Презентация на тему "Функциональная характеристика языка"

Презентация: Функциональная характеристика языка
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Функциональная характеристика языка" по русскому языку, включающую в себя 19 слайдов. Скачать файл презентации 0.5 Мб. Средняя оценка: 3.1 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Функциональная характеристика языка
    Слайд 1

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯХАРАКТЕРИСТИКАЯЗЫКА. Список рекомендуемой литературы:1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., 1975.2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Пер. А. А. Грузберга — Екатеринбург: ЛИТУР, 1999 3. Брудный А.А. «Психологическая герменевтика».М.,1998.4. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000, с.36-39.5. Зубкова Л.Г. Функции языка в отношении к миру и к человеку (В работе «Общая теория языка в развитии». – М, 2003. С.447-454).6. Кронгауз М.А. Семантика. М.,2001. С.65-70. 7. Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969;8. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996, с.14-27.9. Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация // ВЯ. 1979. №6. 10. Слюсарева Н.А. Методологический аспект понятия функции языка // Известия АН СССР. 1979. Т.38. №2.11. Слюсарева Н.А. Функции языка. ЛЭС. М., 1990, с.564-565.12.Степанов Ю. С., Семиотическая структура языка (три функции и три формаль-ных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973, т. 32, № 4.13. Сыроваткин С. Н., Значение высказывания и функции языка в семиотической трактовке, «Вопросы языкознания», 1973, № 5.14. Функциональная характеристика языка. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С.241- 254.15. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сб. статей. М., 1975. С.193-230©Милютина М.Г.

  • Слайд 2

    I. История разработки вопроса

    Термин «функция» пришёл в языкознание, с одной стороны, из физиологии и социологии, а с другой стороны – из математики. В первом случае под функцией понимается роль, употребление, назначение языка в человеческом обществе, во втором – язык, как строгая система, есть функция, т.е. детерминированноесоответствие (зависимость) единицодногомножестваединицамдругогомножества. От того, как понимается язык и его сущность, зависит и то, какие функции ему приписываются.

  • Слайд 3

    Генеральная тенденция в эволюции понимания функций языка (в его отношении к миру и человеку) может быть определена как «прогрессирующее их «человечение» по мере развития самосо-знания человека, по мере роста его автономии во вселенной» (Зубкова Л.Г.)

    В «Тезисах Пражского лингвистического кружка» (1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и описаны две функции речевой деятельности: общения и поэтическая. Одним из первых поставил проблему функциональной дифференциации языка (и речи) Лев Петрович Якубинский в статье «О диалогической речи» (1923).  Понятие «функциональности речи» встречается в те же годы и в работах членов Московского лингвистического кружка, в особенности у Григория Осиповича Винокура.

  • Слайд 4

    II. Основные функции языка. РАЗЛИЧИЕ ПОДХОДОВ И КЛАССИФИКАЦИЙ.

    Функции языка первоначально стали систематизировать в соответствии со структурой коммуникативного (речевого) акта, простейшая схема которого выглядит так. говорящий сообщение слушающий

  • Слайд 5

    К.Бюлер в работе «Теория языка. Репрезентативная функция языка» (1934), опираясь на модель канонической речевой ситуации, необходимыми элементами которой являются говорящий, слушающий и положения вещей, о которых идёт речь, выделил три функции языка:

    1) функциювыражения, или экспрессивную, которую соотнёс с говорящим, 2) функциюобращения, или апеллятивную, которую соотнёс со слушающим, и 3) функциюсообщения, представления, или репрезентативную, которую соотнёс с предметом, о котором идёт речь. ※ Карл Людвиг Бюлер (нем. KarlLudwigBühler, 27 мая 1879, Мекесхайм, Баден — 24 октября 1963, Лос-Анджелес) — немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию.

  • Слайд 6

    Р.О.Якобсон «Лингвистика и поэтика».

    Сообщение (референция) – коммуникативная Ф. + когнитивная Ф. Адресант + адресат – регулятивная Ф. + экспрессивная Ф. Контакт – контактоустанавливающая Ф. (фатическая) Код – метаязыковая Ф. Контекст – поэтическая (эстетическая) адресант адресат контекст сообщение (референция) контакт код

  • Слайд 7

    Якобсон, Роман Осипович

    Рома́н О́сипович Якобсо́н (англ. Roman Jakobson, 11 (23) октября 1896, Москва — 18 июля 1982, Бостон, США) — российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью. Участник Первого русского авангарда. Труды по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания.

  • Слайд 8

    американский психолог Э.Берн«Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений».

    Речевое взаимодействие является частным случаем взаимодействия вообще. Четыре основных типа взаимодействия: времяпрепровождение, ритуал, игра, процедура.

  • Слайд 9

    Берн, Эрик Леннард

    Э́рик Ле́ннард Берн (англ. Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910 г., Монреаль, Канада — 15 июля 1970 г.) — американский психолог и психиатр. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. transaction — сделка, соглашение), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

  • Слайд 10

    Витгенштейн, Людвиг

    Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein; 26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии. Первая произошла, когда его «Логико-философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.

  • Слайд 11

    К лингвистическим играм, по мнению Л.Витгенштейна, можно отнести самые разнообразные формы обращения к языку: выражение приказов и подчинение им, описание внешнего облика объекта или его физических параметров, конструирование объекта в соответствии с описанием, отчет о событии, размышление о событии, составление и проверка гипотез, представление результатов эксперимента в таблицах и диаграммах, составление рассказа и его чтение, актерское мастерство, пение, отгадывание загадок, придумывание шутки и ее пересказ, решение проблемы с помощью арифметических действий, перевод с одного языка на другой, постановку вопроса, выражение благодарности, проклятия, приветствия, молитвы и многое другое.

  • Слайд 12

    Две основные потребности человека:1. потребность познания окружающей действительности 2. потребность общения и взаимного урегулирования поведения членов человеческого сообщества«человек – человек»- коммуникативная Ф«человек - мир» - когнитивная Ф

  • Слайд 13

    Брудный Арон Абрамович (р.13.01.1932) — специалист по философской антропологии, общей семантике и психолингвистике; доктор филос. наук, проф. «Психологическая герменевтика». М., 1998

    В сфере общения ведущей функцией языка является коммуникативная. В речевой деятельности она выступает в одном из трех возможных вариантов: а) индивидуально-регулятивная функция; б) коллективно-регулятивная функция; в) саморегулятивная функция

  • Слайд 14

    ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙКЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКА

    В настоящее время в лингвистике принят полифункциональный подход к языку. В лингвистической литературе выделяют тесно связанные с коммуникативной ещё две взаимосвязанных функции языка (их выделение в качестве самостоятельных отнюдь не бесспорно): функциювыражениямысли и функциюконструированиямысли (конструирующую). А. Мартине постулирует наличие трёх Ф. я.: главной — коммуникативной, выразительной (экспрессивной) и эстетической, тесно связанной с первыми двумя.

  • Слайд 15

    Алексей Алексеевич Леонтьев Язык, речь, речевая деятельность

    Предлагает выделять следующие функции: коммуникативную, орудия мышления, овладения общественно-историческим опытом, национально-культурную, орудия познания.

  • Слайд 16

    В. А. Аврорин Проблемы изучения функциональной стороны языка

    В числе функций языка назвал четыре: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли), конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления обществ, опыта и знаний). В числе функций речи — шесть: номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую, магическую и этническую.

  • Слайд 17

    Вольфганг Дресслер приводит функции, соответствующие уровням языка.

    Он выделяет: функции фонологические, функции морфосемантической и морфотактической мотивации (главные функции морфологии), лексическую функцию обогащения лексикона (словообразовательный уровень), функцию предикации (синтаксический уровень)

  • Слайд 18

    Базовые функции взаимно обусловливают друг друга, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. Вторичные, сопутствующие основным функции сопровождают их, являются по своей сути частными проявлениями основных, базовых функций языка. Схематически такую функциональную иерархию можно представить приблизительно следующим образом:___________________________________________________________________БАЗОВЫЕ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ || ЧАСТНЫЕ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ___________________________________________________________________

    Коммуникативная функция Когнитивная функция Эмотивная функция Фатическая, или контактоустанавливающая функция. Регулятивная, или апеллятивная, иливолюнтативная, иликонативная функция. Метаязыковая функция. Сигнальная функция. Мыслеобразующая функция Магическая функция Функция орудияпознания и овладенияобщественно-историч. опытом. Функция хранения информации, или аккумулятивная. Функция номинации (денотации). Функция референции (соотнесения) Функция предикации Модальная функция Поэтическая, эстетическая функция

  • Слайд 19

    ДРУГИЕ ТИПЫ КЛАССИФИКАЦИЙ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА В современной лингвистике принято также разграничивать функции на внутриструктурные, общественные и частные.1. Внутриструктурные функции (выражение языковой формой определенного смысла, содержания):а) мыслеформирующая (язык – средство формирования и выражения мысли).б) номинативная (слово – средство наименования предметов и явлений).2.Общественные функции (роль в человеческом обществе):а )коммуникативная: язык – универсальное средство общения.б)когнитивная: язык – средство познания, (накопления общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной культуры).3. Частные функции:а) экспрессивная – функция выражения настроений и эмоции говорящегоб) контактоустанавливающая (фатическая)в) эстетическая – литература, кино, театрг) апеллятивная – функция призыва, побуждения.д) метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык для описания общения).е) оценочнаяж) аккумулятивная, накопительная, накопления и передачи опыта.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке