия, придаёт речи красочность и выразительность; подчёркивает какие-либо характерные свойства, качества;

  • Слайд 126

    Фразеологизм

    Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

  • Слайд 127

    Олицетворение

    Олицетворение — стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, понятию, приписываются качества или действия, присущие человеку.

  • Слайд 128

    Сравнение

    Сравнение - оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений.

  • Слайд 129

    Метафора

    Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку

  • Слайд 130

    ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

    Найдите в тексте синоним к слову ШЛЕПАЕТСЯ (предложение 5). Выпишите этот синоним.    падает

  • Слайд 131

    Стили речи

    разговорный книжные художественный Официально-деловой публицистический научный

  • Слайд 132

    Окраска слов

    нейтральная Стилистически окрашенное разговорное книжное просторечное

  • Слайд 133

    СИНОНИМЫ

    СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.   Например:  сказать - произнести, дом - жилище, бегемот - гиппопотам.

  • Слайд 134

    СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД

    СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД - это ряд слов одной и той же части речи, близких по значению. Каждое из синонимов в ряду может употребляться в одном стиле речи и не употребляться в другом. Например:  физиономия - лик - морда - лицо. Слова "физиономия" и "морда" употребляются только в разговорном стиле. Слово "лик" употребляется в художественном стиле. А вот слово "лицо" может употребляться в любом стиле, поэтому считается нейтральным.

  • Слайд 135

    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ

    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ - это синонимы, не прикрепленные к определенномуречи, лишенные стилистической окраски.

  • Слайд 136

    Например:  слово "бесконечный" является стилистически нейтральным по отношению к синонимам "безграничный", "беспредельный", "необъятный", "необозримый", "бескрайний", "безбрежный", которые употребляются в художественном стиле; слово "казаться" будет нейтральным по отношению к синонимам "чудиться", "мерещиться", употребляющимся в разговорном стиле, и к словам "грезиться", "мниться", которые употребляются в художественном стиле.

  • Слайд 137

    Антонимы

    Антонимы- это слова, противоположные по значению и относящиеся к одной и той же части речи.

  • Слайд 138

    Формулировка задания 9.1

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 139

    Лингвистика(языкознание, языковедение;от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Основное содержание такого сочинения – это разъяснения по лингвистическому материалу, характеризующему систему русского языка.

  • Слайд 140

    Этот материал *охватывает не только  разделы науки (фонетика, лексика, морфология, синтаксис, стилистика и другие), но и: *рассматривает различные лингвистические понятия:  знаки препинания, синонимы,  частицы, глаголы, суффиксы и т.п. Запомни! В сочинении - рассуждении 9.1 необходимо своими словами Ø объяснить смысл высказывания по тезису и Ø привести 2 примера из прочитанного текста, Ø подытожить, обобщить свои  размышления.

  • Слайд 141
  • Слайд 142

      Структура сочинения – рассуждения

  • Слайд 143
  • Слайд 144
  • Слайд 145

    Требования к сочинению Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): 1 абзац - тезис, 2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления, 3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления, 4 абзац - вывод. 

  • Слайд 146

    Схема построения: Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.    Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис.    Тезис – это то, что доказывается или объясняется. В основной части обязательно приводятся аргументы.    Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

  • Слайд 147

    ШАБЛОН:  Данная реплика принадлежит _________________. Она свидетельствует о том, что _______________________________________________________________.Докажу свои рассуждения _____________________________________________________.  Во-первых, _____________________________________________________  ___________________________________ (предложение ...). Во-вторых, ________________________________________________________________________________________(предложения … ). Таким  образом,_______________________________________________. 

  • Слайд 148

    Интернет-источники

    http://pptcloud.ru/up/datas/186049/012.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c72/0010d551-9caea84b/img29.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c72/0010d551-9caea84b/img30.jpg http://zelenaoge.blogspot.com/ https://st.depositphotos.com/1758000/2947/v/950/depositphotos_29477577-stock-illustration-eyewear-glasses-teacher-touching-chin.jpg http://co8tula.ru/upload/iblock/bb0/bb0e221dd6a1791e0586021e7500bb95.gif

  • Слайд 149

    Задание С 9.2

    Задание проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смыслключевого фрагмента текста (как правило,это финал, в котором заключенаглавная мысль (идея)исходного текста).

  • Слайд 150

    ЭТАП ПЕРВЫЙ Знакомство с текстом и повторение изученного: что такое тема, идея, тезис, как сформулировать тезис, как построить сочинение-рассуждение

  • Слайд 151

    Обратите внимание!

    Идеятекста всегда связана с главным героем текста; основным событием текста.

  • Слайд 152

    Тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое указывает на то «новое», что по этой теме будет говориться. Сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!

  • Слайд 153

    Примерная схема анализа текста

    Понимание смысла текста Формулировка тезиса о смысле фразы текста. Развертывание тезиса с помощью комментариев к нему. Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов.

  • Слайд 154

    Работа с текстом: алгоритм действий

    Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста.

  • Слайд 155

    4. Подумайте, как можно начать своё сочинение. 5. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

  • Слайд 156

    Как увидеть автора в тексте художественного стиля?

    Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир.  Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах.  Автор словамирисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы а) дать возможность читателю представить описываемые события; б) передать свои эмоции; в) вызвать ответные чувства и переживания.  Автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, его поведение, речь, отношение к нему окружающих и т.д.

  • Слайд 157

    Обратите внимание!

    Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора. Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

  • Слайд 158

    Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д

  • Слайд 159

    Структура сочинения 9.3

    Шаг 1: Тезис. Даём определение слову/понятию. Шаг 2: Аргумент 1: из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения. Шаг 3: Аргумент 2: из собственного жизненного опыта. Шаг 4:Вывод. Всочинении должно быть как минимум 3 (ТРИ) абзаца!!! Количество слов – не менее 70!!!

  • Слайд 160

    Клише

    Тезис (толкование предложенного в задании понятия, ответ на поставленный вопрос). ……… - это ……… ……… человеком можно назвать того, кто …… ……… человек – это такой человек, который в определённой ситуации может …….. Что такое ………? Какого человека можно назвать ……..? ……….., как мне кажется, это …..

  • Слайд 161

    Клише

    1) Пример – аргумент из текста. Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что ……. Анализируя поступки героя данного текста, можно увидеть, что ……. Размышляя о ………, обращусь к предложенному тексту, автор которого показывает яркий пример …… Нельзя не заметить, что герой данного текста……

  • Слайд 162

    1) Пример – аргумент из личного опыта. С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, ….. Подтверждением тому, что …. людей, к счастью, много, являются события, связанные с…. Чтобы доказать необходимость …… в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению ….). III. Вывод (заключение, повторяющее несколько по-иному тезис). Таким образом, …. Повторюсь: ……. Итак, …… Подводя итог сказанному, отмечу: ……. Очень хотелось бы, чтобы ……

  • Слайд 163

    Как начать?

    Я думаю, что каждый человек хоть раз в жизни задумывался над сложным вопросом, что такое …- Что такое ……………? Отвечая на этот вопрос, невольно становишься перед выбором. С одной стороны – это ………. . С другой - ……………….. . ШАГ 2. Аргументация с опорой на текст. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Обратимся к тексту (ФИО автора), в котором повествуется о взаимоотношениях/ проявлении чувства ………………………(предложения …). Автор текста (ФИО автора) также размышляет над тем, что такое … . Он рассказывает о …………………. (об этом говорится в предложениях …). (примерно 35-40 слов)

  • Слайд 164

    ШАГ 3. Аргумент из жизненного опыта

    Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. Выдержка из сочинения: У меня был друг. Я его ревновала ко всему, что движется… (что такое ЛЮБОВЬ) Можно привести аргумент из читательского опыта. ШАГ 4. Вывод Формулируем вывод. Таким образом, ……. Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что …… Следовательно, ………. Хочется верить, что в нашем обществе … (примерно 15 слов)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке