Презентация на тему "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

Презентация: Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда
Включить эффекты
1 из 65
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда" по русскому языку, включающую в себя 65 слайдов. Скачать файл презентации 0.21 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    65
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда
    Слайд 1

    Инновационные процессы в образованииИнтегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда

    Подготовила методист ОМППС высшей категории Щедрова Елена Анатольевна

  • Слайд 2

    Педагогическая инноватика

    Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.

  • Слайд 3

    Понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании

    Новшества Нововведения

  • Слайд 4

    Новшество @ Нововведение

    Новшество Идея Метод Средство Технология Система Нововведение процесс внедрения и освоения новшества

  • Слайд 5

    Нововведение

    Управляет развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны.

  • Слайд 6

    Инновационный процесс

    социально-экономический аспект психолого-педагогический аспект организационно-управленческий аспект Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

  • Слайд 7

    Составляющие инновационного процесса

    Создание Освоение Применение

  • Слайд 8

    Инновационная деятельность

    - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса

  • Слайд 9

    Функции инновационной деятельности

    изменение компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

  • Слайд 10

    Традиционное соотношение науки и практики

    Наука разрабатывает и внедряет в практику Такое понимание противоречит личностно-ориентированному педагогическому подходу, определяющему повышение роли субъекта в проектировании своего образования.

  • Слайд 11

    Педагогическая инноватика

    не в традиционном ключе «внешних воздействий», а в позиции условий обновления образования, происходящего с участием педагогов и учеников.

  • Слайд 12

    Направления инновационных изменений в педагогике

    формирование нового содержания образования разработка и реализация новых технологий обучения применение методов, приемов, средств освоения новых программ создание условийдля самоопределения личности в процессе обучения изменениев образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношениймежду ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.

  • Слайд 13

    Типология педагогических инноваций

    1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

  • Слайд 14

    2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

  • Слайд 15

    3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием

  • Слайд 16

    4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

  • Слайд 17

    5.По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

  • Слайд 18

    6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные. 7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

  • Слайд 19

    8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов. 9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п. 10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

  • Слайд 20

    Интегрированные занятия, как одна из инновационных форм работы учителя-логопеда

  • Слайд 21

    Интеграция – объединение, слияниев известных пределах обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия (от лат. — «полный», «целостный») — это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.

  • Слайд 22

    Возможности интеграции:

    сокращение количества занятий, снижение объема учебной нагрузки на каждого ребенка реализация коррекционных и образовательных задач через игру развивитие творческих способности и коммуникативных умений активизация познавательной активности формирование коллективных взаимоотношений укрепление психического и физического здоровья детей.

  • Слайд 23

    Особенности интегрированного занятия

    четкость, компактность, сжатость логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры

  • Слайд 24

    Занятия могут быть с использованием:

    сказочных и литературных героев; сказочных сюжетов; разработанных или совместно придуманных игр; воображаемых путешествий, поездок, приключений; элементов сюжетно-ролевых и дидактических игр; тематических праздников; предметных и сюжетных картин, сюжетов и героев мультфильмов.

  • Слайд 25

    Особенности детей с нарушениями речи

    нарушения неречевых функций общая соматическая ослабленность отставание в развитии двигательной сферы плохая координация движений трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов недостаточность фонематического восприятия необходима частая смена, чередование действий

  • Слайд 26

    На интегрированном занятии оказывается возможным решать и коррекционные, и образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей.

  • Слайд 27

    Условия проведения интегрированных занятий

    серьезная подготовка всего педагогического коллектива систематичность планомерность согласованность

  • Слайд 28

    Здоровьесберегающие задачи:

    учёт перегрузки обучающихся путём переключения их на разные виды деятельности учёт индивидуальных особенностей, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе уважение к личности ребёнка учёт актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики учёт стиля общения с обучающимися: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку

  • Слайд 29

    Типы интегрированных занятий

    Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед -психолог, логопед – воспитатель, логопед- музыкальный руководитель, логопед- физкультурный работник, логопед - учитель) Использование логопедом методов и приемов работы других специалистов с целью увеличения эффективности логопедического процесса.

  • Слайд 30

    Сотрудничество различных специалистов

  • Слайд 31

    Задачи интеграции

    координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребёнка совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях образовательного учреждения;

  • Слайд 32

    возможность систематизацииимеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками, поднятие престижа профессий логопеда, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, объединение представителей этих специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса

  • Слайд 33

    Модели интегрированных занятий

    Тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на решение поставленных задач. Проблемная модель, основывается на том, что педагоги выявляют проблему и совместно разрабатывает систему мероприятийдля ее преодоления.

  • Слайд 34

    Логопед @ психолог

    предмет коррекции: когнитивная и речевая сферы

  • Слайд 35

    Логопед - Психолог

    Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребёнка лежат следующие проблемы: несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью речевое недоразвитие сопровождается снижением или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля

  • Слайд 36

    Логопед - Психологпредмет коррекции: когнитивная и речевая сферы.

    развитие звуковой стороны речи развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи формирование полноценных учебных умений развитие и коррекция высших психических функций активизация познавательной деятельности коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

  • Слайд 37

    Интегрированные занятия

    Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика

  • Слайд 38

    Логопед - Психолог

    Логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция ВПФ этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь являетсясредством развития интеллекта.

  • Слайд 39

    Логопед @ Музыкальный руководитель

  • Слайд 40

    Логопед –Музыкальный руководитель

    Интегрированные занятия логопеда и музыкального руководителя предполагают взаимодополнение. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

  • Слайд 41

    Логопед Музыкальный руководитель

    развитие лицевой и артикуляционной моторики развитие звуковой стороны речи развитие лексического запаса и грамматического строя речи развитие просодической стороны речи формирование связной речи формирование полноценных учебных умений развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи формирование правильного дыхания развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность. формирование навыка осознанного восприятия пространства

  • Слайд 42

    Вариант интеграции с музыкальным руководителем

    в работе с детьми 3-5 лет. Занятия проводит музыкальный руководитель, используя методические рекомендации логопеда и приемы логопедической ритмики

  • Слайд 43

    Методические рекомендации логопеда

    Первый год обучения: развитие пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи. формирование чувства темпа. развитие мышечного ощущения направления движения.

  • Слайд 44

    Второй год обучения: развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков. развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений. формирование навыка осознанного восприятия пространства.

  • Слайд 45

    Третий год обучения: обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики. ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.

  • Слайд 46

    Четвертый год обучения: совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.

  • Слайд 47

    Логопед @ Музыкальный руководитель

    На интегрированных занятиях логопеда и музыкального руководителя осуществляется: развитие и коррекция речевой функциональной системы слуховых функций оптико-пространственных представлений праксиса, тактильного гнозиса интеллектуальных и творческих способностей происходит осознание собственных эмоций развитие эмпатии.

  • Слайд 48

    Логопед - Воспитатель

    Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий составление общих планов коррекционной работы с детьми консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности оформление рекомендаций для родителей.

  • Слайд 49

    Логопед @ Воспитатель

  • Слайд 50

    Логопед Воспитатель

    Развитие речи в целом посредством обогащения представлений об окружающей действительности Развитие грамматических категорий на отрабатываемом учебном материале (например, пересчет предметов от 1до 5 и др.) Развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности Обогащение представлений об окружающем мире, формирование понятий Развитие нравственных качеств личности, этических норм поведения, эстетических и патриотических чувств Формирование учебных знаний, умений и навыков.

  • Слайд 51

    Интегрированные занятия логопеда и воспитателя Математика ИЗО Окружающий мир Грамматические категории Планирование высказывания Развитие словаря и связной речи

  • Слайд 52

    Логопед @ Физкультурный работник

  • Слайд 53

    Логопед Физкультурный работник

    Учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию. Развивать понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за) Развивать семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать-семенить-нестись……; высоко-низко, далеко-близко, широкий –узкий и др.) Развитие общей и мелкой моторики Развитие пространственных ориентировок Координации и ритмизации движений Снятие мышечного напряжения

  • Слайд 54

    Вариант интеграции через выполнение методических рекомендаций

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук Физкультминутки: развитие ориентировки в пространстве и координации движений, улучшение осанки, развитие лексического строя речи, речевого дыхания. Содействие логопедической работе по коррекции речи путём использования различных упражнений, предусматривающих дыхательную гимнастику, сочетание движения и речи Реализация двигательного режима детей

  • Слайд 55

    Логопед @ Учитель

  • Слайд 56

    Логопед – Учитель

    Интеграция в данном случае будет выражаться в использовании учителем методических рекомендаций логопеда на уроках русского языка, чтения и ознакомления с окружающим миром.

  • Слайд 57

    Необходимые условия интеграции логопед-учитель:

    соответствие подобранного речевого материала изучаемой теме и речевым возможностям детей учитель должен следить за тем, чтобы совершенствовался лексико-грамматический строй речи детей, чтобы предлагаемый материал активизировал их мыслительную деятельность на всех этапах занятия должна развиваться связная речь учащихся предлагаемые задания должны служить реализации задач образовательной программы

  • Слайд 58

    Например: Окружающий мир, раздел «Природа», тема «Живая и неживая природа»

    1. Составить предложение, закончив его: Солнце служит источником тепла и света для ……………………………. Живым существам необходимы ,…………………………………………. 2. Составить предложения из набора слов: Воздух, чувствовать, видеть, нельзя, можно, его, только. Человек, может, воздух, без, секунд, несколько, прожить. 3. Вставить в предложения пропущенные слова: Солнце всходит ____________, а заходит ________________. Вода на морозе _____________, а в тепле ________________. 4. Закончить предложения: Вода загрязняется от того, что…………………………… Чтобы этого не происходило, необходимо ………………………….. Воду нужно использовать бережно, чтобы …………………………………

  • Слайд 59

    Рекомендации дляуроков русского языка

    Обогащение, расширение и уточнение словарного запаса именами существительными, глаголами, прилагательными на материале предложений и текстов. Включение имен существительных, прилагательных, глаголов в различных грамматических формах в предложения и за счет этого создание конструкций различной сложности. Восстановление текстов путем включения имен существительных, прилагательных, глаголов.

  • Слайд 60

    Создание текстов по опорным именам существительным, прилагательным, глаголам. Учить находить, выделять и затем использовать повторы, выраженные существительными, для связи смежных предложений. Умение заменять имя существительное личным местоимением в смежных предложениях. Использование различных грамматических категорий с целью обеспечения связности текста (как межфразовых средств связи).

  • Слайд 61

    Пример:

    Задание №1. А. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные: Котенок маленький, пушистый. Ручей – прохладный, серебристый. Трава – зеленая и нежная. Зима – холодная и снежная. Подумай, что ты подберешь к словам: Лиса ____________________ Собака __________________ Дождик __________________ Утро _____________________ Еж_______________________ Б. Составить предложения с получившимися словосочетаниями. (Например, Хитрая лиса кур крадет.)

  • Слайд 62

    Задание №2. Закончить предложения, вставив подходящие по смыслу слова: Сахар сладкий, а горчица ______________ Зимой погода холодная, а летом ___________ Дерево высокое, а куст ______________ Дедушка старый, а внук _______________ Лев смелый, а заяц __________________ Камень тяжелый, а пушинка _____________

  • Слайд 63

    Вывод:

    Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система, имеющая свои цели и задачи.

  • Слайд 64

    Литература

    1.Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73. 2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с. 3.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c. 4. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26. 5. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/под ред. Г.А.Волковой. – СПб.:КАРРО, 2005

  • Слайд 65

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке