Презентация на тему " Имя существительное как часть речи"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Интересная презентация по русскому языку для детей начальной школы. Подача материала формулируется, как исследовательская работа, целью которой является подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы о значении имени существительного.

Краткое содержание

  • Изучаем существительное как часть речи
  • Исследовательская работа
  • Анализ результатов
  • Практическое задание

Содержание

  • Слайд 1

    Имя существительное как часть речи

  • Слайд 2

    Цели урока

    Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.

    Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

  • Слайд 3

    А.Шибаев «Слова, слова, слова…»

    Всему название дано –И зверю, и предмету.Вещей вокруг полным – полно,А безымянных нету.И всё, что может видеть глаз –Над нами и под нами,-И всё, что в памяти у нас,-Означено словами.

  • Слайд 4

    Доброта.

    Стираются лица и даты,

    Но все ж до последнего дня

    Мне помнить о тех, что когда – то

    Хоть чем – то согрели меня.

    Согрели своей плащ – п…латкой,

    Иль тихим шутливым сл…вцом,

    Иль чаем на столик… шатком,

    Иль попросту добрым лицом.

    Как праздник, как счастье, как чудо

    Идет Доброта по з…мле.

    И я про нее не забуду,

    Как я забываю о зле (Ю. Друнина)

    а о е е

  • Слайд 5

    Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»

    Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

    Имя существительное сказало о себе так:

    «Давно живу я в мире этом.

    Даю названия предметам???»

  • Слайд 6

    Гипотеза

    Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.

  • Слайд 7

    Ход исследования

    Проанализировать определения имени существительного

    Провести наблюдения в окружающем мире.

    Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

  • Слайд 8

    Анализ определений имени существительного

    Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения

    Определение из Википедии

  • Слайд 9

    (Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)

    Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

  • Слайд 10

    Вывод:

    В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете

  • Слайд 11

    Ответить на вопросы, привести примеры

    • Существительные могут обозначать людей и животных?
    • Существительные могут обозначать географические названия?
    • Существительные могут обозначать предмет признака?
    • Существительные могут обозначать явления природы?
    • Существительные могут обозначать события?
    • Существительные могут обозначать качества человека?
    • Существительные могут обозначать предмет действия?
    • Существительные могут обозначать состояние человека?

  • Слайд 12

    Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

    Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.

    Существительные обозначают людей и животных, географические названия (Москва), явления природы (радуга, дождь), события (праздник, война), состояние человека (грусть, волнение),

    качества человека (смелость, доброта), предмет действия (бег, ходьба), предмет признака (желтизна, красота) .

  • Слайд 13

     

    Ребята, берегите зрение!

  • Слайд 14

    Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении

    существительные, обозначающие

    • Землю, ее недра, водную поверхность
    • Космические тела и явления
    • Растения
    • Животных
    • Явления природы
    • Вещества
    • Факты, события
    • Океан, родник, низменность, водопад, предгорье, река, дорога
    • Затмение солнца, заря, рассвет,
    • Метель, ветер, иней, мороз
    • Каникулы, олимпиада, праздник
    • Черешня, пшеница, рожь
    • Змея, крокодил
    • Молоко, золото, железо,

  • Слайд 15

    Обоснуй ответ. Распределительное письмо. Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ.,

    2 – прил., 3 – глагол).

    Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.

  • Слайд 16

    Подбери имя, определи признаки существительного.

    • Город
    • река
    • деревня
    • озеро
    • собака
    • поэт
    • кошка
    • писатель
    • сказочник
    • книга
    • имя
    • фамилия
    • мультфильм
    • отчество
    • государство
    • газета
    • передача
    • Усть – Каменогорск
    • Иртыш
    • Прапорщиково
    • Зайсан
    • Тузик
    • Пушкин
    • Мурка
    • Пришвин
    • Андерсен
    • Кладовая солнца
    • Максим
    • Сергеев
    • «Гадкий утенок»
    • Владимировна
    • Казахстан
    • «Мой город»
    • «Спокойной ночи, малыши»

  • Слайд 17

    Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?

  • Слайд 18

    Домашнее задание.

    Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм

    Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

  • Слайд 19

     

  • Слайд 20

    Использованные ресурсы

    Проект ученицы 5 класса «Г»ГОУ ЦО № 556 Виноградовой Евгении Научный руководитель: учитель русского языка Жадан О.В.

    Физминутка для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ

    Анимационные картинки

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд