Презентация на тему "Формирование орфографической зоркости"

Презентация: Формирование орфографической зоркости
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 1-4 класса на тему "Формирование орфографической зоркости" по русскому языку. Состоит из 46 слайдов. Размер файла 2.93 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Формирование орфографической зоркости
    Слайд 1

    Сабанова Елена Владимировна МОУ средняя школа № 2 г. Лысково «Формирование орфографической зоркости младших школьников»

  • Слайд 2

    Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.

  • Слайд 3

    Актуальность

    Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определенные упражнения.При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы.

  • Слайд 4

    Цель:

    Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографической зоркости младших школьников.

  • Слайд 5

    Задачи:

    Выявить сущность исследуемого понятия Выделить условия формирования орфографической зоркости Проанализировать программы и учебники русского языка для начальных классов с целью выявления соответствия между содержанием учебника и целью исследования Составить подборку упражнений для развития грамотного письма. Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма.

  • Слайд 6

    Вечная проблема орфографической зоркости

    Замочек? Замочик?

  • Слайд 7

    Причины орфографических ошибок

    Неумение ученика контролировать себя во время письма. Неумение применять приобретённые знания. Недостаточное развитие фонематического слуха. Небольшой объём словарного запаса и, как следствие, трудности в подборе проверочных слов Дефекты речи, неустойчивое внимание, недостаточное развитие оперативной памяти, быстрая утомляемость и т.д.

  • Слайд 8

    Сущность орфографической зоркости

    Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма

  • Слайд 9

    Почему нужна специальная работа над орфографической зоркостью?

    Она нужна потому, что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник и др.) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.

  • Слайд 10

    База:

    МБОУ СОШ №2 г. Лысково 21 ученик «Г» класса, обучающихся по программе Соловейчик М.С.

  • Слайд 11

    Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

    активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

  • Слайд 12

    Программы начальной школы

    Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традиционная программа «Начальная школа 21 века» под. ред. Н. Ф. Виноградовой УМК «Гармония»

  • Слайд 13

    В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» формирование умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через:

    осознанный подход систему упражнений самоконтроль ученика Как устроен наш язык Правописание. Развитие речи. Блочный подход -

  • Слайд 14

    В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через:

    Принцип переслаивания большой объем теоретического материала активизацию мыслительной и познавательной деятельности и создание творческих способностей большой объем словарного материала обучение правописанию на грамматической основе

  • Слайд 15

    В учебно-методическом комплекте «Гармония» цель формирования умений и навыков грамотного письма и безошибочного письма реализуется через Осознанный подход Систему упражнений, выполняемых на слух и при зрительном восприятии Самоконтроль ученика Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места в слове

  • Слайд 16

    Выводы

    В развивающей системе Л. В. Занкова- морфологический подход В обновленных традиционных программах «Начальная школа 21 века» и УМК «Гармония »- фонемный подход

  • Слайд 17

    Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в программах начальной школы

    Осознанное отношение к слову. Фонематический слух. Умение ставить ударение и обнаруживать безударные гласные. Представления об орфограмме. Упражнения для выработки орфографической зоркости. Письмо с пропусками. Специально организованное списывание. Работа над ошибками. Графические и цифровые обозначения орфограмм. Диагностика орфографической зоркости.

  • Слайд 18

    Когда можно начинать формирование орфографической зоркости?

    Только после того, как у детей уже начал проявляться фонетический слух, когда накопился определенный опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква».

  • Слайд 19

    Почему работу важно начинать в период обучения грамоте?

    1. Именно в данный период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям, то в дальнейшем восполнить пробел, наверстывать будет сложнее. 2. Важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» при письме местах, научились их находить в словах, приучились ставить перед собой орфографические вопросы, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами нахождения ответа на них.

  • Слайд 20

    Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с признаками самой распространенной группы орфограмм русского языка и начало формирования орфографической зоркости учащихся.

  • Слайд 21

    Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение нескольких орфографических правил:

    - оформление границ предложений; - раздельное написание слов; - большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах; - правописание ударных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; - правила переноса.

  • Слайд 22

    Условия формирования орфографической зоркости

    На самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также развитие у них всего комплекса фонетических умений. Познакомить с признаками наиболее частотных орфограмм. Систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения постепенно усложняя условия, в которых решается орфографическая задача.

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Формирование фонетических умений (виды упражнений)

    ♦ Соотнесение слова и схемы ♦ Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова ♦ Исправление ошибок в составленных фонетических моделях. ♦ Узнавание «рисующих» звуков Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели.

  • Слайд 25

    Упражнения при восприятии материала на слух

    1.Определение, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть – сколько, гласные или согласные. 2. Фонетико-орфографический разбор: составление звуковой схемы слова и обозначение в ней тех мест, которые при письме станут «опасными».

  • Слайд 26

    Технология проведения диктанта.

    1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети слушают его, чтобы запомнить. 2. Дети записывают его схематически (черточками), подчеркивают «опасные места», требующие применения известных правил (о раздельном написании слов, о большой букве). 3. Диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами. Если встречаются предлоги в, с, к, которые не составляют слога, дугу не чертят.

  • Слайд 27

    4. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждое слово, чтобы поставить ударение; отмечают «опасные места». 5. Я читаю предложение еще раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах вписывают в дугу нужную букву.

  • Слайд 28

    6. Под орфографическую самодиктовку первоклассники записывают предложение и отмечают «опасные места». При этом они уже знают: там, где я читала «как говорим», они пишут буквы в соответствии со звуками, в других случаях у них уже есть буква-подсказка. 7. Под мое чтение учащиеся проверяют, читая по слогам и помогая себе карандашом.

  • Слайд 29

    Упражнения при зрительном восприятии материала

    1. Нахождение «опасных мест» на страницах букваря, прописи, на доске, карточке и т.д., их обозначение. 2. Два вида чтения печатного слова: «как написано» и «как говорим», т.е. орфографическое и орфоэпическое (с предварительным обозначением орфограмм и без него); наблюдение за сходством и различием написания и произношения. 3.Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций.

  • Слайд 30

    Основные операции

    1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить 2. Отмечаем «опасные места». 3. Читаем еще раз вслух так, как написано. 4. Повторяем, как было написано (не глядя на запись). 5. Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места». 6. Открываем и проверяем: читаем по слогам – все ли звуки обозначены; сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.

  • Слайд 31
  • Слайд 32

    Осознанные орфографические действия предполагают:

    а) обнаруживание орфограмм; б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться; в) применение правила, если оно известно; г) самопроверку написанного.

  • Слайд 33

    Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.

  • Слайд 34

    Обучение орфографииво 2 классе.1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» - изучается сразу после повторения 1 четверти, авторой – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»- охватывает всю 3 четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

  • Слайд 35

    2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем. 3. На этом же этапе вводится особый вид письма – «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают.

  • Слайд 36

    4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен (3 четверть) – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

  • Слайд 37

    5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями

    1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе. . 2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: КАК искать проверочные слова

  • Слайд 38

    Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание.

  • Слайд 39

    Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции.В начальной школе прослеживается позиционный принцип русской орфографии (написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются).

    Морфема — это самая маленькая значимая часть слова. Самая главная морфема — это корень, несущий основной смысл слова. Остальные морфемы, несущие “смыслиночки”, — приставка, суффикс, окончание — называются аффиксами.

  • Слайд 40

    Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится орфограмма. Если орфограмма в корне – ищет проверочное слово. Написания приставок и суффиксов запоминаются. Написание окончаний зависит от правила проверки данной части речи.

  • Слайд 41
  • Слайд 42

    Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости

    Комментированное письмо Письмо с проговариванием Письмо с пропуском орфограмм. Какографические упражнения. Письмо по памяти. Работа с группой предложений по системе Федоренко. Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) Сигнальные карточки (круг- сигнал) Перфокарты. Предупредительный, объяснительный, зрительный диктанты, письмо по памяти. Выборочный диктант, выборочное списывание Взаимосвязь звуко - буквенного анализа, разбора по составу с орфографическим разбором. Диктант «Проверь себя». Подготовка заданий на изученное правило для товарища. Взаимоконтроль по процессу при работе в парах. Анализ заданий и текста упражнений Корректировка письма.

  • Слайд 43
  • Слайд 44

    Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Развивать фонематический слух. Прививать интерес к чтению. Развивать словарный запас детей. ВЫВОД

  • Слайд 45

    Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

  • Слайд 46

    Литература

    Львов, М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - 1990 Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл.: Кн. Для учителя – М.: Дрофа - 2001. Передовой педагогический опыт: творчество учителей начальных классов – Барнаул: АКИПКРО - 1994. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка // Начальная школа №6, 1991.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации