Презентация на тему "Фразеологизмы"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, благодаря которой ученики познакомятся с фразеологизмами и их значениями. Наглядные примеры и история возникновения того или иного оборота речи, поможет детям быстрее ухватиться за суть раскрываемой темы.

Краткое содержание

  • Знакомство с фразеологизмами
  • Тематические загадки
  • Синтаксическая работа
  • Этимология выражений
  • Употребление фразеологизмов

Содержание

  • Слайд 1

    Урок русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

    Балакирева Татьяна Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ СОШ № 256

    с углублённым изучением отдельных предметов

    ГО ЗАТО г. Фокино

    Приморский край

    Фразеологизмы

  • Слайд 2

    Отгадайте загадки

    Товарищ твой просит украдкой

    Ответы списать из тетрадки.

    Не надо! Ведь этим ты другу

    Окажешь … .

    Фальшивят, путают слова.

    Поют кто в лес, … .

    Ребята слушать их не станут:

    От этой песни уши ... .

  • Слайд 3

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

    Сравните: на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.

  • Слайд 4

    Найдите фразеологизм, объясните его значение

    С виду мы не очень схожи:

    Петька толстый, я худой.

    Не похожи мы, а всё же

    Нас не разольёшь водой!

    (Б. Заходер)

  • Слайд 5

    Найдите объяснение каждому фразеологизму

    Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

    Для справок.Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.

  • Слайд 6

    На заметку

    Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.

    Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю).

    Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.

    Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

  • Слайд 7

    Указать вначале фразеологические обороты со словами - антонимами, затем – с синонимами

    Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; чёрным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.

  • Слайд 8

    Выполните синтаксический разбор предложения

    Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.

    (А.П. Чехов)

    [], и [].

    Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

    (Повествов., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое)

    Каково значение данного фразеологизма?

  • Слайд 9

    История выражения

    В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

    С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

    Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

    Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

  • Слайд 10

    Употребление фразеологизмов

    Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен). (А. Куприн)

    Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипабоится (трус). (М. Алексеев)

    Понимает ли ученица значение использованных в сочинении фразеологизмов? (Упр. 784.)

  • Слайд 11

    Подведём итоги

    Что такое фразеологизм?

    Чем можно заменить фразеологизм?

    Какую роль выполняет фразеологизм в предложении?

    Что вы можете рассказать о происхождении и употреблении фразеологизмов?

  • Слайд 12

    Объяснение домашнего задания

    Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору):

    1. Об этом фразеологизме хочется рассказать.

    2. Фразеологизмы – свидетели истории народа.

    3. Эти фразеологизмы создали писатели.

    4. Эти фразеологизмы стали пословицами.

  • Слайд 13

    Использованные материалы

    http://idioms.chat.ru

    Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1988

    Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2001

    Купалова А.Ю. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2010

    http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/file/977260/

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд