Презентация на тему " Готовим к ЭГЭ по русскому на литературе"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Удачный пример сочетания литературы и русского языка. Педагог создал презентационную работу для подготовки учащихся к нормам ЕГЭ, на примере которой показал, как тесно связаны между собой эти два предмета.

Краткое содержание

  • Работа с текстом
  • Алгоритм пересказа
  • Алгоритм составления характеристики персонажа
  • Алгоритм составления словесного описания
  • Алгоритм сравнения
  • Niti-методика
  • Комплексный анализ текста
  • Диагностика
  • Наглядные примеры работы с текстом

Содержание

  • Слайд 1

    Готовим к ЕГЭ по русскому языку на литературе?

    О методике работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы

  • Слайд 2

    Интеграция уроков русского языка и литературы

    Понятие интеграция происходит от лат. Integer – целый, что подразумевает восстановление

    некоего единого пространства

    Основные приемы интеграции

    • На уроках литературы анализируется язык художественных произведений (лексика синтаксис, средства художественной выразительности).
    • Уроки по развитию речи подчинены формированию навыка
    • определить рамки сочинения, объем и взаимосвязь его основных частей – вступления, главной части и заключения; написание фрагментов сочинения, конструирование предложений
    • с использованием синонимических синтаксических конструкций; лингвистический анализ художественных текстов.

  • Слайд 3

    Часть С на ЕГЭ по русскому языку

    Итак, от нас требуется:

    1) определить тему и идею текста;

    2)Выделить проблемы, затронутые в тексте

    3)Прокомментировать выявленную проблему;

    4) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;

    5)изложить собственную позицию с привлечением нескольких аргументов.

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, ъ поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста.

    Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (приведите не менее трех аргументов).

  • Слайд 4

    Разработка методических приёмов по формированию у учащихся общеучебных навыков работы

    с текстом

    Самый активный период освоения навыков — 5, 6 и 7-е классы, поэтому большинство алгоритмов и памяток создаются для этих классов.

    Первое правило при работе с алгоритмом — он не даётся ученикам в готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только затем ученики получают его как результат своей работы.

  • Слайд 5

    Алгоритм пересказа

    Алгоритмы для 5–6-х классов. Алгоритм для составления пересказа

    1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица.2. Установить между ними причинно-следственные связи.3. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ.4. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию.5. Составить текст-пересказ.

    Алгоритмы для 7–8-х классов. Расширение алгоритма1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица.2. Составить к ним необходимые пояснения согласно заданию учителя.3. Установить между ними причинно-следственные связи.4. Сформулировать предполагаемый итог (обобщение, оценку).5. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ.6. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию.7. Составить текст-пересказ.

  • Слайд 6

    Алгоритм составления характеристики персонажа

    1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу.

    2. Выделить в этой информации важные, яркие примеры, которые можно процитировать.

    3. Представить героя:

    1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора;2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению;3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера;4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором;5) заключить характеристику собственной оценкой.

  • Слайд 7

    Алгоритм составления словесного описания

    Выделите (выпишите, подчеркните) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).

    Задайте себе вопросы: какую картину я представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет…)?

    “Раскрасьте", то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы); с чем можно сравнить то, что я себе представляю? какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю?

    Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому, используя: введение эпитетов (например: кровать у меня старая, зато весело скрипит); введение в канву описания самого себя, создание “я"- образа (например: я присела под ёлкой, и она мохнатой лапой закрыла меня от дождя).

    Создайте единый образ, то есть составьте текст (устный или письменный) на основе собранного материала.

  • Слайд 8

    Алгоритм сравнения

    1. Определите объекты для сравнения.

    2. Подумайте, какова цель сравнения:

    • лучше представить себе описания, образы…;• открыть новое, необычное, странное, интересное…;• помочь себе оценить сравниваемое;• понять авторскую позицию.

    3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели.

    4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики.

    5. Выполните сравнение объектов, отметив сходства и/или различия между ними.

    6. Сделайте вывод(ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения (помните о цели — п. 2).

  • Слайд 9

    Niti-методика

    Это методики использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов.

    (Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет.)

    НИТИ-методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

    Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239).

  • Слайд 10

    Комплексный анализ текста

    Речеведческий анализ (определение темы, главной мысли, микротем, особенностей композиции текста);

    Стилистический (выделение характерных для данного стиля языковых средств и стилистических приемов);

    Лингвистический анализ (изучение языковых аспектов художественного произведения,

    т.е. понимание того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его «деталь».

  • Слайд 11

    Тексты на уроке русского языка

    Д.С.Лихачев

    «Письма о добром и прекрасном»

    О.М.Безымянная

    Сказки-притчи

    Т.Абрамцева

    Сказки

    Ф.Кривин «Сказки с моралью»

  • Слайд 12

    Ф.Кривин «Разговор об искусстве»

    Какая из пословиц не соответствует содержанию текста?

    Какая из пословиц наиболее точно передаёт идею текста?

    Идея взята из материала словарной статьи Гращенковой А.М.

    «Аллегория»

    Сообщество «Наш орфографический словарь»

    (Сеть творческих учителей)

  • Слайд 13

    Лист мудрости Созерцая малое, можно увидеть вечное .Л е о н а р д о д а В и н ч и.

    Тема _____________________________________________________________________

    Афоризм __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

    Мое толкование ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________

    «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

    Созерцать _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

    Созерцать _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________

    Синонимы

    Малый ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

    Вечное ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

    Антонимы

    Вечный ___________________________________________________________________

    Бессмертный ____________________________________________________________

    Притча – это _______________________________________________________________

    Мое философское открытие на основе «Притчи о ___________________»

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Слайд 14

    Диагностика

  • Слайд 15

     

    Сторожева Т.Ю. (уроки по Обломову) -

    Перова И.Н. («Преступление и наказание», «Война и мир»

    Кленицкая И.Я. «Они не хотят читать классику»

  • Слайд 16

    Сравнение Базарова и П.П.Кирсанова

    1. Сравните портреты героев (называем главы) и отметьте те детали, которые указывают на особые их внутренние качества. Найдите в тексте примеры того, как эти качества героев проявились.

    2. Сравните в Х главе взгляды героев на аристократию, народ, природу и искусство. Найдите в других главах примеры, дополняющие сведения о мировоззрении героев.

    3. Сравните поведение героев в эпизодах «Павел Петрович и княгиня Р.» и «Базаров в сцене объяснения с Одинцовой». Подумайте, почему оба героя, по замыслу автора, должны пройти испытание через отношения с Фенечкой?

    Смотри Алгоритм сравнения

  • Слайд 17

    Литература

    Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1991.

    Ванюшева Н.Р. Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы. Газета «Литература» №17-24 2009 г.

    Воловичева Н.Б, Зайцева М.К., Захарова Т.А.и др. «Информационная обработка текста и анализ средств выразительности» NITI-методики по русскому языку. (http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239

    Не бойся книги, школьник. Уроки петербургских словесников / Сост. и общая ред. Н.М. Свириной. СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004.

    Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб.: Тускарора, 1997.

  • Слайд 18

    Автор презентации:

    Горох Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

    МОУ СОШ села Ключи

    Лысогорского района Саратовской области

Посмотреть все слайды

Конспект

Орёл и воробьи.

О.Н.Безымянная.

(1)Однажды на ферму, где жила стая воробьёв, залетел Орёл. (2)Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. (3)И послушать, что он скажет. (4)И стал рассказывать Орёл о других мирах и иной жизни. (5)Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (6)Тогда вышел вперёд один воробей и сказал:

(7) – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам...

Орёл и воробьи.

О.Н.Безымянная.

(1)Однажды на ферму, где жила стая воробьёв, залетел Орёл. (2)Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. (3)И послушать, что он скажет. (4)И стал рассказывать Орёл о других мирах и иной жизни. (5)Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (6)Тогда вышел вперёд один воробей и сказал:

(7) – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. (8)Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.

(9)Окинул Орёл своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались грязные, толстые, дурно пахнущие животные. (10)Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоёвывать себе лучший кусок.(11)И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. (12)И было неприятным это зрелище.

(13)И сказал тогда орёл воробьям:

(14) – Я считал воробьёв птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (15)Но нашёл я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни.

(16) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. (17) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.

(18)Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (19)Расправил тогда Орёл крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:

(20) – Короткое крыло – низкий полёт…

(21)А воробьи вернулись к своим гнёздам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

(22)Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (23)Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

Задания:

Какова композиция притчи?

Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.

Что вы можете сказать о героях притчи?

Авторская характеристика Орла и воробьев.

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

Их роль в тексте.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд