Презентация на тему "Имя прилагательное как часть речи"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, с помощью которой учащиеся познакомятся с новой, для себя, частью речи - именем прилагательным. Урок проходит в игровой манере, с тематическими загадками, играми и заданиями для самостоятельного выполнения.

Краткое содержание

  • Изучаем имя прилагательное
  • Работа с текстом
  • Поэтическая пятиминутка
  • Игра "Составь слово"
  • Синтаксическая пятиминутка
  • Синтаксическая пятиминутка
  • Словарь сложных слов

Содержание

  • Слайд 1

    Имя прилагательное как часть речи

    Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

    Preznetacii.com

  • Слайд 2

    Цель

    Знать:

    • Морфологические признаки прилагательного
    • Синтаксическую функцию его в предложении
    • Роли прилагательного в тексте

    Уметь:

    • Употреблять прилагательные в речи
    • Определять морфологические признаки прилагательного
    • Синтаксическую роль в предложении

    Расширить:

    • Сведения о функции прилагательного в предложении

  • Слайд 3

    Работа с текстом

    К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

    Летит … , несет в клюве сосновую шишку.

    Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.

  • Слайд 4

     

    • О какой птице идет речь?
    • Как вы это определили?
    • Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте?
    • К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

  • Слайд 5

    Понаблюдаем вместе

    Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.

    «Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.

    - Одной пуговицы хватит!

    - Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или…

    - Можно обыкновенную брючную пуговицу, - сказал Юксаре.

  • Слайд 6

     

    • С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных?

    Что вы знаете об этой части речи:

    • что означает, на какие вопросы отвечает?
    • к словам какой части речи относится, как изменяется?

  • Слайд 7

    Отгадайте загадки

    Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

    Золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домов – столько беленьких жильцов.

  • Слайд 8

    Поэтическая пятиминутка

    Белая береза под моим окном

    Принакрылась снегом, точно серебром.

    На пушистых ветках снежною каймой

    Распустились кисти белой бахромой.

    И стоит береза в сонной тишине,

    И горят снежинки в золотом огне.

    А заря, лениво обходя кругом,

    Осыпает ветви новым серебром.

    С.Есенин

  • Слайд 9

     

    Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку?

    Как называется такое средство выразительности речи?

    Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.

    Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

  • Слайд 10

    Игра «Составь слово»

    Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

    Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.

    Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

    Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.

    Получилось слово Бесстрашные

    С каким фонетическим явлением вы встретились?

  • Слайд 11

    Синтаксическая пятиминутка

    Составьте и запишите предложение со словом бесстрашные. Разберите его по составу.

    Разберите по составу предложение:

    Вода в озере холодная.

    Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

  • Слайд 12

     

    А кругом роса жемчужная

    Отливала блестки алые.

    И над озером серебряным

    Камыши, склонясь, шепталися.

    С.Есенин

    Определите количество основ в предложении. Составьте схему.

    Какие выразительные художественные средства помогают автору создать яркую, образную картину?

    Придумайте и запишите синонимы к слову алый.

  • Слайд 13

    Лексическая работа

    Запишите предложения, выделите сказуемые и определения.

    Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)

    Никнут шелковые травы. (С.Есенин)

    И в это время лебедь белая оглянула даль зеркальную. (С.Есенин)

    Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)

    Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)

    Что могут обозначать прилагательные?

    Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

  • Слайд 14

     

    Составьте и запишите словосочетания.

    Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера.

    Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).

    Разобрать по составу слова задумчивый, заботливый. Приведите примеры прилагательных с такими же суффиксами.

  • Слайд 15

    Суффиксы имен прилагательных

  • Слайд 16

    Словарь трудных слов

    Баять (говорить)

    Обаятельный

    Обаятельно

    Краснобай

    Аккуратность

  • Слайд 17

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд