Презентация на тему "Художественно - изобразительные средства языка"

Презентация: Художественно - изобразительные средства языка
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 8-11 класса на тему "Художественно - изобразительные средства языка" по русскому языку. Состоит из 29 слайдов. Размер файла 0.39 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Художественно - изобразительные средства языка
    Слайд 1

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Тестовые задания по вариантам

  • Слайд 2

    ВАРИАНТ 1

  • Слайд 3

    А. Троп – это образное выражение, содержащее преувеличение. Б. Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В. Троп – это образное выражение, содержащее преуменьшение. Выберите правильное определение 1

  • Слайд 4

    Определите, в каком столбике перечислены только тропы: а) метонимия; б) метафора; в) метафора; гипербола; анафора; эпитет; эпифора; сравнение; метонимия; олицетворение; олицетворение; гипербола; перифраза; ирония; аллегория. 2

  • Слайд 5

    а) эпифора; эпитет; риторическое обращение; синекдоха; б) антитеза; градация; параллелизм; инверсия; умолчание; В) анафора; олицетворение; риторический вопрос; оксюморон. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: 3

  • Слайд 6

    Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) д) А..егория лл л лл л лл Гр..дация о а а о а Пр..образ о а а о о Пара..елизм лл л л лл лл ..нафора о а о а а Выберите правильный ответ. 4

  • Слайд 7

    Зачем, Когда придет пора, а) Риторический вопрос. Мы гоним детство со двора? б) Риторическое Зачем стараемся скорей обращение. Перешагнуть ступени дней? в) Асиндетон. г) Полисиндетон. 2.Ступеньки вверх, а) Антитеза. Ступеньки вниз - б) Эпифора. Кружится голова. в) Анафора. г) Риторическое восклицание. Определите фигуры речи 5

  • Слайд 8

    3. С горы бежит поток проворный, а) Антитеза. В лесу не молкнет птичий гам б) Инверсия. (Ф.Тютчев) в) Синекдоха. г) Анафора. 4.Уж вечер… облаков померкнули края, а) Эпифора. Последний луч зари на башнях умирает; б) Антитеза. Последняя в реке блестящая струя в) Эллипсис. С потухшим небом угасает. г) Анафора. (М.Лермонтов) 5. Приехав домой, Лаевский и а) Антитеза. Надежда Федоровна вошли б) Градация. в свои темные, душные, в) Умолчание. скучные комнаты. г) Эпифора. (А.Чехов) 5 Определите фигуры речи

  • Слайд 9

    Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А.Фет) А. Метонимия. В. Эпитет. Б. Олицетворение. Г. Перифраза. Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет… (А.Пушкин) А. Метонимия. В. Литота. Б. Гипербола. Г. Эпитет. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь) А. Литота. В. Гипербола. Б. Перифраза. Г. Метонимия. 4. Невольник чести. (М.Лермонтов) А. Олицетворение. В. Аллегория. Б. Перифраза. Г. Эпитет. Назовите тропы 6

  • Слайд 10

    5.Орлу подобно он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона, избирает Кумир для сердца своего. (А.Пушкин) А. Антитеза. В. Литота. Б. Метонимия. Г. Сравнение. 6. Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет.(С.Есенин) А. Олицетворение. В. Аллегория. Б. Метонимия. Г. Эпитет. 7. Мальчик с пальчик. А. Гипербола. В. Сравнение. Б. Литота. Г. Олицетворение. Назовите тропы 6

  • Слайд 11

    А.Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному. Б.Аллегория – иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе. В.Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением. Г.Метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого. Д.Синекдоха – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Е.Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Укажите неверные утверждения 7

  • Слайд 12

    Сласть слез соленых знала Изергиль, И сладость волн соленых впита Мальвой. Под каждой кофточкой, под каждой тальмой - Цветов сердец зиждительная пыль. Послушница обители любви Молитвенно перебирает четки. Осенней ясностью в ней чувства четки. Удел-то святости непоправим. Поет он гимны всем семи грехам, Непревзойденный в митинговой глотке. Историков о нем тоскуют плетки Пройтись по всем стихозопотрохам. А. М.Горький; Б. В.Маяковский; В. В.Брюсов; Г. М.Цветаева; Д. А.Ахматова. 8 Определите, кто из русских писателей и поэтов изображен И.Северяниным в этих строках:

  • Слайд 13

    А. Буря, ураган, тайфун, смерч. Б. Бить, колотить, лупить, дубасить, тузить, дуть. В. Бранить, ругать, хулить, журить, распекать, разносить. Г. Писатель, автор, прозаик, литератор. Д. Радоваться, восхищаться, восторгаться. 9 Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления

  • Слайд 14

    От 22 – 24баллов – «5»; 18 – 21бал. – «4»; 13 – 17бал. – «3»; 8 – 12бал. – «2». Проверь себя! Вариант № 1 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – д; 5 – 1А, 2А,В; 3Б, 4Г, 5Б; 6 – 1Б, 2А, 3В, 4Б, 5Г, 6Г, 7Б; 7 – В,Д; 8 – 1а, 2д, 3б; 9 – Б,В. Ключ к ответам

  • Слайд 15

    ВАРИАНТ 2

  • Слайд 16

    А. Стили – это художественно-изобра- зительные средства языка. Б. Стили – это богатство и существенные закономерности язака. В. Стили – это единицы текста. 1 Выберите правильное определение

  • Слайд 17

    А) Гипербола; эпитет; параллелизм; антитеза; инверсия; Б) Перифраза; олицетворение; оксюморон; эпитет; метафора; В) Умолчание; метонимия; синекдоха; градация; эллипсис. 2 Определите, в каком столбике перечислены только тропы:

  • Слайд 18

    А) Умолчание; антитеза; анафора; эпифора. Б) Параллелизм; антитеза; олицетворение; перифраза; умолчание. В) Риторический вопрос; гипербола; ирония; литота. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: 3

  • Слайд 19

    Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) д) Ол..цетворение и е и и и пер..фраза е е и и е л.. тота и е и е и г..пербола е и и е и мет..нимия а а о а о Выберите правильный ответ 4

  • Слайд 20

    1. Игорь спит, А). Анафора. Игорь бдит, Б). Асиндетон. Игорь мыслию поля мерит. В). Инверсия. («Слово о полку Игореве») Г). Эллипсис. 2. Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлеными щиты. («Слово о полку Игореве») А. Градация. Б. Антитеза. В. Асиндетон. 3. В синем небе звезды блещут, А). Параллелизм. В синем море волны плещут. Б). Антитеза. (А.С.Пушкин) В). Инверсия. Определите фигуры речи 5

  • Слайд 21

    5. И день за днем А). Инверсия. ужасно злить Б). Эпифора. меня вот это стало. В). Градация. (В.Маяковский) Г). Эллипсис. Мы села – в пепел; грады – в прах; В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский) А. Эллипсис. В. Градация. Б. Асиндетон. Г. Эпифора. 4. И какой русский не любит быстрой езды? (Н.Гоголь) А. Инверсия. Б. Риторический вопрос. В. Антитеза. 5 Определите фигуры речи

  • Слайд 22

    Назовите тропы. Страна восходящего солнца. А. Гипербола. В. Метонимия. Б. Перифраза. Г. Эпитет. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) А. Эпитет. В. Синекдоха. Б. Метафора. Г. Гипербола. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов) А. Аллегория. В. Эпитет. Б. Метафора. Г. Перифраза. Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке) А. Ирония. В. Аллегория. Б. Перифраза. Г. Эпитет. 6

  • Слайд 23

    5. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) А. Гипербола. В. Литота. Б. Эпитет. Г. Синекдоха. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В.Маяковский) А. Метонимия. В. Эпитет. Б. Литота. Г. Перифраза. Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи. (Ф.Тютчев) А. Сравнение. В. Эпитет. Б. Литота. Г. Метафорф. 6 Назовите тропы

  • Слайд 24

    А. Перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания. Б. Омонимы – слова, имеющие противоположное значение. В. Градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения. Г. Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Д. Оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого. Укажите неверное утверждение 7

  • Слайд 25

    Определите, кто из русских поэтов и писателей изображен в этих строках. Он тщетно на земле любви искал: Ее здесь нет. Когда же свой оскал Явила Смерть, он понял: - Незнакомка. Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и веселым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком. Писатель балаклавских рыбаков, Друг тишины, уюта, моря, селец… А). С. Есенин; Б). А. Блок; В). А. Куприн; Г). В. Маяковский; Д). И. Бунин. 8

  • Слайд 26

    Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления 9 А. Умер, скончался, преставился, дал дуба, сыграл в ящик. Б. Безграничный, бескрайний, бесконечный, необозримый, необъятный. В. Лицо, лик, физиономия. Г. Блестеть, сверкать, сиять, светиться, искриться. Д. Лаять, брехать, тявкать, гавкать.

  • Слайд 27

    1 – Б; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – 1А, 2В, 3Б; 4А, 5Б, 6А, 7А; 6 – 1Б, 2Г,3Б, 4А, 5В, 6А, 7А; 7 – Б, Е; 8 – 1б, 2а, 3д; 9 – А, В, Д. Вариант № 2 Проверь себя! От 23 – 26 баллов – «5»; 19 – 22 бал. – «4»; 14 – 18 бал. – «3»; 8 – 13 бал. – «2» Ключ к ответам

  • Слайд 28

    СПАСИБО за работу!

  • Слайд 29

    Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке